Владимир Мирзоев поставил в Российском Академическом Молодёжном театре второй спектакль.
Первой постановкой режиссёра в РАМТе была «Олеанна» по одноимённой пьесе Дэвида Мэмета, теперь – «Оборванец», ранняя пьеса Михаила Угарова, написанная в духе Хармса.
По мнению режиссёра, РАМТ – хорошее место для необычных пьес. «Тем более Алексей Владимирович Бородин (художественный руководитель РАМТ, — прим. ред.) хорошо знал Михаила Угарова, — говорит он. — Когда-то они вместе работали в Кирове: Миша – актёром, Алексей Владимирович – режиссёром. Пьеса долго не могла найти приюта, а теперь, наконец, обретает дом – в память о своём авторе, настоящем мастере».
Нарочитое бесовство на сцене, как вспарывание гнойников. Зависть, возведённая в абсолют. Самая страшная – такая вроде бы тихая…
Андрей Сипин (Кто-то), Мария Турова (Она) и Бабушка Тихонова (заслуженная артистка России Наталья Рязанова)
А кто в этом мире не завидует, спросите вы? Кто не крадёт, хотя бы в мыслях, воображая, что съедает чужое заветное? Вопрос в другом – кто может остановиться? «У таких язычников, — считает режиссёр, — нет за душой ничего, а воровство – это принцип, способ познания мира».
Жить в иллюзиях, наверное, проще. Подглядывая в чужие окна, и, пользуясь чужими мужьями-жёнами, можно ни за что не отвечать. Брать – не творить, особых трудов не надо. Берут всё, что плохо лежит..
Стоп. Но ведь плохо, так свободно идёт в руки…
«И ещё, — продолжает Мирзов, — это история об одиночестве. Все герои – брошенные богом беспризорники, но восстать не умеют – слишком инфантильны и пусты».
А, может, недолюбленные? И кто кого бросил, скорее всего, открытый вопрос. Не зря размышляют герои о божьей «синей театрадочке», где некто фиксирует плюсы и минусы. Но в то же время вывод: «Бог виноват передо мной, а не я перед ним».
Александр Доронин (Лёша) и Мария Турова (Она)
Ну, что ж, тем длиннее путь. И путь этот замкнутый круг или…?
«С одной стороны, да, мы ходим одними и теми же путями, — комментирует режиссёр поезд в замкнутой окружности рельсов, — повторяем одни и те же ошибки и достижения. Но, с другой стороны, есть опыт, что накапливается в поколениях, и преображаясь отчасти, всё равно этот круг размыкает в спираль. Это медленный прогресс, но я верю, что всё будет хорошо».
На каких-то микронах, где-то в подсознании, освобождение от иллюзорной жизни конечно, возможно. Как создать гармонию реальности бытия? Владимир Мирзоев даёт потрясающе неожиданный для многих ответ. Не рецепт, а направление. И именно поэтому «Оборванца» очень стоит посмотреть. Чтобы спросить себя, а не «виновных» во всём окружающих: «Почему так живём?»
Александр Доронин (Лёша)
Конечно, размышлять зритель будет потом, дома или по дороге домой, когда начнёт немного приходить в себя от потрясающего актёрского фейерверка, втягивающего в контрастные миры и настроения – от чувственного танго до рассказов соседки по коммуналки, от так важного почему-то цвета маренго до отчего-то даже не шокирующих ало-клюквенных оттенков повседневности. И не без музыкальной лирики и тёплого уюта.
Попадёт или не попадёт в зрителя? По мнению Мирзоева, это всегда большой вопрос. «Я всегда исходил из того, — говорит он, что если попадает в меня, значит и в кого-то ещё тоже. Не во всех, но в кого-то, кто-то рифмуется со мной. Мой единственный инструмент – мои собственные чувства, мой собственный разум, думаю, у режиссёра иного критерия нет».
Фото: Антон Белицкий (предоставлено пресс-службой РАМТ)
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ