Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

Летела жизнь в плохом автомобиле… Кто вы, бард Высоцкий?

Уже более четверти века наша страна живёт под властью компрадорской буржуазии. Как всегда при смене идеалов поспешно сносятся одни памятники и не менее поспешно устанавливаются другие. Появились памятники  Колчаку, Ельцину, Солженицыну.… Через годик-другой, глядишь, увидим памятники Михаилу Горбачёву, генералу Власову, Анатолию Чубайсу… Воздвигнуто  немало памятников и Владимиру Семёновичу Высоцкому. Почему же власть не жалеет денег и для увековечивания памяти этого человека?

Владимир Высоцкий покинул этот мир сорок лет назад, но его песни продолжают жить. Они часто звучат в записях авторского исполнения, их поют профессиональные артисты и любители. Многие строки из песен Высоцкого цитируют в разговорах («Настоящих буйных мало – вот и нету вожаков», «В гости к Богу не бывает опозданий», «Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал», «Жираф большой – ему видней» и другие).

Актуально ли творчество поэта-барда сегодня? Коли его песни слушают, поют их, ищут в «ютубе» (причём, миллионы), значит, актуально. Кто из современных русских поэтов конца двадцатого века более популярен? Да никто.

Всеволод Емелин, рассуждая о творчестве Высоцкого, подметил: «Увы, сейчас подобного давно нет и несчастной публике (несмотря ни на что интересующейся стихами) преподносят либо псевдовысоколобые непрожёванные шарады так называемой «актуальной поэзии», либо попсу в широком смысле слова».

«Правящие бал» в России современные либералы считают Владимира Высоцкого «своим». Но так ли это на самом деле?

Как известно, в четырнадцать-шестнадцать лет под воздействием «окружающей среды» у человека формируется «стержень» его личности.

8 марта 1953 года восьмиклассник Володя Высоцкий, дважды пройдя в Колонном зале мимо тела покойного Иосифа Виссарионовича Сталина, вернулся домой и написал стихотворение «Моя клятва», которое завершалось такими строками:

Я клянусь: буду в ногу идти

С дружной, крепкой и братской семьёй,

Буду светлое знамя нести,

Что вручил ты нам, Сталин родной.

В эти скорбно-тяжёлые дни

Поклянусь у могилы твоей

Не щадить молодых своих сил

Для великой Отчизны моей.

Имя Сталин в веках будет жить,

Будет реять оно над землёй,

Имя Сталин нам будет светить

Вечным солнцем и вечной звездой.

Какой же сталинской политике юноша поклялся быть верным и при этом «не щадить молодых своих сил»? Среднюю школу Высоцкий окончил без «троек», что свидетельствует о его пытливом уме. Он видел, как стремительно развивалась страна. За каких-то десять лет проведена индустриализация, без чего победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна. Постоянно росло количество школ, училищ, техникумов, вузов — и всё это было доступно для рядовых граждан. Создание ядерного оружия позволило СССР стать сверхдержавой. Цены на товары народного потребления периодически снижались (позже Высоцкий напишет: «…было время и цены снижали»), коммунальные услуги и жильё стоили по сравнению с сегодняшним днём копейки.

Образование, медицина и многие виды отдыха были в то время бесплатными. Каждый год (в среднем) численность русского населения увеличивалась на полтора миллиона человек, а всё население страны с 1924 по 1953 год выросло со 147 до 208 млн. человек. И это при том, что в годы войны страна потеряла миллионы своих граждан. (Для сравнения: по данным Росстата за годы правления Путина русских людей в РФ стало на семь миллионов меньше). В 1953 году средняя продолжительность жизни в СССР составляла 63 года, в 1913 году (это для тех, кто расхваливает царскую Россию) – 33 года.

И так далее…

Не будем перечислять все плюсы сталинской эпохи, ибо это займёт слишком много страниц. Одним словом, Сталин заставил учиться, работать и побеждать. Именно эти сталинские дела поклялся продолжить юный Высоцкий: «Буду светлое знамя нести, что вручил ты нам, Сталин родной». И что характерно: Володя обращается к вождю на «ты» и тем самым высказывает своё родство с Иосифом Виссарионовичем по духу.

При этом не надо забывать, что период правления Сталина приходился на очень трудное для России время: разруха после первой мировой войны и упадок во всех отраслях, стремление капиталистических государств любыми путями ослабить Страну Советов, период Великой Отечественной войны с её тяжёлыми последствиями.

Серьёзные ошибки у Сталина тоже, безусловно, были. Да их и не могло не быть: ведь по сути всего второй раз в истории человечества строилось социалистическое государство.

Возвращаясь в 1931 году из Советского Союза, Бернард Шоу сказал: «Я уезжаю из государства надежды и возвращаюсь в наши западные страны – страны отчаяния.…  Для меня, старого человека, составляет глубокое утешение, сходя в могилу, знать, что мировая цивилизация будет спасена. Здесь, в России, я убедился, что новая коммунистическая система способна вывести человечество из современного кризиса и спасти его от полной анархии и гибели».

Во время обучения Высоцкого в Школе-студии МХАТ его отношение к Сталину существенно изменилось. Это произошло, как мне представляется, главным образом по трём причинам.

Мировоззрение будущего поэта укреплялось в годы, последовавшие после 20 съезда КПСС, когда Хрущёв и его приспешники лезли из кожи вон, чтобы вылить ушаты помоев на голову покойного Сталина. На многие руководящие посты по всей горизонтали власти пролезли члены партии, которых как ржа железо разъедала мелкобуржуазная психология. Они жаждали больше материальных благ; потребительский «аппетит» возрастал почти у каждого.

Конечно, такие люди были во властных структурах и ранее. Однако они сдерживали свои «аппетиты»,  опасаясь нежелательных последствий.

Здесь уместно вспомнить такой эпизод. Председатель ОГПУ Генрих Ягода в кругу близких ему людей сокрушался, что, дескать, мы занимаем высокие посты,  а что имеем: автомобиль казённый, квартира нам не принадлежит, мебель с инвентарными номерами и т. п.

Не индустриализация или другие государственные проекты в первую очередь интересовали этих людей, а личное материальное благополучие. И причина понятна: они были в плену частнособственнической психологии. Иосиф Виссарионович решительно боролся с этой психологией, особенно в рядах руководящего звена. Именно с этой целью периодически проводились «чистки партии», что породило у многих чиновников и представителей интеллигенции лютую ненависть к Сталину. И среди окружения студента Высоцкого, скорее всего, было немало таких людей.

Волна «разоблачения» культа личности подхватила Высоцкого и выбросила в океан обильной лжи на Сталина. Неопытному молодому разуму трудно было справиться с  потоком обвинений в адрес покойного вождя: все без исключения СМИ вопили о «злодеяниях» сталинской госбезопасности, а многие вузовские преподаватели и деятели искусства, выполняя установку съезда партии, дружно подхватывали эти вопли.

И ещё важнейшая и, пожалуй, самая главная причина отречения Высоцкого от вчерашнего кумира. Будущий поэт плохо изучал историю большевистской партии, слабо ориентировался в историческом материализме и диалектике. Да и не было у него возможности ознакомиться со стенограммами пленумов и съездов партии и с другими документами: всё было засекречено. Именно самому прочитать, а не послушать комментарии к ним идеологических клеветников. (Нередко политические взгляды формируются именно на знакомстве с «комментариями»).

А будь у Высоцкого такая возможность и желание, он  имел бы более реальную картину о том, какая борьба шла после смерти В.И. Ленина внутри ЦК о путях развития России. Мы и сегодня-то толком не знаем всей правды о «загадке» 1937 года. Главные документы этого периода времени власть олигархического капитализма до сих пор охраняет грифом «секретно».

Бисмарк, проживший в России четыре года, в своё время сказал: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя». Этот тезис наши враги сразу взяли на вооружение в борьбе с Россией.

«Разоблачение культа» личности Сталина нанесло непоправимый ущерб не только международному коммунистическому движению. Хрущёв вложил в руки противника такой мощный козырь, что Запад использует его против России и сейчас. А в пятидесятые-шестидесятые годы это послужило толчком для оживления деятельности антисоветчиков внутри СССР и в странах народной демократии. Например, в Чехословакии родился лозунг борьбы за «социализм с человеческим лицом», и это, как показала жизнь, был первый шаг к реставрации капитализма. Ну, а когда в СССР  и в той же Чехословакии был сделал последний шаг, народ ужаснулся. В результате этих «эволюционных изменений» мы регулярно сталкиваемся с фактами, от которых на голове начинают шевелиться волосы.  Вот только один такой факт.

В феврале 2009 года газета «Советская Россия» сообщила следующее: «Между Германией и Чехией существуют целые рынки, где «покупают» мальчика или девочку от 8 лет за сумму от 5 до 25 евро. Вся Чехия превращена в рынок дешёвой детской проституции, самый большой бордель в Европе, который посещает ежегодно 10 тыс. «секс-туристов» из различных стран мира. На этом секс-рынке томятся дети из Украины, России, Молдовы, Литвы и Беларуси». Подобные рынки – отличительная особенность «капитализма с человеческим лицом».

Однако вернёмся к упомянутой выше стихотворной клятве Высоцкого. Его мировоззрение менялось, и это не могло не отразиться и в творчестве поэта. Взять хотя бы строчки из широко известной в своё время песни «Банька по-белому»:

Сколько веры и лесу повалено,

Сколь изведано горя и трасс!

А на левой груди – профиль Сталина,

А на правой – Маринка анфас…

Или

… А потом на карьере ли, в топи ли,

Наглотавшись слезы и сырца,

Ближе к сердцу кололи мы профили,

Чтоб он слышал, как рвутся сердца.

Отдадим дань яркому поэтическому языку этих строф. Однако из содержания песни вовсе не следует, как считают многие, что она написана от лица несправедливо репрессированных.  Как известно, наколки с Лениным и Сталиным делали себе и отпетые уголовники. Среди них бытовало мнение, что если приговорят к расстрелу, то исполнители ВМН не посмеют стрелять в изображение своих вождей. Так что,  скорее всего, в этой песне мы видим очередную дань блатной романтике.

Но при желании можно найти у Высоцкого и строки, ясно показывающие, как изменилось его отношение к Сталину.

Например, песня «Летела жизнь…», в которой упоминается депортация чеченцев и немцев Поволжья, заканчивается такими строфами:

Воспоминанья только потревожь я —
Всегда одно: «На помощь! Караул!..»
Вот бьют чеченов немцы из Поволжья,
А место битвы — город Барнаул.

Когда дошло почти до самосуда,
Я встал горой за горцев, чье-то горло теребя, —
Те и другие были не отсюда,
Но воевали, словно за себя.

А те, кто нас на подвиги подбили,
Давно лежат и корчатся в гробу, —
Их всех свезли туда в автомобиле,
А самый главный — вылетел в трубу.

«Самый главный» — это, разумеется, тот, чья смерть некогда так потрясла юного Высоцкого.

Примеры негативного восприятия повзрослевшим поэтом даже упоминания о Сталине можно найти и в книге «Прерванный полёт» Марины Влади и в книге воспоминаний польского актёра Даниэля Ольбрыхского.

Итак, Высоцкий отрёкся от Иосифа Виссарионовича Сталина. Однако, сдаётся мне, в последние два года жизни Владимир Семёнович вновь существенно изменил своё отношение к вождю. К такому выводу я пришёл, когда обратил внимание на два момента. За год-полтора до смерти Высоцкий не написал ни одного стихотворения, в котором звучала бы критика Сталина. Кроме того, вспомним съёмки фильма «Место встречи изменить нельзя». В романе братьев Вайнеров «Эра милосердия», который лежит в основе фильма,  Жеглов – это отрицательный персонаж, сталинист. Как и многие, Говорухин тоже шёл на поводу у Вайнеров в трактовке образа, но Высоцкий настоял на своём и не стал создавать образ сталиниста. Видимо, к концу жизни он стал прозревать.

Кроме клятвенного заверения «Буду светлое знамя нести, что вручил ты нам, Сталин родной» звучал ещё и другой посыл: «Я клянусь: буду в ногу идти с дружной, крепкой и братской семьёй». А вот этой части клятвы он остался верен до конца.

После смерти Сталина Высоцкий получил специальность, совершенствовал своё актёрское и литературное мастерство и при этом внимательно всматривался в жизнь своего Отечества. Он видел, как загнивает партийно-советская номенклатура, как мелкобуржуазная психология берёт в плен всё новых и новых граждан «общенародного государства», как разрушается его Родина. Именно эти обстоятельства порождали в его душе протест, и в результате появились стихи с более громким гражданским звучанием. В одном из таких стихотворений читаем:

Я прозревал, глупея с каждым днём,

Я прозевал домашние интриги.

Не нравился мне век, и люди в нём

Не нравились. И я зарылся в книги.

Высоцкий не скрывает своего отношения к действительности:

Живу, не ожидая чуда,

Но пухнут жилы от стыда –

Я каждый раз хочу отсюда

Сбежать куда-нибудь туда.

Иной читатель скажет, что строкой «сбежать куда-нибудь туда» поэт заявил о желании выехать на ПМЖ в одну из капиталистических стран. Но это не так. Если бы у Высоцкого действительно было такое намерение, он бы это легко сделал, так как много раз выезжал в Париж к своей жене Марине Влади.

Протестные настроения, зачастую формулируемые в иносказательной форме, раздражали чиновников, ведающих литературой. Они препятствовали продвижению стихов и песен Высоцкого в массы. Их бесило стремительное распространение по стране магнитофонных записей с песнями, пугала  порождаемая этими песнями популярность автора. Свои действия чиновники мотивировали тем, что поэзия Владимира Семёновича была несовершенна. Да, в его текстах отмечалось немало недостатков. Но достоинств в них было значительно больше. Лирике Высоцкого свойственны опора на ассоциации и смысловые оттенки. Поэт был способен в Слове передавать сложные душевные состояния, размышлять эмоционально-насыщенно. Именно поэтому лучшие его стихи, ставшие песнями, волнуют людей и заставляют слушать эти песни по многу раз.

«Запись сохранила голос, интонацию, смысл песни, но как много добавляла к этому живая мимика, выразительные глаза, вздувшиеся от напряжения жилы на шее. Он никогда не исполнял свои песни вполсилы… он пел и играл, выкладываясь полностью, до конца»

Станислав Говорухин

Некоторые настырные журналисты докапываются, был ли Владимир Высоцкий агентом КГБ. В этой связи я вспомнил один эпизод из своей службы в органах КГБ СССР-ФСБ РФ. В июне 1980 года я, молодой офицер, был включён в группу, которая осуществляла контрразведывательное обеспечение на стадионе «Динамо», где проходили футбольные матчи Московской летней олимпиады. Руководителем группы был зам. начальника 5 Службы УКГБ по г. Москве и МО полковник Ярослав Карпович. (Тот самый, который в 1989 году выступил со своими заметками  о работе КГБ  в журнале «Огонёк»). 25 июля, после известия о смерти Высоцкого, Карпович в доверительной беседе рассказал нам, своим подчинённым, такой случай, произашедший с Владимиром Семёновичем года за два до его кончины.

Высоцкий ехал во Францию к Марине Влади. На таможенном посту «Брест» при осмотре его иномарки был обнаружен тайник, в котором находилась дорогостоящая икона, не указанная в таможенной декларации. Для обычного гражданина – это тюремный срок. Доложили в Москву. Моментально поступила команда: икону изъять, Высоцкого на его автомашине пропустить через границу.

Был Высоцкий агентом КГБ или нет – не столь важно. Если и был, не вижу в этом ничего дурного, а наоборот: значит, он исполнил данную в юности клятву: «Не щадить молодых своих сил для великой Отчизны моей».

О литературном творчестве Высоцкого написаны десятки книг и монографий, сотни статей. Прочитавший хотя бы часть этих исследований подтвердит вывод о том, что Владимир Семёнович в части, касающейся «буду в ногу идти с дружной, крепкой и братской семьёй» клятву исполнил в полной мере.

Очень жаль, что советская власть не успела присвоить артисту звание «народный». Народность в творчестве Владимира Высоцкого отмечали многие литературные критики и литературоведы.

«Он народен в самом прямом и высоком понимании! Он народен в самом методе мышления: в умении увидеть парадоксальную ситуацию, создать яркий, садняще-иронический и убийственно-точный образец. Он народен социальностью своего творчества»

Борис Алмазов

Если говорить о «сестре таланта», то, пожалуй, лучше других о Высоцком сказал Владимир Бондаренко:

«Высоцкий – это песенник земли русской, непреходящее явление, сплав слова, музыки и русской идеи. Именно ему было суждено наиболее полно выразить русский народный дух. Он более народен, чем многие наши ура-патриоты. Можно критиковать его… за слабость песенных строк или за слабость композиции, но Высоцкий – это результат, я бы сказал, «синергетического эффекта», когда итог больше суммы слагаемых: не самой совершенной поэзии и музыки…»

Есть у Высоцкого такие строки: «Летела жизнь в плохом автомобиле и вылетала выхлопом в трубу». К великому сожалению, в своей жизни Владимир Семёнович нередко «садился в автомобиль», напичканный алкоголем, табаком и наркотиками. И в результате существенная часть его жизни «вылетела выхлопом в трубу».

Впрочем, многие творческие люди  могли плодотворно работать лишь в состоянии «изменённого сознания». Примеров этого в истории предостаточно.

Валерий Румянцев


комментариев 56

  1. Вадим

    Песни Высоцкого остались с народом, разошлись на цитаты. Он талант, но его суждения по многим историческим событиям — это его точка зрения. Точка зрения дилетанта, точка зрения его антисоветского окружения. Все его самые близкие друзья антисоветчики. Отец Высоцкого так и называл сына «антисоветчик». Голос Высоцкого уникален ему так хочется доверять, но он не пророк, а скорее лжепророк. Просто заблуждение или даже пасквиль из уст таланта будут звучать как истина в последней инстанции. Не надо фанатеть от Высоцкого, это вредно для здоровья. Ожесточение породит лишь ожесточение и пустоту, как с ним и случилось. Вообще надо помнить: не создай себе кумира. Надо понимать, что Высоцкий, как он сам говорил: не сидел, не летал, не плавал, не воевал и даже не служил в вооруженных силах… Жизненный опыт Высоцкого — опыт ботаника. Поэтический уровень его, никак не уровень Пушкина и Есенина. Высмеивал он многих зло и едко, иногда несправедливо, на пародии себя реагировал как ребенок, болезненно.Хотя пародия Хазанова с Хаитом очень точна. Он хотел уехать в Америку, но стал заложником своего донкихотства и имиджа борца. Возвращаясь из-за границы тосковал: «опять туда, где только ни и только не». Самолюбив был жутко и знал, что если он уедет за кордон, советский народ, который Высоцкий называл «совейским» его проклянет. Об этом говорят многие его друзья. В общем, точнее, чем сам Высоцкий про него и не скажешь:»с виду прост, а изнутри коварен».

  2. Лагутин Александр Николаевич


    И в мире нет таких вершин, что взять нельзя…

  3. Вадим Попов

    «Я не люблю насилья и бессилья.
    Вот только жаль распятого Христа».(с)

  4. Элла Аляутдинова

    Он не бард, он Поэт. Гений.

  5. Михаил

    Совершенно нормально, что в 15 лет одно мнение, которое с возрастом может измениться и даже не один раз — все взрослеют, заново оценивают других и себя. А уж у поэта это процесс постоянный. Смешно читать — сталинист, кагэбист, пофигист! В.Высоцкий — талантище, пророк, поэт равный Пушкину, Лермонтову, Есенину (каждый из них — гений для своей эпохи). И не замарать его имя никаким «оценщикам». Оценивает талант только народ, для которого поэт и творил.

  6. Борис Бахаев

    Высоцкий был настоящим русским поэтом, бардом.и его любила вся страна. он не был сталинистом.Он был против всякого насилия! Об этом говорит вся его Великая поэтическая жизнь! Вот с кого надо брать пример для жизни!

    • александр дмитриевич шубников

      Володя -ГЕНИЙ, нет сомненья его каждое слово в строку, сорок лет не предел актуальности его творчества не хватило ему лет, а сколько бы мы услышали злободневных творений и осуждать его в злоупотреблениях никак нельзя -он поэт актер и гражданин-Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои больные души. Он сжигал себя заживо. В творчестве он король играющий и себя и свиту, а это гений в стократ. А пример не только он сам ,но и его творческие герои хоть самолеты,хоть корабли,хоть люди ,хоть козлы и жирафы тем более герои сцены и кино.Ну а что касается Сталина, КГБ, репрессий и.т.д.это издержки времени -он был Гражданином своего времени!

    • Вадим Попов

      «Я не люблю насилья и бессилья.
      Вот только жаль распятого Христа».(с)

  7. Andrey

    Высоцкий-такой же гений от поэзии,каким были Пушкин,Блок,Маяковский. Эти поэты наиболее полно описали своё время и место человека в нём. И данная статья напомнило мне ироничное блоковское » Пушкин-наша национальная гордость. Пушкин обожал царя. Люби царя и Отечество.» И эти рассуждения о том, что вот Высоцкого сбило с панталыку антисталинская хрущёвская «оттепель» так же смешны, как примеру рассуждения,что Пушкина сбили с пути истинного декабристы, а Блока с Маяковским — коммунисты. Нам трудно понять мотивы гения, как современники не понимали Пушкина — печатается успешно, принят при дворе, жена красавица, сам император за ней ухлёстывать начал-пользуйся,дурак,моментом! Нет, не воспользовался. Погиб как герой второсортного романа. Или Лермонтов-талантлив,образован, древнего рода. Нет, всех высмеивает, соль земли русской-Высший Свет-презирает. Героем своего времени-времени Николая Первого-показал отрицательного, на грани подлости, молодого офицера, незаметно и не геройски погибшего. А что касаемо Высоцкого — перечитайте его «Мой черный человек в костюме сером!..»

  8. Олег

    /Ты в 42 погиб не от кинжала
    И не от пули ты погиб поэт…
    Тебя Москва цветами провожала,
    Хрипя магнитофонами вослед./
    …………………………………………..
    Аринушкин Олег.
    Кому интересно все стихотворение,обращайтесь,напишу.
    olegatorr000@mail.ru
    А статья хорошая.

  9. Виктор Мартынов

    …а ведь не исключено, что подобные панегирики кропают некие особи, сидя на диванах, которые их чекушные предки оттяпали у своих жертв…

  10. Владимир

    Конечно Владимир Высоцкий наш народный поэт-песенник.
    И ошибки его в стихах (увы, ошибки троечника) популярны и в народе.

    А автору спасибо. Хороша статья

  11. Виктор

    Кто бы стал читать данную статью какого-то ярого сталиниста, если бы в ней не упоминалось имя Владимира Семеновича? Старый как мир мерзопакостный прием.

    • Владимир

      Ничего особенно ярого я не заметил

  12. Ашик Маргарович

    Блестящая работа — спасибо. Прочитал с удовольствием. Все корректно и в меру. Да высоцкий был народным бардом — но не поэтом или композитором высокого уровня. То, что не дали «народного» — справедливого. Никакой талант не должен стать пропагандой пьянства и потребления наркотиков. Его творчество можно оценить не как достояние истинного искусства, ибо призвание искусства — воспитание к культуре потребности в красоте. А его творчество и по содержанию, и по «оформлению» — эмоционально оформленный «ширпотреб» — приятный и порождающий непонятный восторг. А его идеологические принципы ??? — их вообще не существовали. Он бард и только — высочайшего класса и его нужно так принимать. Я очень люблю слушать его — но иногда.

  13. Галина

    До конца не дочитала статью. Просто люблю песни, слушаю и думаю. Поэт,чьи стихи и песни актуальны и через 40 лет. А его песни о войне…

  14. Алекс

    Изменение мнения о Сталине у Высоцкого могло произойти (и я в этом почти уверен) после общения с вернувшимися из лагерей репрессированными. Он много ездил по стране и много общался с самыми разными людьми, а после переплавлял этот опыт в свои песни.
    И еще — Высоцкий был настоящим патриотом. Не ручаюсь за точность цитаты, но смысл передам точно. В одном интервью западный корреспондент спросил у Высоцкого отего отношении к Советскому Союзу. Он ответил — у моей страны есть недостатки, но обсуждать я их буду не здесь и не с Вами.
    Вот так.

  15. sergey

    Идиоты, трудясь на стезе помощи страждущим и, я бы начал с того курьёзного момента празднования тех лет, что они меня сумели люто ненавидя тяжестью моих обвинительных песен и стараясь меня сглаживать с посредственными исполнителями моих песен, рискуя вас всех дурачить своим любящим, я бы сказал, моё творчество, х—во они понимая всю нашу физическую действительность, кураторы согласились со мною, пора давать им всем по шапке. Глюча моими стихами с песнями, мои почитатели, я бы сказал, вспоминая мои исполнения тех полюбившихся моих песен, что относились к тому регулярному прослушиванию, жаль тех моих почитателей, не понявших, что меня, проще говоря, пытаются серостью исполнения песен, что я написал, я бы сказал, что те гниды стараются всеми ими доступными средствами стереть вашу память, как если бы по ней прошёл каток.

  16. Александр Терентьев

    Володя Васильев, Владимир Семёнович Высоцкий — не «простой трудяга», а ГЕНИЙ: сам сочинял стихи и мелодии к ним, запоминал стихи и музыку песен, а также тексты своих ролей в театре, в кинофильмах. Можно только предполагать: как такое гигантское — физическое и душевное напряжение мог выдерживать этот ЧЕЛОВЕК, чтобы не сойти с ума!?…

  17. worker999 all time

    Просто провокатор — 5 колонна бушует!
    НЕ надейтесь»Совок» НЕ вернётся — ВАМ власти не когда не видать!
    ПОКА МЫ ЖИВЫ! поколение — «пережившее «совок»! Магистры — Эксперты — без нас поколение Z- издохнет в неделю!

    • Владимир

      О каком покалении «пережившем» сосвок «», вы говорите? Вы наверное из тех, которым государство давало по рукам, не давало воровать, грабить свою страну. Вы не достойные уважения люди. Которые даже открыто не могут написать своё имя. Спрятались за цифрами и чуждым русскому человеку языку. Вот ваша сущность: спрятаться и тявкать из-за угла.

  18. Виктор

    Не вижу никакого ,, отречения» от Сталина , что главный уже в гробу? А в целом понравилась. Икону у него аннулировали не знал. Хорошая песня у него на эту тему. -Да, контрабанда это ремесло. Удачи.

    • Юрий

      Я не знаю, кто там мне давал по рукам. Я пережил этот гребаный совок, и если надо, готов воевать с теми, кто за его возврат. А вот твое «спрятались за … языкУ» улыбнуло. У тебя, «русский» человек, родной язык, видимо, зулусский, или албанский. Так что марш от компа к ОГЭ по русскому готовиться!

  19. Читатель

    Сорок лет прошло и не забыто!А кого кроме Пушкина ещё можем вспомнить.

  20. Роман

    Высоцкий любил свою Родину и не простил, то, что с ней сделали. Он никогда не поддержал и олигархов, ни либералов!

  21. Игорь

    Его любил русский народ.Остальное все лишнее.И пишут о нем, чтобы заработать на его имени.

  22. Димыч

    Поэт-бунтарь ворвался в мир,
    Неся в народ свои шаблоны.
    Для всей страны он был кумир.
    Его любили миллионы.

    Он пел- хрипел, он горло драл.
    И в чём секрет подобной славы?
    Не как певец (не этим брал),
    Он к душам находил управу.

    Очаровать — увлечь умел,
    Той правдой, вложенной в творенья.
    Поклонник слышал, что хотел
    И черпал в этом вдохновенье.

    Он не был гением и всё ж,
    Людей признанием отмечен.
    Не понят кем-то. Ну и что ж.
    В своей стезе – увековечен.

    2018 г. автор Сергей Димыч

    • Евгения

      Правильные слова. И молодежи он интересен, не только его современникам.Высоцкий — плакат эпохи под именем Советский союз

      • Сергей Емельянов

        Последние строки стиха не правильные — Высоцкий гений (в 172 странах переведены стихи). Прошу исправить сию досадную не точность.

  23. Юрий

    Браво последнему коменты,Спасибо!

  24. Александр

    Статья не понравилась. Я не внял за кого автор?.. Читать длиннющий текст нет сил.
    Слова Бондаренко о Володе — резали души. Болван Ваш Бондаренко. Ту его… чур.
    Цитата «…Можно критиковать его… за слабость песенных строк или за слабость композиции.» С Луны свалились! Акститесь оба.
    За какую ещё слабость?? Вам — до такой «слабости» — как до границ океяна. Высоцкий гений! И написать такое может только о нём может лишь враг и оболтус.

  25. Валерий Куклин

    Правильная статья, умная, хотя и слегка бестолковая. Чувствуется не профессионализм журналистский. Самую главную проблему — сотрудничество Высоцкого с КГБ — всунул глубоко в велеречивый текст, до смысла которой трудно дойти разумом в течение всего прочтения. А вот литературный критик он был хороший. И был карманным, прикормленным поэтом-декламатором, актером и певцом при первом заме Андропова, авторе романа «Война под крышами» Степана (забыл фамилию). Да и в театре Высоцкого актеры не любили, считали стукачом. Почему бы и нет? — в поддан автору статьи по главной проблеме. Валерий Куклин

  26. Cynicus

    Настало время исправить величайшую несправедливость:
    присвоить Владимиру Семёновичу
    звание Народного. В отличие от
    многих он заслужил. Для всей
    России он был, есть и будет Народным.

  27. ё гораздо

    Согласна с Вами, Станислав, не трогайте память всенародно любимого поэта , не смейте говорить за Высоцкого, как можно брать на себя такую ответственность, ведь он не может ответить! И как можно «впрягать в одни оглобли…» совершенно разных людей… Мы современники и тому и другому — всё знаем о каждом и навязывать своё понимание — впадать в ошибку, которую и потомки не простят.

  28. Дмитрий

    Ну, что вы хочете от артиста? Это ж не философ или экономист с политологом.

    • Сергей Емельянов

      Высоцкий не философ и не политолог. Он актер и поэт. Двоякость,актер не может быть одиноким, а поэт не может быть без одиночества. Вот разрыв, вот где тяжело. Кто тогда понял? Была единая линия идеи — все должны быть придерживаться определенного вектора. Т.е. меньшинство вверху указывало кем быть большинству внизу. Просто забыли, что существуют ещё личности (поэты), которые ,через разум и душу, предоставляют решение. Но в нашей стране не принято при жизни поэтов исследовать этот общественный исторический вопрос. И так по сей день,жаль. Выход из данной ситуации — это образование. Все должны учиться, учиться (Ление здесь не причем), и учиться думать, переживать и сравнивать.

  29. Сергей60

    Высоцкий-это навсегда.Что бы о нём не писали. писаки. Ответить-то некому. Как он сам заметил -уйдём все в Братские могилы. Но хочу увидеть смерть врага ещё при этой жизни…

  30. Дмитрмй

    Непонятный пассаж автора о том,что власть не жалеет средств на увековечивание памяти Высоцкого. В Петербурге нет памятника Высрцкому,и улицы его имени нет. И в Ленинграде тоже не было.

  31. владимир олиферович

    Высоцкий гений стиха, песни и понимания чувств простого народа! Он символ эпохи и будет вечно в наших душах. Вечная ему память и слава. Все остальное ерунда!!!

    • Анатолий Семёнович Когинов

      Вы стократно правы! Хотел написать то же самое — и тут вдруг Вы! Огромное спасибо! Редко такое бывает. Причём я как раз хотел акцентировать внимание на «Всё остальное — ерунда!». Здоровья!

  32. Андрей Крив

    Жил в Полтавской области на территории Украины чиновник, и бизнесмен по совместительству. Воровал, брал откаты и участвовал в разных незаконных схемах присвоения государственных средств. Однажды поехал в Москву по делам бизнеса и решил ради смеха посетить мавзолей Владимира Ильича Ленина.

    — Сфотографироваться на фоне таранки», — язвил он.

    Когда он зашел внутрь, что-то в его душе перевернулось. Он вспомнил, как его принимали в октябрята, пионеры, комсомольцы, вспомнил, как в армии давал присягу служить Родине, вспомнил, каким искренним был, когда тогда же, в армии, подал заявление на вступление в КПСС. Он впервые за много десятилетий расплакался и даже не мог посмотреть в лицо вождю мирового пролетариата. Опустил гласа и прошел мимо. Стало ему стыдно за то, каким стал теперь. Вернувшись в гостиницу, чиновник уснул, а на утро вся подушка была насквозь промокшая от слез.

    С тех пор он полностью изменил свою жизнь. Оставил госслужбу,начал помогать больницам, местам заключения, детским учреждениям. Семья и окружение не приняли его перемен, и он с ними перестал общаться. Но теперь зато у него много друзей, многие люди его благословляют, многие молятся за него, и Г-дь Б-г, по-видимому, слышит их молитвы.

    Однажды перед сном он думал над тем, что слишком много платит налогов. Думал, почему он постоянно лишает себя прибыли, в то время, как другие уклоняются разными способами и живут припеваючи. В ту же ночь ему приснился Ленин, и они поговорили с ним во сне по этому поводу. Ленин сказал ему:

    — Плати, неси свою ношу, и тебе непременно воздастся.

    Проснувшись, бизнесмен вспомнил сон. По убеждениям он рационалист, материалист, фрейдист. Он понимал, что Ленин во сне — это проекция его подсознания, а не сверхъестественное явление,но решил к нему прислушаться. Как видно, подсознание у него стало коммунистическим. (Как же большинству из нас далеко до него!)

    И вот после переворота в стране к нему пришли новые налоговые инспекторы. Долго копались в документах, но нашли только некоторые мелкие нарушения. Так и ушли, не солоно хлебавши.

  33. Александр Зиновьев

    Грустно, господа! Пошленько… Более ничего не напишу.

  34. Наталья

    Хорошая статья, познавательная. О человеке своей эпохи. Всё мироощущение многих и многих. И это — правда…

    • Phoenix_011

      Господа все в Париже ! Куда ни глянь, все в господа красятся….С суконным рылом и в калашный ряд…..

  35. Песневед бардов

    Меня совсем не удивляет, что автор статьи, много лет доблестно прослуживший в рядах сотрудников КГБ, защищает память о кровавом И. Сталине. Но зачем он для этого выбрал В. Высоцкого? — Ответ был скрыт в последних двух абзацах статьи. Вот они: 1) «.. Владимир Семёнович нередко «садился в автомобиль», напичканный алкоголем, табаком и наркотиками. И в результате существенная часть его жизни «вылетела выхлопом в трубу»; 2) «Впрочем, многие творческие люди могли плодотворно работать лишь в состоянии «изменённого сознания». Примеров этого в истории предостаточно.».
    То есть, автор статьи указывает, что В. Высоцкий, вел известный социально никчемный образ жизни «сочинитель песен», обильно питая себя вином, водкой и наркотой. Но даже отсюда, из бездны «измененного сознания» В. Высоцкий узрел, что усатый не настолько плох, каким его специально сделали те, кто пришел к власти после него.
    Так о чем статья, о В. Высоцком? – Нет, она об исторической несправедливости по отношению к И. Сталину. Ее смысловое содержание не соответствует ее названию. Похоже на завуалированную операцию. Так и хочется спросить: «А не служил ли автор в шестом управлении конторы?».

    • Александр Зиновьев

      Мне у вас не подходит, что вы себя именуете Песневед бардов! Ну то есть ничто и никто! Правда резоны у вас вполне резонны!

      • Александр

        Песневед бардов +100500

  36. Ролан

    Спасибо оч классная статья, возвращающая нас к правде об истоксх.

  37. Михаил Копылов

    Совершенно согласен с предыдушим коментарием. Непрофессионально и не убедительно. Не надо нас учить понимать Высоцкого, притянуть к ушам палача, Только добавлю — лучше бы представить «бывшему» геноцид ингушских и чеченских детей и матерей, в лютые морозы февраля безвинно обреченных на смерть, где матери молились чтоб сначала умерло ее дитя, чтоб б успеть закопать вперед себя.И поставьте свою мать на ее место! Не стоит все ваше «великое» одной загубленной жизни. А вы и тогда и сегодня безчеловечны, тогда стреляли за место у корыта, теперь за миллионы- и не надо здесь настальгировать «Летела жизнь,, Кстати, впервые эту песню Высоцкий исполнил в Грозном, на встрече с артистами ингушского театра.

  38. Станислав Соломонович Коренблит

    Как замечательно, что представитель организации, которая и присвоила все недра страны, которую они должны были охранять и сохранять (что охраняем — то и имеем. Для начала — сами развалили СССР, бегая по митингам за теми, кто совершенно искренне любил свою Родину и не представлял для неё никакой опасности) пытается нехитрыми манипуляционными действиями в области демагогии присвоить поэта, который не может сейчас сам сказать ни слова. К примеру — о палаче — тиране, человеке, почти погубившего нашу страну (Королёва не надо было калечить 8 лет, чтоб ракеты летали и т.д.), уничтожившего весь командный состав перед войной (он у кого на службе был — у врагов наших?), потерявшего 27 миллионов убитыми (и не похоронившего 2 миллиона солдат и офицеров на полях сражений, иногда позорных — читайте маршала И. Конева), 46 миллионов раненых и инвалидов. Когда-то большевики «присвоили» Александра Блока, называя его своим поэтом из-за поэмы «Двенадцать» (а первая строчка его была из восьмой части — «Уж я ножичком полосну, полосну..» — где тут приветствие этого октябрьского переворота и шайки из 12 вооружённых бандитов, угрожающих городу?). Бедная Анна Ахматова тоже пыталась облегчить участь сына Льва Гумилёва — заложника и писала «осанну» палачу (шведский синдром — жертвы пытаются полюбить и восхвалить террориста, только тот себя с жертвой не ассоциирует и любовь к жертвам не питает). А здесь — прямо прослезиться можно — мальчик Володя у гроба кровавого фараона поклялся в любви к нему — умиление. Да если б он знал — сколько людей погублено и почему — разве в голову к нормальному человеку может прийти уважение к убийце? Так что не надо, «бывший» коллега (а бывших в вашей конторе не бывает) нынешних хозяев всех недр, ресурсов и рабского люда — населения пытаться обманывать нас и присваивать того, кто с вами не имеет ничего общего кроме того, что он здесь родился. Не трогайте память поэта В. Высоцкого — её вы не купите и не завоюете дубинками. На наивного человека вы не похожи — скорее всего вы — выгодополучатель от того, что сейчас происходит с гибнущей под вашим управлением страной.

    • kruger

      Слава! Подпишусь под каждым словом. Как же жаль, что нет сегодня с нами Владимира Семёновича! Он бы ответил этим спекулянтам на его творчестве и памяти, этим торгашам чужим талантом. Перья бы полетели! «Высоцкий — сталинист» — Уму не постижимо! И это после его «Штрафных батальонов», «Балладе о звёздах», «Жил я с матерью и батей», «Балладе о недострелённом». Жаль, тебя не было на Бардакадемии. Жаль.

      • Володя Васильев

        kruger!Почему вы, набросились на автора этой статьи,как цербер ?Не ужели у вас нет своих мозгов,и вы поете чужие песни?Прежде,чем написать,что то и кому то,тем более комментарии обличительные,думать надо,да и историю б стоило по изучать.Подумайте:мог ли в советское время, простой трудяга,разьезжать по заграницам?На машине или без машины.Даже научные светила, мирового уровня,не могли себе этого позволить.А за Сталина скажу,поставь себя на его место и сделай,что сделал он для страны.Ты не в состоянии за собой дверь закрыть,а судить берешься.Не судите,да будете не судимы.

        • Борис Бахаев

          Высоцкий был настоящим русским поэтом, бардом.и его любила вся страна. он не был сталинистом.Он был против всякого насилия! Об этом говорит вся его Великая поэтическая жизнь! Вот с кого надо брать пример для жизни!

    • Гость

      За слова отвечай: почему Россия — погибает?

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика