В Московской театральной школе Олега Табакова дипломные работы показывают нынешние четверокурсники. Совсем скоро ребята покинут родные стены и окажутся во взрослом актёрском море.
Кто мы и зачем мы здесь
Спектакли здесь всегда взрослые. Каждый раз, выбрав в афише постановку, думаю: «Как ребятки её, взрослую, сыграют…»
А получается всегда здорово. Просто потому, что какого бы автора педагоги ни выбрали – всё у них про сегодня, про сегодняшнюю жизнь человеческого духа в этом предельно запутанном, стремительно меняющемся, часто непонятном нам мире.
«Фантазии Фарятьева» — пьеса, казалось бы, совсем не студенческая: про поиск потерянного рая и назначение любви. О том, «почему любят – мучают, и не любят – мучают» и о том, что нельзя всё время смотреть только под ноги. Она о звёздных далях и стремлении улететь домой, и о земной сложности услышать и понять друг друга.
Алина Гришакова (Тётя Павла) и Дарья Горшкова (Мама Александры и Любы)
Педагог Школы, актриса театра «Гоголь-центр» Анна Гуляренко предложила ребятам играть про сегодняшний день. Она считает, что «такие фарятьевы — чудаки, которые хотят спасти мир, есть во все времена. А сейчас эта тема — героя, который одержим идеей спасти человечество, актуальна и современна, как никогда».
Студент Эдуард Володин для педагога в работе над пьесой Аллы Соколовой – настоящая находка. «Он – прям Фарятьев, это его роль», — говорит Гуляренко. И мы действительно видим на сцене этого, казалось бы, наивного путешественника средь миров, но одновременно многое постигшего, и оттого стоящего всего в нескольких шагах от Истины персонажа. И когда он говорит: «Мы умираем, так ничего и не поняв: кто мы и зачем мы здесь», — видится, что уже скоро Павлик реально нащупает то самое, что пока только появляется в его монологе как проблеск.
Эдуард Володин (Павел Фарятьев) и Ирина Паутова (Люба)
Девушек на 4 курсе четверо, и пьеса позволила занять в постановке всех сразу. При этом удались как возрастные роли, так и молодёжные: пронзительно ждущая своего часа любви и оттого очень искренняя Александра в исполнении Миланы Бру, громко вступающая в большую жизнь Люба Ирины Паутовой, пытающаяся сплести счастье дочерей их мама Дарьи Горшковой и абсолютно самоотверженная тётя Павла в исполнении Алины Гришаковой.
«Я, когда стала читать пьесу, — рассказывает Алина, — сразу вспомнила свою крёстную. Она меня очень любит и в тексте роли даже буквально попадаются её фразы. Такая беззаветная любовь и стала темой для моей героини. Для неё счастье племянника превыше всего. Отдавать всё для счастья любимого человека и ничего не ждать взамен – это мне и самой всегда очень близко. Счастье другого делает счастливой и меня».
«А я, — говорит Ирина Паутова, — хотела попробовать сыграть подростка, который ещё не умеет справляться с бурей эмоций. Мне интересно проявить закрытый внутренний мир моей героини, которая уверена, что её никто не любит, для зрителей. Прекрасно, что на наши спектакли некоторые взрослые приходят со своими детьми-подростками – может, это им поможет в общении».
Ребята с этой дипломной постановкой справились отлично, и, если сейчас ещё не хватает жизненного опыта, то однажды откроется ларчик этой тайны, и они точно поймут, что любовь — единственное, что у человека отобрать невозможно. Верится, что для них приоткроется занавес той самой огромной мистерии, о которой говорит Фарятьев. Просто потому, что они с первых шагов в Школе узнали, что такое жить и работать с любовью. Ведь в настоящем театре либо так, либо никак.
Сцена из спектакля «Жили… Были…»
В Школу Табакова они тоже пришли подростками – сюда принимают сразу после 9-го или 10-го, и повторного шанса поступить просто не существует. И очень быстро повзрослели, понимая, что один за другим выбор надо делать самим и уметь брать за него ответственность.
Однако, приобретая внутренний стержень и становясь предельно выносливыми, ребята не черствеют душой. Об этом говорят их спектакли. Порой это настолько пронзительно и тонко, что даже начинаешь бояться: как выйдут эти молоденькие артисты из своего «интерната» во взрослую жизнь…
Картины русские забытой жизни
По словам постановщика спектакля «Жили… Были…» актрисы и режиссёра Театра Олега Табакова, педагога Школы Алёна Лаптевой, спектакль по прозе Шукшина предложили поставить сами студенты. При этом они в один голос говорят, что текст этот требовательнее любого педагога по мастерству.
«Студенты, — поясняет Алёна, — провели самостоятельную работу и сделали заявку на дипломный спектакль. Для меня все рассказы Василия Макаровича объединяются одной темой — попыткой человека разобраться в самом себе и своих чувствах. А его героев я делю на три категории: те, кто лишен эгоизма, кто с эгоизмом борется и патологические эгоисты».
Сценарий написан по рассказам «Даёшь сердце», «Светлые души», «Классный водитель», «Стёпкина любовь», «Вянет, пропадает», «Стёпка» и «Сураз». Герои Шукшина всегда прямы и откровенны, в них вечная борьба чувств и разума, любви и страсти, и всегда мечта и надежда.
Шукшинское пространство действительно очень откровенно открытое, незатейливое и потому очень по-человечески мощное. Души театральных студентов на это не среагировать, безусловно, не могли.
«Шукшин – удивительный автор, — делится Дарья Горшкова. – Даже поразилась, насколько сильно он в меня попал. Может, это звучит пафосно, но я дышу к нему очень неровно. Когда узнаю себя в его рассказах – а мне приходилось в жизни сталкиваться с некоторыми ситуациями из его рассказов – это как ножом по сердцу».
Студентка уверена, что это автор, на котором нужно учиться – без того, чтобы не растрепать душу, его никак не возьмёшь. «Невозможно в этом спектакле, — говорит Дарья, — спрятаться за жанр или за стихи спрятаться. Шукшин ставит тебя в очень трудные предлагаемые обстоятельства. И у меня в жизни было такое, когда головой понимаешь, что лучше здесь, а чувство тянет – туда. И куда пойти? Это вечный вопрос, который всех всегда тревожит. И вот Шукшин, он весь об этом – разум или чувство?»
Все роли Георгия Сискова в спектаклях Школы фактурные, эксцентричные, часто смешные. А в «Жили… Были…», как он сам говорит, все эти возможности собрались воедино. И это помогло играть героев Шукшина, причём сердцем, а не наработанной техникой.
«И это работа, — уверяет Георгий, — к которой наш курс шёл все четыре года».
Студент рассказал, что за годы учёбы в Школе научился очень многому. «Все, что у меня теперь есть, — говорит он с благодарностью, — мне дали наши мастера, им — Олег Павлович, а мы передадим дальше. Считаю, что наша Школа самая конкурентноспособная в России. Табаков — гений, он придумал систему актёрского образования, которая реально работает! Мне проще сказать сейчас чего я не могу, чем перечислять, что умею. Но и это «не могу» я все равно потом сделаю. «Актёр – это стремительная эволюция», — считает наш худрук Владимир Львович Машков, и нас этому научили. Даже если не получилось что-то сразу, ты попробовал, всё равно это шаг наверх».
Сцена из спектакля «Жили… Были…»
Для Владислава Лепина герои рассказов Шукшина, в особенности «Сураза», как родные, люди и говор похожи на те, что в его родных краях.
«И те, — говорит выпускник, — о ком писал Василий Макарович, все настоящие, живые, они не персонажи. Оттого очень настоящими должны быть и мы. Переживания моего героя в открытую не проявляются, всё клокочет внутри. А я должен их понять, воспроизвести внутри уже у себя и донести до зрителей, иначе это не имеет никакого смысла. Такую планку переживаний я должен взять. И каждый спектакль я её преодолеваю. В этом материале по-другому нельзя».
По словам Алёны Лаптевой, шукшинский материал для ребят всё-таки «на вырост». «На первый взгляд, — говорит режиссёр, — рассказы кажутся очень понятными. Но при разборе понимаешь, что от артиста они требуют серьёзной душевной работы. Ребята молоды, хотя многие чувства им пока неведомы. Но есть темы, на которые чем раньше начать говорить, тем лучше: о долге, об ответственности, о любви к своей стране, к своим близким. Здесь же тема человеческого выбора: как поступить — по совести или нет? А поиск этих истин, как бы высокопарно это ни звучало, и есть душа русского человека».
Они, герои Шукшина, а вместе с ними и ребята-артисты ещё видят небо и на нём звёзды – «Ночь-то какая, сказка просто!», они ещё могут рассказать «московским фраерам», что есть любовь человеческая, они тоже, под стать «фантазёру» Фарятьеву смотрят вдаль и вглубь, пытаясь жить по сердцу и понять, зачем живут.
Фото предоставлено пресс-службой Московской театральной школы Олега Табакова
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ