Живопись Виктора Васина: запечатленный мир людей
14.03.2022
/
Редакция
Знаменито китайское изречение, которое звучит примерно так – «не дай вам бог жить в эпоху перемен». То ли «народная мудрость». То ли изречение Конфуция. Перемены, в неостановимом движение времени, «сносят» напрочь факты, события, свершения, имена. Они словно уходят в тень, наброшенную пришедшей новизной…
Я хочу напомнить о живописце Викторе Васине. Он не забыт специалистами, искусствоведами, галеристами, арт-критиками, экспозиционерами. Не забыт он и «продвинутыми ценителями». Но это, так сказать, «широкая известность в узких кругах». А он – практически наш современник. Еще сравнительно недавно был среди нас. Успел пережить с нами очередной слом-перемену нашего времени. Имя громкое. Творчество яркое, самобытное, запоминающееся. Никого не оставлявшее равнодушным.
Виктор Федорович ВАСИН. Заслуженный художник России. Его определяли, как одного из ярчайших представителей московской школы живописи. Давали и другое, более объемное определение – «наследник отечественной живописной школы». Но и такое определение сужает и в какой-то степени нивелирует смыслы и ощущения… нет, точнее – глубокие чувства, которые рождаются, когда общаешься с полотнами Виктора Васина. Именно что общаешься. Входишь в них, как в пространство особого мира. Красочного, насыщенного страстью, горячими эмоциями. Да, работы Васина всегда воспринимались очень эмоционально. Но никогда – нейтрально. Его и хвалили, и ругали. Восхищались и отрицали. Эмоции и страсти кипели и с той, и с другой стороны.
Иначе и быть не может. Потому что «представитель школы» — это всего лишь классификация «по технологическим признакам». Искусство обращено к чувству. К чувственному восприятию мира. Живопись Виктора Васина – это его чувственное восприятие того, каким он видит мир, какими ощущает людей, живущих в этом мире, и то, что они в этот мир приносят. Как дополняют и преобразуют его, насколько живут с этим миром в согласии, в сотрудничестве – или в споре.
Потому живопись Васина – сама по себе огромный, многообразный, но очень цельный в своей многокрасочности мир. Мир его души и его духа. В этом мире звучат и темпераментно живут мотивы и отзвуки многих времен и творческих направлений. Некоторые ощущаются особенно сильно и внятно. Но это не подражание, не стилизация. Это родственное душевное созвучие в восприятии мира и в его образном воссоздании в творчестве. Да иначе и быть не может: в творчестве любого талантливого художника проявляет себя впитанный им опыт, который накоплен культурой и своего народа, и всеобщей мировой культурой – именно те грани этого опыта, которые более всего созвучны душе, личности, особенностям дарования кот этого конкретного мастера.
Виктор Васин прожил долгую жизнь. Родился он в 1919 году – на переломе эпох, кардинальном переломе-рубеже в конце первого двадцатилетия прошлого, 20-го века. А завершилось его присутствие в этом мире в 1997 году. Тоже в эпоху грандиозных изменений, переменявших видимый, осязаемый окружающий всех нас мир, — и незримый внутренний мир каждого. Жизнь и творчество Васина прошли через несколько сложнейших, порой катастрофических времен. Эти времена сложили его творческую и человеческую судьбу. Причем, он, непоседа – как истинный живописец и как истинный сын бурного времени, насыщенного переменами, – немало поездил. И каждая поездка – ярчайшие впечатления, врезанные, впечатанные, запечатленные глазом, сердцем и рукой художника. Из каждой поездки, похожей на путешествия первопроходцев, Васин привозил замечательные работы – и портреты, и жанровые картины, и пейзажи. Любая «точка» на земле – неповторима. Сама по себе. Своей особостью. Строем существования живущих там людей. Но неповторимой эту «точку» делает и взгляд художника. Взгляд более точный и бесстрастный, чем объектив фотоаппарата. И при этом – чувственно-пристрастный. Взгляд художника преображает увиденное. Но в этом образе-облике нам открывается неповторимая красота того, что увидел и запечатлел художник.
Может, именно эта страстная пристрастность взгляда и восприятия, эта самобытность, не таящая, а открывающая себя во всю мощь, и вызывали столь противоречивые и порой противоположные отклики и суждения о работах живописца Васина, в основе таланта которого – широта, мощь человеческой души и судьбы. Его сильный, бескомпромиссный, открытый и энергичный характер тоже ведь отпечатался в его работах.
«Происхождение», места, где родился и вырос, «родословная» — они закладывают глубинные основы мировосприятия будущего художника. И это отражается в самом строе его творчества. Когда-то иные из землепроходцев-северян осели и в тех местах, где позже возникла Рязанщина. Вот тут, в Рязанской области, на хуторе близ города Михайлова и родился Виктор Васин. Еще бы не стать ему непоседой! Судьба Васина-художника сложилась из постоянных путешествий и живописных открытий. На его полотнах можно увидеть среднеазиатские барханы, горы Саян и сопки вокруг Мурманска; сияние моря и неба у берегов Крыма и суровое море, омывающее Камчатку; порт и бастионы Севастополя и барханы пустынь в Средней Азии; людей, живущих в тех местах… Впечатления Васина обо всех этом открывают нам в его картинах неведомые миры.
Учиться живописи Васин начал еще до войны. Но для него, как и для многих тогда, учеба прервалась в 1941 году, и дипломная работа была им написана только в 1946-м. Его «Александр Невский» — масштабное полотно. Масштабное по смыслу и по теме. Времени созвучное: образ защитника Родины. Работа заслуженно получила высшую оценку и была выставлена на ВДНХ. Вслед за окончанием учебы в Московском институте прикладного и декоративного искусства (его учителями там были Александр Дейнека и Владимир Фаворский) Васина принимают в Союз художников. Он приглашен – вместе с Дейнекой и Фаворским и под руководством П. Соколова-Скаля – работать на Всесоюзной выставке. Тогда же Васин стал преподавать в Институте им. В. И. Сурикова – как ассистент Александра Дейнеки. Эти «официальные вехи» говорят о том, что в молодом художнике его великие учителя признали и оценили самобытность зрелого мастера.
В своих полотнах Васин не «повторяет» своих учителей. Свой путь, свой стиль. В иных вещах слышен отголосок влияния Александра Дейнеки. Но это, скорее, перекличка друг с другом – через общность времени. Через общность признаков эпохи.
Храмы и церкви… причем, не самые помпезные и знаменитые. Увиденные в «глубинке», простые и почти «свои», «домашние»… ракурс взгляда – как бы случайно брошенного через плечо, из-под крыши над крыльцом сеней, из окошка. Стройки, краны – «сухопутные и портовые… и тоже – увиденные из окна, не в упор, а издали; а на переднем плане – цветы и глиняные игрушки на подоконнике. Деревенские улицы и улицы пригородов в маленьких городах… вот женщина с ведрами и коромыслом через плечо; вот спокойные люди в тюбетейках и полосатых халатах — чаепитие на ковре; вот двое пилят дрова в заснеженном проулке. Спортивные залы и спортивные снаряды… молодые сильные ловкие мужчины и женщины среди них. Луг на берегу реки, лошади… и тоже – взгляд словно из-под нависшего ивняка. Женщина с книгой, да почти все портреты и даже натюрморты… все как бы подсмотренное случайно, непреднамеренно, не постановочное.
Вот этот ракурс взгляда невероятным образом превращает огромный масштабный мир, масштабные свершения людей в нечто очень близкое, домашнее, рукотворное. Мир и каждое событие в нем, каждая деталь, каждый камень, каждое облако, каждая волна и каждая вещь, созданная людскими руками — притягивают, привлекают. Создают глубинно обжитое, очень интимно-чувственное пространство души.
Да, в иных работах – особенно запечатлевших индустриальные пейзажи, морские виды и спортивные сюжеты – ощущается нечто, близкое по духу работам Александра Дейнеки. Но это, скорее, общность духа времени — запечатленного и переданного (и Дейнекой, и Васиным по-своему). Дух «индустриального времени», тема и мотив индустриального, радостного созидательного энтузиазма и восторга. Они были свойственны 20-м и 30-м годам в нашей стране. И не менее актуальными оказались эти мотивы в возрождающейся после большой войны стране. Но нет в этих работах ничего назидательного, выспреннего, холодно-рассудочного. Как и в полотнах «спортивной тематики». Может, в «спортивных» мотивах особенно ощущается перекличка с Дейнекой. Но если в спортивных сюжетах тех же 20-х и 30-х годов был напор и энтузиазм преобразования прежнего в новое, то в работах Васина – а это уже вторая половина 20-го века! – просто спокойная и мощная радость красоты и силы молодости, бьющей ключём радости жизни. И все то же ощущение душевной, глубинной близости. Родства с этим миром и этими людьми.
Отчего возникает такое ощущение? Чем воздействует художник? Цветом. Тоном. Общей гаммой. Ритмом и остротой рисунка и цветовых пятен. Васин – замечательный колорист. Цвет, тон, каждое «красочное пятно» — точны; они передают и возбуждают именно то настроение, какое почувствовал и захотел передать художник. Это настроение, неуловимое, беглое, текучее передается и подчеркивается ритмом рисунка. Рисунок четкий, строгий — и летящий, беглый. Ничего лишнего. «Продуманная случайность». Найденная, увиденная, выхваченная взглядом… запечатленное впечатление.
Да, не раз и не два я повторил это слово – впечатление. Вот она, перекличка с иными «школами» и художественными культурами. Виктор Васин – самый настоящий импрессионист нашего времени. «Впечатление» — мгновенное, яркое, радостное. Вот суть каждой его работы. Не случайно Васин в свое время увлекался Матиссом. «Впечатление» — это мировосприятие, это строй его живописи, его «образная система». Тот путь, на котором открывается ему (и он открывает это нам) неповторимость каждого увиденного места, каждого встреченного человека.
Нынешнее время… оно опять-таки непростое. Насыщенное горечью, утратами – это непременно несут в себе перемены. Но нынешнее время, пожалуй, как никогда требует предельной искренности. Предельного умения понимать увиденное и встреченное. Умения не утрачивать ощущение красоты мира. Душевной красоты людей. Способности увидеть красоту и мощное душевное впечатление там, где окажешься и в тех, кого встретишь. В том, что вдруг остановит твой взгляд. Увидеть это и в общем масштабе, в общем большом движении. И в малом. В простом. В этом смысле творчество Виктора Федоровича Васина необычайно актуально сейчас. Очень современно. И очень ко времени. А подробно с его работами можно ознакомиться, встретившись с его миром в галерее «Арт-Панорама» на Пречистенке. Вы войдете туда, вас «втянет» в себя пространство, простор картин Васина. И какая бы погода (или непогода) ни была за стенами галереи, облачная ли, дождливо-пасмурная, туманно-серая, но вас ждут путешествия по многокрасочному, яркому, светлому миру. Ясный слепящий полдень Юга, высоченное небо над горами или синева небес над морем, таинственный сумрак вечера или полумрак сеней сельского дома… что бы ни встретил ваш взгляд на полотнах Виктора Васина, но одно, общее впечатление будет неизменным и все более сильным – вы окажетесь в очень радостном, сияющем этой радостью мире.
Валерий Москвитин
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ