Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Бардовский счет Владимира Музыкантова

Серия «Качество аутентичной песенности бардов».

Статья № 22

Сразу оговорюсь, что «бардом» мы называем не сотни трудоголиков и симпатяг, которые с азартом терзают акустические гитары в задорном «творческом порыве», а единицы тех, кто сделал культурный след явления «песни бардов» не просто «самодеятельной песней», «песней интеллигенции» или жанром «авторская песня», а триединой  «Авторской культурой песен бардов» [1].

Бард, в широком понимании – это носитель качества «песенность бардов» [2], а в узком понимании – творческий деятель песен, совершивший оригинальный культурный вклад в сферу явления «песни бардов».

В секторе культуры «теория песенности бардов», а именно его мы имеем честь представить в этой статье, позицию «бард» занимают все те, у кого установлена тесная связь с явлением «песни бардов» на основе выполнения специальной процедуры «бардовский счет» [3].

Результаты такой процедуры мы и собираемся представить читателю, выбрав претендентом в позицию «бард» известного автора и исполнителя песен В. Музыкантова.

§ 1. Общая информация

Владимир Рюрикович Музыкантов (г.р. 1957, г. Москва). В 1980 окончил Мединститут. Потом работал научным сотрудником Института Экспериментальной  Кардиологии (г. Москва). С 1980 по 1992 г. член КСП «РЭКС» [4]. В клубной анкете, написал что его любимые авторы песен: Булат Окуджава, Сергей Никитин, Михаил Щербаков, братья Валерий и Вадим Мищуки, Юрий Визбор, Александр Иванов, Василий Соколинский[5] и многие другие[6]. Удостаивался индивидуальных интервью на московских радио «Эхо Москвы» и «Ала».

С 1993 года живет в Филадельфии (США), профессор фармакологии[7] местного Пенсильванского Университета. Знакомство с песнями бардов началось у него еще в школе. Тогда же его песенный слух отметил  песни бардов Б. Окуджавы, Ю. Кукина. Ему знакомы были и песни (ариетки) А. Вертинского.

Внимание и сильное желание к игре на шестиструнной гитаре началось с 1971 года[8]. Писать же свои песни[9] начал с 1977 года, как полный триединый автор – свои стихи на свою же музыку в своем исполнении.

Сегодня в авторском следе Владимира,  около 200 песен. В период с 2003 по 2010 почти ничего не написалось. Потом пришли около 30 песен и с 2017 года снова затишье.

В 1991 году В. Музыкантов опубликовал сборник поэтических текстов песен «Танец на Огне» [10]. Пять текстов его песен[11] вошли в «Антологию авторской песни» Дм. Сухарева (2002 г.). Прозвище «Муза». Началом своей бардовской жизни считает 1979 год.

Приглашался председателем жюри Канадского фестиваля авторской песни 2004 и 2005 годов, член жюри Международного фестиваля «Петербургский Аккорд» (2006 г.). Посещал известный туристский лагерь бардов на Черном море «Барзовка» [12] (смена 1989 г.).

Уже изданы несколько аудиодисков его песен: «Зеркало» [13] (2001 г.), «Гражданин Мира» (2003 г.), «Тоска пустая» (2009 г.), ««Vis-a-vis»» (2013 г.), «Кривое зеркало» [14] (2017 г.). В 2004 г. в России издан диск «15 Песен Владимира Музыкантова» [15]. Иногда исполняет свои концертные программы, которые любители разных стран выкладывают в Ютуб[16] или документируют их фотографиями[17] в Интернет. Это выступления разного уровня: домашний концерт, участие в городском фестивале, участие в полевом слете. Есть и интервью[18].

Песни В. Музыкантова вошли в исполнительские[19] программы известных деятелей авторской песни – Вадим и Валерий Мищуки, Лидии Чебоксарова, Леонид Позен.

Владимира можно назвать «тихим бардом» потому, что он просто пишет песни для себя и своего небольшого окружения, не занимаясь специальной работой по широкому и активному продвижению своего песенного имени. Начитан, эрудирован, смел в полете творческой фантазии, занимается фундаментальной наукой и склонен к философскому взгляду на человеческое Жизневедение.

1. 1. Самопортрет[20]

«Я человек относительно спокойный и относительно гармоничный, и я, безусловно, человек очень счастливый. То есть у меня, как у всякого человека, в жизни бывают какие-то минуты более или менее неприятные, но, в принципе, я считаю, что вся моя жизнь до сегодняшнего дня очень счастливая и удачная. И я очень благодарен судьбе за всё. Если говорить по большому счету, то я смотрю на жизнь оптимистично и философски, но бывают житейские досадные неурядицы, при которых не очень-то хорошие черты моего характера очень даже хорошо проявляются. Я могу и нагрубить, и проявить даже невоспитанность.

… по поводу моей фамилии. Это действительно моя родная фамилия от родителей, а не творческий псевдоним, как считают некоторые любители песен из Интернет. Моя фамилия это перевод фамилии «Сазандарьян», которая была у моего пра-прадеда, выходца с Кавказа. Он был армянин, приехал в Петербург, поступил в Военно-Медицинскую Академию. Это было в шестидесятые годы девятнадцатого века. Хотя он очень хорошо пел и его даже приглашали поступать в Консерваторию, но он предпочел Военно-Медицинскую Академию. Закончил её и стал военным хирургом, дослужился до звания майора. Тогда за это полагалось личное дворянство, но нужно было русифицировать фамилию. Слово «сазандарьян» на Кавказе означает бродячего музыканта (по-грузински «сазандар», а по-армянски «сазандарьян»), вот его и перевели на русский язык как «Музыкантов». Вот с тех пор эта фамилия и существует.  

.. как я оказался в Америке? — Я приехал в Америку в феврале 1993 года. Приехал на работу по приглашению Университета Пенсильвании, в котором я до сих пор и работаю. Дело в том, что я по образованию врач и окончил Первый Московский Медицинский Институт, а потом тринадцать лет работал во Всесоюзном Кардиологическом Научном Центре в Москве. Это – выдающееся учреждение, одно из лучших в бывшем СССР, оно соответствовало мировым стандартам. Я занимался экспериментальной медициной. В Америку же ездил в командировки, на конференции и на осуществление всяких научно-исследовательских проектов. Во время одной из командировок я случайно познакомился с учеными из Университета Пенсильвании и они пригласили меня  поработать в их Университете годик-полтора. Я приехал и что называется так увлекся, что застрял насовсем.

… для любого эмигранта важен вопрос адаптации к новым условиям  и укладу жизни. Да, я адаптировался. Здесь нас трое, моя семья: моя жена, сын и я. Все наши родные остались в странах СНГ. Мы часто туда ездим. Каждый год по несколько раз. Но, тем не менее, мы живем здесь вполне как у себя дома.

…у меня интересная работа. Я занимаюсь экспериментальной медициной – фармакалогией, сердечно-сосудистой системой. Занимаюсь разными фантастическими разработками, связанными с тем, чтобы научиться делать так, чтобы лекарства в организме попадали именно туда, куда надо, где они должны работать, чтобы они не вредили во всех остальных местах. Такая «точечная медицина».

… мои песни отражают мое внутреннее состояние – мое ощущение своей внутренней свободы. Бывают периоды, когда на работе очень тяжело, и, тем не менее, пишутся песни. А бывает, что, когда на работе, вроде бы, всё легко, а песен нет никаких. Я думаю, что всё это идёт по каким-то параллельным каналам.

… первая песня сочинилась очень давно. Я тогда ещё был студентом. И тогда было очень популярно сидеть и петь с гитарами у костра, в клубе, у себя на кухне. Кто поет, тот считался «король горы», мне очень хотелось им стеть. И вот в 1977 у меня получилось написать свою первую песенку. Я сначала писал на стихи настоящих поэтов, написал с десяток таких песен. А потом, через пару лет, решил, что и сам могу сочинять текст к свои песням.  Сам стал писать и тексты, и музыку. До сих пор так пишу.

… в Америке я выступаю, как автор песен,  два раза в год на слетах «авторской песни», которые проходят в штате Нью-Йорк и штате Пенсильвания. Такие слеты  собирают две-три тысячи человек. Я там пою две-три песни со сцены. Это очень приятно и очень почетно. Я  дорожу этим и всегда волнуюсь перед выступлением.

… помню ли я себя как автора песен в России? — Вот, помню спел я со сцены песню, которая называется «Гитана» (Подобрался издалека вечер голубой). Это было больше двадцати пяти лет назад, еще до отъезда в Америку. Помню, что это был какой-то большой песенный слет, но не помню какой. Пел я не сам, мне помогал большой коллектив. Это была такая таборная цыганская песня. Стилизация под такую песню.

… в 2004 году произошло огромное событие в моей жизни – вышел диск под названием «Пятнадцать песен Владимира Музыкантова». Студийную запись диска организовала мой замечательный друг, продюсер и великолепная исполнительница авторской песни Лидия Чебоксарова. Она организовала запись так, что в ней участвовали пятнадцать[21] выдающихся современников: барды,  артисты, музыканты и исполнители русской «авторской песни». Например, мою «Гитану» пел народный артист России Валерий Золотухин. Спел её очень хорошо, с хором. И мне захотелось эту песню вернуть к жизни. Довольно долго готовился, а потом вышел с нею на  американском слете и спел» [22].

1. 2. Авторское «окно Джохари» в Фейсбук

У В. Музыкантова есть свой сайт в социальной сети «Фейсбук», где он информирует друзей своего сайта и подписчиков его информации о своей песенно-творческой деятельности и своем отношении к ней. Вот несколько сообщений из информационной ленты этого сайта. Мы подаем информацию, в большей ее части, своими словами с элеменами прямого цитирования.

31-07-2020. «Среди барды, не так редко, можно услышать, что они написали ряд песен, связанных одной темой, то есть – написали «песенный цикл» … однако я не имею в виду песни про море, снег и кавалеристов, которых только ленивый не сочиняет… я имею в виду не тривиальные темы». Музыкантов считает примером не тривиальной темы цикл песен «арбатство» у Б. Окуджавы и «отчизна моя Ленинград» у А. Городницкого. Владимиру нравится находить темы такого уровня. У него самого уже есть две подобные темы – «своя Италия» и «обращенность к образам из поэзии А. Пушкина».

23-07-20. Владимир сетует, что он мало показывает аудитории свои песни. «…я решил что придется злоупотребить вашим вниманием не только по понедельникам, но и по четвергам». Предлагает песню «Hey, Ludwig» (№ 175, 2014), которая исполняется дуэтом с А. Никитиным (сыном известного барда С. Никитина). Вот начало текста песни:

Давным-давно забыты марки,

И Бармалей, и баю-бай,

И промокашки, и помарки,

И даже заводной комбайн,

Ни сантименты, ни наследство,

Ничто тебя не тянет в детство,

Махни минувшему — «Гудбай»,

И на фарватер выгребай.

….

21-07-20. Владимир пишет: «… я обнаружил разбросанные по директориям видеозаписи концертов последних пятнадцати лет. Оказалось, не такой уж я отшельник; что ни год – один концерт (а то и два) в разных городах и странах. … Какие-то песни я забыл, какие-то уже никогда не смогу петь так, как раньше». У него высокие требования, критическая самооценка и потому «… несмотря на щедрые аплодисменты благосклонных слушателей, большинство песен в концертах я испоганил так, что даже сентиментальность и самовлюбленность были бессильны пред авторским самоуничижением». Все же ему удалось выделить жизнеспособные версии песен, их набралось на большой и разнообразный концерт. «Песни старые и новые, грустные и смешные, уже прозвучавшие публично или на дисках, а так же никому не известные…». Он решает, что будет выкладывать эти песни по одной песне в неделю. В понедельник вечером – на своей страничке и в благосклонных группах. Ему интересны отзывы слушателей. Начинает же свой план размещения песен с песни «Проблема Тождества» (№ 109, 1992 г.):

Сегодня ветрено, но, тем не менее,

Мы прогуляемся у озерка.

Как чьи-то тени, нам грозят растения,

Чтобы соблазн болтать не возникал.

Мы приближаемся к такому возрасту,

Когда соблазны нам слышны едва.

Мы прикасаемся к вопросам совести,

К секретам творчества и естества.

Мы погружаемся в проблему тождества,

Тригонометрия – страна зеркал…

Мы отражаемся, и так похоже все,

И – нынче ветрено у озерка.

6-06-120. «Дорогая Лидая!». Так Владимир поздравляет с днем рождения известную исполнительницу песен бардов (барда-исполнгителя) и своего друга Лидию Чебоксарову. «…Мне необыкновенно повезло стать твоим другом. Сказочно повезло – стать одним из авторов твоих песен. Это не оговорка. Исполняя песню, наполняя её своим голосом и душой, смыслом и жизнью, ты становишься соавтором…». Дарит в подарок свою песню «Памяти Александра Галича» (№ 189, 2015 г.):

Сменив кроссовки всепогодные

На туфли узенькие модные,

Ты, словно барышня кисейная,

Уединилась в тишь музейную.

С автопортрета знаменитого

Глаза художника убитого

Глядят на праздных посетителей,

Как блудный отрок на родителей.

02-06-20. Презентуется песня «Примадонна» [23] (№ 56, 1988 г.). Владимир сообщает, что она проста в гитарном аккомпанементе – играется на двух мажорных аккордах. «Простых, как дыхание. Как дыхание тридцатилетнего мужчины, безмятежно спящего в объятьях возлюбленной. Жизнь прекрасна. Любовь пронизывает их сплетенные тела. Они не знают, что через три недели расстанутся навсегда…». Да, музыка песни «проста», но тут тебе и «Сулико», и ария Верди, и неаполитанская песенка, и много чего еще … «Например, Леня Позен, познавший все клавиры-сольфеджио, играет между куплетами «Примадонны» цитату из «Sole mio». Деликатно, не уязвляя авторского реноме, четыре такта вступления. Мне кажется, что этот маленький гитарный проигрыш обернулся большим выигрышем для любовной канцоны». Вот таким текстом начинается песня:

Ты бездонна, словно небо, Примадонна,

Изощренная в капризах и в коварстве.

Над тобой не властны время и законы,

И мораль, и коллектив, и государство.

По тебе давно вздыхает Монте-Карло,

Монпарнас лелеет розы и картины,

Твой супруг работает, как папа Карло,

А я пляшу в твоих руках, как Буратино!

21-05-20. Сегодня очередь для песни «Адажио» (1995 г.). Ее исполнит трио «Тритон» (Антон Карнаух, Дима Клейнбок и Володя Пономарев) – друзья Владимира. «… Меня совершенно ошеломило, восхитило и пленило соло гитары Антона. И музыка, и пальцы на грифе. Смею думать, что это не красивость, а красота.  Спасибо, Антоша и сотоварищи».

24-04-20. Представляется песня «Горбатый мост» (№ 184, 2015 г.). Это песню навеяла память о «Мосте дьявола» в Италии.  Но песня не впрямую о мосте. «… В первоначальных обрывках мелькают застывший над Сите собор прямоугольный, храпит, не мудрствуя Сократ, садится на аэродром вторая эскадрилья… вдруг появляется строка «Сквозь рубежи и виражи и океан безбрежный, опять в моей душе дрожит твой завиток небрежный»…». Текст песни пришел не сразу – был одобрен его женой  примерно с 12-го раза. «Жена – моя муза и ей я посвятил песни Элегию, Арго, Ночная бабочка, Локо, Опус, Адажио – без малого сорок песен. В них наша общая память о жизни, о наших близких, о поездках, впечатлениях и приключениях… Кипрский набросок, Тоса ди Маре, Центральный парк, Босфор, Фелука, Мост Ватерло, Бон джорно, Площадь Звезды, Пальчиковые озера, Барелоче, Горбатый мост … Источник всех этих песен – любовь…». Вот начало текста песни:

Не предвкушай, не возражай, не вопрошай, не сетуй.

Весь небогатый урожай вошел в одну кассету.

Зачем звонил в колокола? Какую ждал награду?

Зачем всю жизнь врастал в дела, как виноград в ограду?

Да, у тебя в моей душе есть потайная дверца.

И не замкнуть её уже, и замирает сердце.

05-03-20. Представляется песня «Чума» [24] (№ 113, 1992 г.). Речь о чуме XXI века.  «Почему взорвался над тайгой Тунгусский метеорит? Бог весть. Вопрошать бессмысленно. Чума не ответит… Философия, религия, искусство не могут понять, за какие грехи и пороки это наказание, бич божий. Науке неведомо, в силу каких условий, мутаций, аберраций климата, нарушений санитарных норм возник из небытия вирус со странным названием «корона». Сколько смертей, мучений, вреда, горя и страха несет зловещий самозванец? Во что обойдется человечеству новая, неизвестная и потому особенно пугающая пандемия? Каких только болезней, эпидемий, миазмов, мертвых городов, разрушеных стран, опустошенных континентов не было в истории рода людского… Холера. Оспа. Тиф. Сибирская язва. Сифилис. Туляремия. Туберкулез. Желтая лихорадка. Грипп испанка. Вирусный иммунодефицит. Чума…». Песня  «Чуму» сочинилась ровно за неделю безвозвратного отъезда Владимира и его семьи в Филадельфию, он спел ее в прощальном дружеском застолье. «В ту ночь я пел её ещё несколько раз. Мы пили с другом водку и плакали. Приглашение в Университет Пенсильвании было сроком на один год, но было предчувствие, что расстаемся надолго. Предчувствия не обманули». Музыкантов признается, что в то время он любил придумывать песням названия многозначительные, многословные, открывающие второй, а то и третий слой подтекста. Рассчитывал на ассоциативные способности интеллигентного эрудированного слушателя.  Подбирая видеоряд к своей песне, Владимир сначала обратился к картинам  Босха и Брейгеля. Но потом, чтобы не пугать зрителя и слушателя,  я перешел к полотнам старых мастеров – изображениям прекрасных человеческих лиц. Вот таким текстом начинается песня:

Чума найдет, чем поживиться

В жилищах мирных горожан.

Она заглядывает в лица,

И — бесполезно возражать.

Она вершит свой страшный выбор,

Смущая души и умы.

Все обесценилось… А вы бы

Пошли на пир среди чумы?

1. 3. Культурный след песен автора в открытом Интернет

Сегодня в Интернет можно обнаружить 80 песен[25] В. Музыкантова (см. табл. 1). Их можно послушать и даже найти их тексты. На некоторые песни можно найти даже аккорды. Есть видеозаписи одиночных песен и концертных выступлений.

Таблица 1. Общий список песен В. Музыкантова, доступных для прослушивания в Интернет на дату написания этой статьи. Не заполненные ячейки таблицы указывают только на то, что у нас нет точной информации для их заполнения. Где: «15 песен» – сокращенное название диска «15 песен В. Музыкантова».

«Мои песни не особенно печатались и исполнялись и до и после 1993 года. Дело тут не в политической или социальной подоплеке. Творчество мое аполитично. От создания песни до ее широкой публикации в любом виде – дистанция огромного размера. Хорошо, если бард  является талантливым исполнителем, сам активно занимается популяризацией своих песен. Это не мой случай. Потому мои песни расходятся медленно. Это происходит только благодаря моим поющим друзьям: Леня Позен, Лида Чебоксарова, Галя Богдановская, Валера и Вадим Мущуки. И я им всем очень благодарен» (из прямой речи В. Музыкантова в Интернет, 2013 г.).

Владимир Музыкантов благодарит своих американских друзей А Алабина и А. Никитина за творческую поддержку планов социализации его песенного творчества. Эти мастера гитарного аккомпанемента и аранжировки активно помогают ему на его авторских концертах и во время студийных аудиозаписей.

1. 4. Примеры отзывов слушателей

  • «Песни В. Музыкантова — это удивительный мир мелодичной музыки, поэзии, неординарное видение и восприятие окружающего мира» (А. Эстулин, организатор КСП «Перекресток» г. Торонто, Канада).

  • «Во-первых и прежде всего, он умеет погружать слушателя в свое состояние, не в сюжет и не в мысли даже, а именно в состояние. Например, в Опусе № 86 «Тоска пустая, изнеможение стихий» можно ощутить тончайшую передачу хорошо нам знакомого чувства «внутреннего оцепенения», тревожного и щемящего. Другим примером этого же ряда является «Ноктюрн», который можно считать «потрясающим по своей органичности бредом». Но в песенном звуке слово «бред» лишено отрицательного смысла, это – великое по озарениям состояние гениев. Блок, Шуберт, Гейне объясняли свою удачу словами: «… Я был как в бреду». Языковой смысл «Ноктюрн» вроде бы банален – о том, что один не может жить без другого. Герой действительно бредит – вокруг него что-то происходит и он механически, как акын, видит картину происходящего и тягуче поет об этом, а в подсознании, где уже нет ничего, кроме боли, звенит нерв и все время взрывается рефреном одно «я не могу жить без тебя». По абсолютной точности передачи эмоционального состояния эта вещь совершенна» (Из анонса в Интернет одного из камерных концертов В. Музыкантова в одном из американских КСП).

  • «Вот слушал радио «Эхо Москвы», выступает со своими песнями В. Музыкантов – какой-то зрелый по годам русскоязычный мужик из США, профессор медицины и бард. Поет тихо под свой же гитарный аккомпанемент. Как-то непонятно. Но потом поймал себя на том, что не могу выключить радиоприемник. Смысл не доходит, а ощущение есть, да еще какое. Как будто ушел в медитацию наяву. Нет не гипноз, я знаю что такое НЛП. Тихое пение стиха нашло свой путь в мою психику, подобрало некий универсальный ключик и завладело мною незаметно для меня же самого. Радио передача была ночная и длинная, длилась около 2 часов. И все это время я просидел возле радиоприемника. Вообще-то где то я читал, что тихий и громкий звук по разному адаптируют наш механизм восприятия к собственно восприятию. Например, при изучении иностранных языков, негромкий звук, но поданный глубоко в ушную раковину, способствует изучению языка. Значительно хуже изучать язык в наушники, звук проходит не так глубоко в ушную раковину» (Из прямого эфира передачи с участие В. Музыкантова на радио «Эхо Москвы», 2013 год.).

  • «Истоки музыкальных произведений Владимира Музыкантова идут от Окуджавы, Вертинского и «The Beatles». Если добавить к этому его профессорское спокойствие и уравновешенность как в жизни, так и в творчестве, то становится понятно, почему с его песнями легко и «очень уютно, как будто попадаешь к себе» – так метко заметила Елена Камбурова» (И. Грызлов. Журнал «Люди и песни», № 2 за 2004 год, Россия).

1. 5. Имею право сказать

Мы ввели такой раздел в наши статьи темы «Бардовский счет» по той причине, что немало известных бардов[26], выступая публично, знакомят слушателей и прессу со своими представлениями о том, что такое «барды» и «песни бардов». Однако такие преставления имеют, как правило, ряд существенных недостатков: 1) нет вычленения подающей позиции. Рассказчик выступает с позиции «я – бард», а не с позиции «мы – барды». Уровень высказываемых обобщений опирается только на личный опыт рассказчика; 2) сиеминутность. Рассказчик высказывает то, что ему приходит в сознание на данный момент времени и в текущем психо-физическом состоянии; 3) фрагментарная подготовка рассказчика. В явлении «песни бардов» есть много активных позиций (например: бард, организатор, фонотекарь, преподаватель гитарной школы, архивист, теоретик). При этом, созданием комплекса базовых представлений направленно занимается только «теоретик». Нельзя составить представление о явлении «песни бардов» в целом, не занимаясь специальной работой по обобщению песенной практики бардов во всем ее объеме. Известна поговорка: «Творящий бард не любопытен к окружающим бардам. Ему бы разобраться с собой».

Теперь пример того, как себе представляет тему «барды» и «авторская песня» В. Музыкантов[27]: «Предназначение барда – сочинять песни… Предназначение песни – обаять слушателей … отвлечь от забот и печалей … увлечь вознестись в сферы, простым смертным неподвластные … В авторской песне исполнителем чаще всего является автор… Это обстоятельство нисколько не легитимизирует многочисленные постулаты об уникальности авторской песни, её особой роли в жизни нашего поколения. У авторской песни уникален только способ появления на свет: вместо привычного тандема поэта и композитора, педали сочинительства крутит бард-одиночка. Единый в двух ипостасях – сам песне папа, сам песне мама. По-научному, это называется партеногенез… Чадолюбие – одно из самых сильных, если не самое сильное чувство, доступное божьей твари. Тем более, если речь идет о единоличном родительском инстинкте, который легко даст фору другим страстям томящегося тела и духа. Любой автор искренне и нежно любит свои творения, точнее – любит себя, свое отражение в зеркале песни. Ему и карты в руки: написал – пой. Вот мы и поем, каждый свое. Авторов много, песен много больше. Надолго хватит …».  Что это? – Частное мнение «творческого человека», которому присущи все три ограничения, отмеченные нами выше.

§ 2. Результаты специальных исследований

В результате многолетних исследований явления «песни бардов» нами была построена комплексно-теоретическая модель «Песенность бардов», с помощью которой удалось получить представление о «репрезентном множестве песен» (примерно 20 000 песен от 300 авторов) рассматриваемого явления и о его адекватном компактном представителе «референтно-исполнительском множестве песен» (РИМП). Мощность РИМП равна примерно 1 200 песен от 300 авторов песен[28]. Каждый бард имеет в РИМП свой песенный вклад. Такой же вклад нужно определить и со стороны песнетворчества В. Музыкантова.

Рассматривая результаты авторов, творящих в песенном формате, нужно быть острожным. В общем случае, каждый такой автор создает «вокальное произведение», которое может достигнуть качества «песня», а может и не достигнуть его. Оперные ариозо или ариетки, вокальные иллюстрации имеют песенный формат, но не являются песнями. Кроме того, встречаются профессиональные музыковеды, которые романс не считают песней.

Сейчас мы говорим о «песне бардов», какие ее главные признаки? — Песня бардов – это триединая песня – песня, образованная «триединой песенной синкретикой бардов» – неразрывных соединением трех песенных линий[29]: самодеятельная песня (Сп), бардовская песня (Бп), авторская песня-1 (А1п).

У В. Музыкантова есть вокальные произведения, которые по нашим представлениям не являются песнями бардов. Например, это песни: «Бык победил», «Давно ты покинул». Здесь использован песенный формат, но автор не достиг бардовской триединой синкретики  – из синкретики ушла линия Бп.

2. 1. Песенный портрет барда: общий и оригинальный

На основании «Общего списка песен автора» (см. табл. 1) мы построили «Общий портрет песенности В. Музыкантова» включающий в себя 23 песни (см. табл. 2). При этом, мы учли влияние четырех линий: 1) сбор отзывов слушателей и собственного прослушивания песен; 2)  не учет тех песен, которые сам автор не считает чем-то особенным и весьма значимым в его песнетворчестве; 3) учет тех песен, которые сам автор называет «любимыми»; 4) в зачет идут только песни из сферы «песни бардов».

Таблица 2. Общий портрет песенности В. Музыкантова. Где: «Ап» – акцент песенности, Со – сигнал отбора в РИМП, Цат – центральный акцентный тип песни.

Из данных таблицы 2 видно, что 23 песни В. Музыкантова несут в себе 11 типов разного качества «песен бардов», попадая в три акцентных сектора (самодеятельная песня, авторская-1, равноакцентная) из четырех возможных у бардов. Песен с центральным акцентом «бардовская песня» не обнаружено. Главный сектор творческих усилий А. Музыкантова – сектор «авторская песня -1».

В песне «Перед нашим появленьем» заимствован цыганский мотив, а это значит, что ее нужно считать «перетекстовкой» – не полностью оригинальной.

В итоге, «оригинальный портрет песенности В. Музыкантова» определен нами в 11 песен (см. табл. 3) и представляет песенность барда В. Музыкантова в РИМП. Такой портрет – это песенный вклад барда в культурный след явления «песни бардов», в соединенность понятий «я – бард» (единичное Индивидуальное) с «мы – барды» (общее Целое).

Таблица 3. «Оригинальный портрет песенности В. Музыкантова» – песни для РИМП. Отсортировано по колонке 04.

Наши исследования показывают, что в явлении «песни бардов» есть «песенный мейнстрим» (см. табл. 4) – часто используемый спектр песенного качества. Мы выделили жирными шрифтом попадание сюда отметок песенного качества из «оригинального портрета В. Музыкантова». Видно, что попали в цель только 5 отметок из 11 отметок рассматриваемого портрета. Большая часть отметок (6 штук) остались вне цели. Это явный сигнал «внимание, возможно встречена уникальная песенность».

Таблица 4. Ряды пиков частотных характеристик в явлении «песни бардов» или «Мейнстрим песенности бардов».

Ярким признаком позиции «бард» является вклад ее носителя в «песенную гимнику» – в  список песен, которые можно петь большим коллективом, наполняясь при этом ощущением соединенности «я – мой духовный род». У В. Музыкантова есть такие песни, они помечены в таблице 2.  Таких песен – 6.

2. 2. Положение барда в «табеле о рангах у бардов»

Согласно нашим представлениям, каждый бард имеет ряд сферных включений в процессную общность «круг бардов» (целое «мы – барды»), например: 1) место в исторической хронологии волн песнетворческой активности явления «песни бардов»; 2) место в волнах заполнения «мейнстрима песен бардов»; 3) место в волнах «сквозная оригинальность песенности» и «оригинальность в своей волне».

Место в исторической хронологии[30]. Первую свою песню В. Музыкантов написал в 1977 году, что соответствует 7 – волне (1973-1977 гг.) песнетворческой активности явления «песни бардов», фаза «хвост явления» (историческая диффузия). В эту волну попадают 55 авторов песен. Здесь есть имена, впоследствии получившие широкую известность, например: Г. Васильев и А. Иващенко (дует «Иваси»), А. Перов, А. Калмыков, П. Кошелев, А. Крючков[31], А. Захаренков, братья Мищуки (Валерий и Вадим, дует «Мищуки»), В. Харисов, Н. Якимов. Историческое место В. Музыкантова здесь № 52, почти в самом хвосте рассматриваемой волны.

Место в волнах заполнения мейнстрима. Здесь В. Музыкантов участник третьей волны (1966-2000 гг.) в секторе «авторская песня-1».

Сквозная оригинальность. Сквозная оригинальность[32] не просматривается, но есть близкий к ней результат (см. таблицу 5).

Таблица 5. Песни В. Музыкантов – претенденты на сквозную оригинальности своего качества. Где: «Чипа» – частота[33] использования песенного акцента в «круге бардов».

Интегральная сборка показателей. Закономерное сопряжение всех уже известных исторических и творческих показателей каждого барда, причастного к культурному следу явления «песни бардов», приводит к построению «табеля о рангах у бардов». В нашем представлении – это плоское клеточное поле, организованное[36] одновременно в двух направлениях – по оси Х (горизонталь) и по оси У (по глубине) (см. таблица 7).

Таблица 6. Структура «табель о рангах у бардов».

В настоящее время, согласно наших представлений, бард В. Музыкантов, в «табеле о рангах у бардов», принадлежит ячейке с названием «Ряд № 3». К этой ячейке относится 105 бардов. Однако, у него хорошие шансы переместится в ячейку «Ряд № 2» [37], однако они пока не реализованы. Например, мы имеем в виду не достаточную проработанность «индивидуальных портретов бардов» в поле признаков понятия «бард» (см. табл. 7), взятых в отношении «часть ↔ целое». Такая проработка могла бы изменить представление о качестве позиции каждого барда в «табеле о рангах у бардов». Однако, сегодня такой анализ может выполнить только  «теоретик песенности», идущий другим путем[38], чем это происходит сегодня в секторе российской науки «Авторская песня» [39].

Таблица 7. Типы[40] авторов песен в «круге бардов».

Нам известны и американские ученые[41], в спектр исследовательских интересов которых входит «авторская песня» с уклоном в сторону понятия «гитарная песня». Однако, нам не известны работы американских ученых  в отношении песенного феномена В. Музыкантова.

В Америке давно живет В. Фрумкин, ранее известный в СССР как музыковед, первый теоретик и организатор песенности явления «песни бардов». Да, он пригласил в 2005 г. В. Музыкантова на интервью  в свою радиопередачу, однако было похоже, что ведущему лично не интересен «аполитичный бард»[42] или «бард – эстет» [43].

Следует упомянуть и радиопередачу известного барда Г. Дикштейна «Поющие поэты», которую он ведет на русском радио «Новая жизнь», из города  Чикаго, с 1994 года. Сюда очевидно попадают темы «русскоязычные песни бардов» и «русскоязычная авторская песня»  в проекции «русскоязычные песни поющих поэтов». Однако, нам не известно хотя бы одна передача Г. Дикштейна, куда бы был приглашен очевидно русскоязычный и поющий поэт В. Музыкантов.

2. 3. Особенности песенной ткани барда

Еще в бытность КСП появилась анкета, в которой были обозначены тематические линии, важные для идентификации культурного следа барда. Ответ на ряд таких тем мы уже обозначили выше, но не все.

Образ слушателя песен?«… как меня воспринимают слушатели на американских слетах? — Во-первых, слушатели это совсем не толпа. Всегда есть, конечно, случайные люди, для которых слет это просто повод выехать на природу, пожарить шашлыки и поговорить вволю на русском языке.  Для меня это тоже важно, является самодостаточным побудительным мотивом, чтобы поехать на слет. Однако, большинство людей, которые приезжают на эти слеты, искренне любят и интересуются «авторской песней». Они слушают простые и даже более сложные произведения. Хотя иногда я чувствую, что совсем сложную какую-то песню лучше со сцены на две-три тысячи человек, тем более в лесу, не петь. Это зависит ещё и от моего состояния. Если я чувствую, что первой песней мне удалось найти отклик у слушателей, то тогда я могу рискнуть и спеть песню, которая, на мой взгляд, действительно, очень не простая, но, тем не менее, может пройти» (из прямой речи В. Музыкантова).

Музыкальный опыт?  — Музыкальной грамоты Владимир не знает и не применяет для записи песен. Сочиняет интуитивно, на слух и на ощупь – куда ведет левая аккордовая рука. «… интуицией командуют пальцы. Каким перебором играет правая рука – таким будет ритм, какие струны зажимает левая – такой будет гармония». Иной раз, пальцы левой руки изогнутся так, что возникают необычные аккорды и их переходы друг в друга. «Так на свет появляются песни с загадочными аппликатурами, обозначения и названия которым впоследствии определяют мои друзья, поднаторевшие в музыкальных премудростях – Саша Никитин, Алик Алабин, Женя Быков, Леня Позен. Иногда, идентификация этих морганатических аккордов вызывает споры, в которых рождается если не истина, то гармония. Иногда, друзья-музыканты возмущаются незаконным сочетанием аккордов в моих доморощенных гибридных гармониях: «Нельзя из соль бемоль мажора переходить в ре диез минор, тем более уменьшенный и в таком обращении». Иногда, они приходят к соглашению, что из-за исполнительской ограниченности, я пропускаю некие легитимирующие промежуточные ноты».

Какими правилами пользуетесь? — Музыкантов называет первое правило: «За оригинальность надо платить».  У него есть короткая песня «Фауст» (1989 г.) из 47 слов, которая в своем аккомпанементе содержит 35 разных аккорда. Есть и второе правило: «Сложность, способна выразить себя просто».

Какие музыкальные гармонии предпочитаете? — «Иногда мои гармонии, действительно, необычны, хотя, скорее всего, они покажутся тривиальными и примитивными знатокам импрессионизма Малера, сюрреализма Сати, формализма Шостаковича и авангардизма Габайдулиной». Владимиру ближе самовыражение в мажорной гармонии, минор для него гораздо труднее. Хотя ему известно, что большинство бардов – сторонники минорной гармонии.

Как пишутся ваши песни? —  « … пишется все одновременно, мелодия, слова, аккорды на гитаре находятся сами, и все это происходит спонтанно, быстро и непредсказуемо. Я почти никогда не знаю – о чем будет песня и как будет звучать. Потому мне так легко сочинять – полная свобода! А если учесть, что нотной грамоты и законов гармонии я не знаю, на гитаре играю стихийно и большую часть аккордов придумываю сам, то станет ясно – весь процесс проще пареной репы

2. 3. 1. Транслирование песенных состояний

«Легкомысленных песен у меня навалом. Да чего там – и просто глупые есть. А если поковыряться в том, что пишется для внутреннего пользования, для увеселения друзей на вечеринках, так это просто хулиганством отдает. Но не это определяет мое творческое лицо, нет, не это! На самом деле я глубокомысленный и очень-очень одухотворенный… в моем случае надо особенно тщательно отделять лирического героя от весьма прозаического автора. А то про меня вообще черт знает что можно подумать. На самом деле я скромный и застенчивый… » (из прямой речи В. Музыкантиова).

Результаты наших исследований показывают, что: «Настоящий бард – это человек, способный транслировать слушателю свое внутреннее состояние сквозь песенную материю. При этом, такое состояние отличает погруженность в поток «неостановленное саморазвитие». Соприкасаясь с живым сознанием слушателя, такое состояние провоцирует его на саморазвитие. Саморазвитие, устремленное к фронтиру (полюсу) «Красота Пронзительная», которое и есть сердцевинной тайной песенности бардов»[44].

Следует различать, как минимум, два способа трансляции внутренних состояний от исполнителя к слушателю: 1) «артистизм» (путь театральной подачи: изображение или переживание (вчувствование)). Происходит провоцирование психики слушателя на переживание; 2) «по бардовски» (интонационный канал). Происходит провоцирование психики слушателя на саморазвитие. Бард В. Высоцкий говорил, что он обращается к сфере «интеллектуальных чувств» своего слушателя, к той глубине психики, где находится «провод выхода человека на разговоры со своей совестью».

Обычно «бард» это не «артист». Образ В. Музыкантова яркий тому пример. Его исполнительству, по нашему мнению, присущи три «ключевых признака», а именно: 1) негромкое пение; 2) образно-поэтическая речь, 3) умная речь. Обязательно негромкое донесение открывает исполнителю доступ в интонационный канал слуха слушателя, куда затем устремляется двухслойная (образно-поэтическое плюс умное) песенная речь исполнителя. Это и есть то, что можно назвать «бардовско-исполнительским маршрутом В. Музыкантова».

2. 3. 2. Близкая песенность и прототипы

Слушая песни В. Музыкантова, нам сразу вспомнилась сфера признака «пространство песенной музыкальности» в конкретном ее выражении в песнях барда Е. Слабикова («Облака опять поставили», «За осенним бездорожьем», «Последняя туча», …). Однако, бард Е. Слабиков – это только один из 8  «держателей песенного кода» (см. ссылки к табл. 5), встречающегося в песнях В. Музыкантова. Барды этого списка занимают положение в «табеле о рангах у бардов» от ячейки «Ряд № 1» до «Ряд № 4» включительно.

2. 3. 3. Гармонические предпочтения

«Мне задают вопрос о предпочтении между мажорной и минорной гармониями. Да, я страдаю склонностью к мажору. На тех дисках, которые уже официально записаны,  действительно, доминирует мажорные гармонии. Но я пишу и в миноре. Однако, признаюсь, что я предпочитаю мажор и считаю его более для себя мелодически подходящим. Он для меня более напевный. Хотя известно, что барды предпочитают минор, но я себя считаю мажорным бардом» (из прямой речи В. Музыкантова).

Общее резюме

Вот и подошла к концу наша статья. Нам хотелось бы сжато сформулировать ее информационные акценты, чтобы напомнить читателю о чем мы писали:

  • впервые для феномена «песенность В. Музыкантова» рассмотрено отношение «часть ↔ целое», то есть закономерности характера включенности «я В. Музыкантов – бард» в «мы – барды» (аутентичные участники явления «песни бардов» или «круг бардов»).

  • впервые феномен «песенность В. Музыкантова» рассмотрен из позиции «теоретик песенности бардов» на основе теоретико-комплексной модели «Песенность бардов» (Фундаментальное Песневедение Бардов). Песенный феномен был подвергнут анализу «Бардовский счет» и успешно его прошел. Из репрезентного множества песен (80 песен) были выделены «общий портрет песенности» (23 песни) и «оригинальный портрет песенности» (11 песен, высокий уровень оригинальности). Последний является образом индивидуального авторского культурного следа для накопителя песен РИМП (культурный след  явления «песни бардов» в целом). Бард В. Музыкантов является участником: 7-мой волны активности бардовского песнетворчества, 3-й волны заполнения мейнстрима «авторская песня-1», ячейки «Ряд № 3» «табеля о рангах у бардов».

  • песенный феномен В. Музыкантова не изучен до конца, в нем есть еще скрытый потенциал, который маркирован в статье. Более детальное изучение может привести к существенному изменению представлений о культурной значимости рассматриваемого феномена.

 Сергей Орловский

Примечания:

  1. Подробнее см. наши авторские статьи в сетевых журналах «Релга» и «Клуазура».

  2. Носитель качеств: триединая песня бардов, бардовский маршрут, готовность к бардовскому поединку. Здесь есть позиции: бард-композитор, бард-поэт, бард-исполнитель.

  3. Исследование с целью установить (оригинальность песенности (сквозную, локальную); привязку к волнам авторской активности (историческим, по заполнению мейнстрима); позицию автора в «табеле о рангах у бардов») и построить именную информационную карту «Культурный след барда».

  4. Это куст московской сети клубов самодеятельной песни, был создан студентами Московского энергетического института (МЭИ). «РЭКС» – это аббревиатура от «Ребята-Энергетики Композиторы Стихоплеты». Мы прочли в Интернет большую статью В. Каминского «НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО КУСТА КСП РЭКС», но там нет никаких даже малых упоминаний о В.Музыкантове. Сам В. Музыкантов пояснил, что он тогда не был известен на фоне других авторов песен этого куста, был достаточно незаметным и тихим.

  5. Земетный автор и исполнитель песен КСП «РЕКС». Был лауреатом московских песенных конкурсов «Лефортово» (1972) и «Москворечье» (1973)Известные песни: «Все призрачно», «Снаружи вьюга мечется», «Промчался миг».

  6. Сегодня в этот список дописаны авторы песен из круга «авторская песня». Например, сюда входит Михаил Карпачев.

  7. Занимается известной проблемой экспериментальной биомедицины – как заставить лекарства накапливаться и вызывать эффект именно в тех частях тела, где нужно.

  8. Обучался в клубе «Гитарной музыки» института Курчатова. Научился аккордовому аккомпанементу песен и подбору таких песенных аккомпанементов на слух. Первая песня назвалась «Мячик» («Мячик налево, мячик направо»).

  9. Первая песня назвалась «Мячик» («Мячик налево, мячик направо»).

  10. Такое же название имеет аудиодиск в планах В. Музыкантова.

11. Приглашение (Приезжай ко мне), Вспоминая Игоря Северянина (Помнишь, это было у моря), Опус № 86 (Тоска пустая), Римские каникулы (Одинокий чужеземец), Ночная бабочка (На стене — засушенные розы).

  1. «Смотрю фотографии из Барзовки, которым почти четверть века, на которых мы (И. Грызлов, А. Крючков, В. Музыкантов) ещё вместе и рядом. Вспоминаю, как каждые выходные мотались на слёты и фестивали и очень много пели. И обязательно «Гитану» и «Синие мундиры» Музы. И сейчас, когда я слышу, как на диске «15песен В. Музкантова» песню В. Музыкантова «Гитану» поёт Валерий Золотухин, я узнаю не Володины интонации, а Андрея Крючкова. Сколько раз мы собирались в Музиной квартире на Щукинской, сколько было спето…» (из прямой речи И. Грызлова в Интернет, 2004 г.).

  2. «Мой первый сольный диск, назван в полном соответствии с заглавной песней, написанной тридцать лет назад: ученый видит в зеркале авантюриста с револьвером. Весь мир – одно большое «Я»…» (из прямой речи В. Музыкантова).

  3. Музыкантов считает этот диск песен самым лучшим из того, что ему удалось уже создать.

  4. «Наверно, Владимиру Музыкантову суждено было остаться самой неизвестной звездой своего песенного поколения… когда б не Лидия Чебоксарова» (Дм. Сухарев). По нашему мнению это достаточно спорное суждение.

  5. Песни В. Музыкантова с гитарной поддержкой от А. Алабина в клубе «Странники» (Нью Йорк, 2010); Израиль (домашний концерт, 2019 г.), Украина (Днепр, Киев, 2019), Россия (фестиваль «Бенефис», 2013).

  6. Например: концерт В. Музыкантова в магазине «Книжник» (США, 2007 г., 2017 г.), концерт с Л. Чебоксаровой в «Гнезде Глухаря» (2013, Москва).

  7. В 2015 году В. Музыкантов был гостем широко известной в Росии передачи «Авторская песня» (радио «Эхо Москвы», программа журналистки и барда Н. Болтянской, г. Москва).

  8. «Любовь исполнителей к творчеству Музыкантова понятна. Его песни на редкость мелодичны, а гармонии прозрачны, неожиданны и оригинальны. Все это дает исполнителям редкую для авторской песни возможность показать свои вокальные способности. Может быть еще важнее, что песни Музыкантова позволяют им раскрыть нюансы интонации, эмоционального и смыслового подтекста, а это возможно только при пении настоящей поэзии» (из американского Интернет, сайт http://www.kspus.org/).

  9. Использовано интервью В. Фрумкина. Вашингтон, 02.09.2005, русскоязычный отдел «Голоса Америки».

  10. В. Золотухин, Е. Камбурова, А. Иващенко, О. Митяев, Вад. и Вал. Мищуки, Л. Сергеев, В. Егоров, Б. Кинер, М. Цитриняк, Д. Богданов, Е. Фролова, Н. Дудкина, Д. Дихтер, П. Маркин и Е. Линдт.

  11. Из прямой речи В. Музыкантова, выложенной в открытом Интернет.

  12. Сб. «Танец на огне» (В. Музыкантов, Москва, 1993); CD «Зеркало» (В. Музыкантов, Нью Йорк, 2001); СD «Пятнадцать песен Музыкантова» (Б.Кинер, М.Цитриняк, Москва, 2004); CD «Leon Pozen – Live» (Леонид Позен, Сиэттл, 2008).

  13. Сб. текстов песен «Танец на огне» (В. Музыкантов, Москва, 1993); CD «Тоска пустая» (В. Музыкантов, Нью Йорк, 2009).

  14. Некоторые архивисты песен бардов и авторской песни сообщили нам, что в Интернете можно обнаружить 92 песни В. Музыкантова. Например, на русском сайте «Музыкальный огонек».

  15. Здесь особенно заметны А. Городницкий и А. Мирзаян.

  16. Прямая речь В. Музыкантова на его странице в ФБ, 11.08.2020.

  17. Актуальное состояние РИМП – 1266 песен от 317 авторов.

  18. Подробнее см. наши авторские статьи.

  19. Мы различаем два типа исторической хронологиии: 1) «внешняя хронология» – ряд дат событий социализации явления: 2) «внутрення хронология» – ряд дат создания песен. Свои теоретические построения мы делаем отталкиваясь от «внутренней хронологии».

  20. «У меня есть песня «Мячик», посвященная Андрею. Мы с ним давно знакомы, дружили, ходили вместе на подмосковные слеты, иногда пели вместе со сцены и очень часто пели вместе на кухнях и у костров. Он был сложный человек, и даже при моем относительно миролюбивом характере мы не всегда ладили, тем более, что мы с ним во всех отношениях люди очень разные. С конца 1980-тых и вовсе встречались только по случаю. Весть о его смерти меня потрясла…. Слава Богу, его песни теперь поют многие исполнители, так что наследие его идет к слушателям. Но вот его исполнение – уникальное, надорванное, странным таким голосом и пальцами судорожно цепляющими струны – оно, к сожалению, почти потеряно. Оставшиеся записи не передают прелести. Уж очень неровно он пел, наверное, трудно было его хорошо записать. Но у меня на всю жизнь остались мурашки по коже от его «Тройки» Полонского, и «Особняка» Пастернака, и «Деревеньки», и многих других песен» (из прямой речи В. Музыкантова).

  21. Уникальность песенности по всему массиву явления «песен бардов».

  22. По нашей статистике уже состоявшейся практики песенного сочинительства в явлении «песни бардов».

  23. Формальная сортировка РИМП (актуально состояние на 29.07. 2020), по коду песенности, выдает список фамилий «держателя подобного кода»: Г. Дикштейн, П. Старчик, Ан. Иванов, В. Попов, В. Музыкантов.

  24. Формальная сортировка РИМП (актуально состояние на 29.07. 2020) выдает такие фамилии «держателей подобного кода»: П. Старчик, В. Капгер, Ан. Земсков, Ал. Кайдалов, Е. Слабиков, В. Музыкантов.

  25. Подробнее о принципах организации см. в наших статьях.

  26. Например, в «Антологии авторской песни» Дм. Сухарева, А. Музыкантов представлен: 1) равно с тремя бардами (Е. Бачурин, Б. Вахнюк, Ал. Иванов) и лучше 45 бардов, входящих в «табель о рангах у бардов» в ячейку «Рад № 2»;  2) равно с тремя бардами (А. Иващенко, Ю. Кукин, В. Матвеева) из «Ряда № 1».

  27. Другой исследовательский подход – деятельностный подход, а не филологический, педагогический, философский, исторический, социологический и др.

  28. Здесь нет представлений о явлении «песни бардов» в целом, полученным на основе тщательного эмпирического обобщения песенной практики бардов. Немалый ряд диссертаций (сегодня их более 80) не преодолел барьер представлений, что «песни бардов» – это история отдельных не профессиональных сочинителей песен, число которых 3-10 человек???

  29. Классификация создана в процессе наших исследований целостности явления «песни бардов».

  30. Например: Smith G.S. (дис., доктор филологии, 1984, Блумингтон), Platonov Rachel (дис., доктор филологии, 2004, Кембридж).

  31. Бард, не создающий социально-протестных песен.

  32. Бард, ищущий песенный путь к Красоте. Такой себе современный образчик из среды мастеров песни средневековой Европы минизингеров.

  33. См. нашу авторскую книгу «Учение Сибард». Нюрнберг, 2018. — 83 с.

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика