Памяти Ивана Шепета
26.03.2021
/
Редакция
Образность плотная, густо материальная – вдруг прорезаемая ощущением двойственности всего: и в грозе есть предчувствие перемен! – была характерна для поэзии Ивана Шепета, ныне уходящего к иным (хочется верить – поэтическим) берегам:
Послушай, послушай, как рвано швыряет горстями
холодные капли дождя на карнизную жесть,
как дыбом газеты встают у окна с новостями…
И это начало. И ветер – не главное здесь.
—
По-царски подходит гроза, тяжело и степенно:
вот молнии миг, вот раскаты отставшей пальбы…
И в ямке намытой, урча, поднимается пена
под жалобный лай водосточной железной трубы.
В том, как богато играл звук, как перекликались, организуя круговое движение, «л» и «ж» была мера подлинности, которая не обманет: подлинности поэтической правды…
И. Шепета разнообразно реализовывался в жизни: он был предпринимателем, издателем, меценатствовал, занимался культуртрегерской (в наше время отдающей донкихотством) деятельностью…
Но поэзия, владевшая сознанием, оставалась главным делом: бессчётно черпая из реальности, Шепета создавал свою: играющую разными огнями: колющими, сыплющими свет соли, более приглушёнными: что, соединяясь, давали великолепный калейдоскоп силового словесного поля:
Бежит собака улицей ночной,
заснеженной и освещённой слабо,
в три лапы – ходко, с поднятой больной,
уколотой четвёртой лапой.
—
Я сам уколот, то есть очень пьян,
и оттого в животном вижу брата.
Неловко спьяну вывернув карман,
я достаю огрызок сервелата.
Уколот…
Сильное слово, и, идущая сквозь слои опьянения боль, остро прокалывающая душу, заставляет видеть так, как означено стихом: значительно, ясно…
…ясно видеть – с пьяной головой: вполне российский феномен, точно пойманный в ячейку стиха.
Часто строка Шепета была длинной, насыщаясь самыми разными реалиями мира: поэт стремился к предельной ёмкости, к высокой концентрации, и, достигая её, давал яви картины внутреннего пейзажа, преображённого стихом:
В ледяной полынье отраженье луны, словно птица
хищно блещет в волне, и перо от волны – золотится.
Зримо «ах!» на устах, если заговоришь, – от мороза,
где в прибрежных кустах замираешь, как мышь от гипноза.
Гранями играли строки, сильно вдвинутые в данность.
…думается, поэт, оставившей реальности (всячески доказывающей, насколько она не нуждается в поэзии) замечательное наследие, должен получить продолжение творчества в тех пределах, о которых мы, по сути, ничего не знаем…
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ