Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

Интервью с режиссером Александром Басовым

Призадумавшись с кого начать, я решила, что если словами Ленина «из всех искусств для нас важнейшими являются кино», то естественно, что с представляющего кино в нашем Экспертном совете и следует начинать. Как по-вашему, сегодня кино является важнейшим из искусств?

А.Б.  Разве что для тех, кто его делает. Или надеется делать. Ильич-то вообще говорил еще и про цирк, и добавлял: «пока народ неграмотен». Так что это фраза, вырванная из контекста, и приспособленная в качестве лозунга. Нет, кино сегодня в России далеко не важнейшее из искусств. Впрочем, никакое – не важнейшее. «Важнейшее» сегодня – деньги. А искусство с деньгами всегда в сложных отношениях.

Как по-вашему, является ли кино искусством?

А.Б. Конечно, является, если является. «Кино» ведь это лишь неудачное техническое название для одной из форм драматического искусства. И в этом смысле оно – очень древнее. Другое дело, что микрофильм с текстом -технически  — тоже «кино». Но, естественно – не искусство. Но в просторечии под «кино» мы понимаем все-таки драматическое произведение, запечатленное определенным техническим способом.

Кино – это форма драматического искусства, говорите? Вы многое для меня прояснили.  А  КАКОЕ кино является искусством? Где оно делается? Где его можно видеть?

А.Б. Современное российское кино мне не нравится. За единичными исключениями. И в этом широкий зритель со мной солидарен. Не буду никого конкретно хвалить, чтобы никого конкретно не ругать. Это не значит, что нет талантливых авторов, или нет хороших идей. На фестивалях кое-что мелькает. Но в кинотеатры попадает редко.

Чем лично для вас является кино?

А.Б. Извините за невысокопарность, но в первую очередь ремеслом. Другому не обучен.

Вы, если так можно выразиться, потомственный, чистокровный аристократ отеч. кино. Ваш отец — замечательный, всеми любимый артист Владимир Басов, а мать не только актриса, но и дивная красавица Валентина Титова. Ваши родители достойны отдельного разговора. Можем ли мы ожидать в нашем журнале рассказов о членах вашей семьи? Это было бы очень ценно — получать информацию о выдающейся артистической семье из первых рук, а не путем «испорченного» журналистского телефона

А.Б. Так выразиться нельзя. Аристократ у нас один – Михалков (сам сказал!). А я русский интеллигент из разночинцев. Про родителей можем как-нибудь поговорить отдельно. Тема обширная.

Мы сегодня знакомим читателей с вами как с членом Экспертного совета журнала. Что еще вы можете сообщить о себе, своей жизни, творчестве, семье нашим читателям?

А.Б. Мое творчество, увы, сегодня свелось к поденщине. Несмотря на некоторые успехи в прошлом (взять хотя бы букет наград, которые собрала наша с Темуром Эсадзе картина «Лесная царевна), серьезной творческой работы мне не предлагают. Минкульт из года в год уже лет пятнадцать отказывает мне в финансировании. Снятый мною два года назад на собственные средства фильм «Милый дом» до сих пор не завершен. Нет денег на озвучание, перезапись, печать копии.

Грустно все это. Впрочем, ситуация скорее типичная. Что-то мне подсказывает, что в интервью с другими членами нашего экспертного совета придется услышать примерно тоже самое про другие виды искусств. Культура в целом у нас в стране не сказать чтобы  процветают. Что происходит сегодня в отечественном кино?  

А.Б. В России кино существует полностью на дотации. И решение, кому снимать, а кому не снимать принимают чиновники. Небескорыстно. А зритель не хочет это кино смотреть. А прокатчик не хочет прокатывать. Но чиновникам все равно. Они отчитались. Современное российское кино – это просто один из способов воровства государственных денег.

Или  это своеобразие сугубо  наших  рыночных отношений. Расскажите о  ситуации в Союзе Кинематографистов?

А.Б. В СК сейчас (после всем известных событий) – никакой ситуации. Это мертвая организация. Она еще кое-как выполняет функции собеса, но как творческий клуб и как профессиональный союз абсолютна мертва. Она не влияет ни на что.

Сдается,  что в такой обстановке нам не стОит  ждать  в скором времени прорыва  в отечественном кино. Где ваш круг профессионального общения?

А.Б. Он все уже и уже. В силу причин, о которых я сказал выше. Кинематографическое сообщество распадается. Те, кто допущен к дележу государственного пирога, свысока поглядывают на тех, кому достаются лишь крохи, упавшие со стола. И критерием успеха являются вовсе не талант и не профессионализм.

Ваши друзья по жизни? Семья, личная жизнь, интересы, хобби?

А.Б. Их немного. Дружба для меня понятие столь же интимное, как и любовь. Поэтому распространяться на эту тему не хочу.
Семья – тоже понятие интимное. Насчет хобби… Даже не знаю. Разве у творческого человека может быть хобби? Хотя Россини жарил бифштексы, а Менделеев клепал чемоданы… Раньше я любил столярничать. Если есть время, заворачиваю в бильярдную. Но главным образом – я запойный книгочей. Лучше книги для меня только книга.

В данном случае «запойный» может считаться достоинством. Причем редким. Заглядывая вперед, чтобы вы пожелали самому себе? Журналу?

Журналу, конечно же, успеха у читателя. А себе – закончить фильм, и начать новый.

Спасибо.


комментариев 7

  1. Нина

    К своему стыду признаюсь, что только вчера узнала про вас и ваше искуство. Спасибо за фильм Лесная царевна. Хроршая, умная картина.

  2. Александр Тараненко

    Во всех искусствах у нас ситуация — аналогичная.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика