«Ум – изощрённо-коварен…» К 175-летию Ш. Талейрана
17.05.2023Блестящ и подл: заявивший: Для того, чтоб составить большое состояние, не нужно большого ума – нужно отсутствие совести…
Подходит к нашим временам: как нельзя лучше.
Состояние Талейрана было огромно, возможности его были велики: ум – изощрённо-коварен, душа…лишена каких-либо переживаний.
Или – глушил её, служа всем правительством, умея лавировать, как никто, обладая суммою качеств, которая и не снилась иезуитам.
Хотел ли остаться в истории?
Или мечтал только о сиюминутном, временном: пусть и растянутом на долгую жизнь?
Сложно сказать: он был политиком, а не художником, и исходил из конкретики момента, менявшегося согласно смене властей.
Талейран сам был власть: но не предельная, хотя и близкая к оной.
…он родился в знатной, но не богатой аристократической семье; детство, проведённое в именье своей прабабки, которая – в отличие от родителей, была внимательна к мальчишке, считал счастливым; эпизод, вызвавший пожизненную хромоту, описывал в своих мемуарах: до имения прабабки была парижская квартира, где ребёнок жил с нянькой, и…однажды упал с комода.
Талейран был хром.
Хромала ли его душа?
Жёсткий и прагматичный, совесть и схожие с нею мелочи считавший не ценнее яичной скорлупы, запустивший легендарный афоризм, обнажающий сущность политического действия: Это хуже, чем преступление, это –ошибка…
Военная служба была закрыта – из-за хромоты.
Родители направляют движение сына по церковной лестнице: благодаря чему он получает хорошее образование; и даже становится Генеральным агентом Галликанской (французской) церкви при дворе.
Но – за участие в революционной деятельности папа отлучает его от церкви вовсе; думается, однако, хорошее знание церковных интриг помогает Талейрану достичь политических высот.
Министр иностранных дел при трёх режимах: Директория, первая империя, Луи-Филипп…
Некоторые его дипломатические миссии шли на пользу Франции.
Но остался он прежде всего символом ловкости, хитрости и беспринципности: тем, что заставляет задуматься о правильности человеческой политики, как феномена.
Александр Балтин
фото из открытых источников
1 комментарий
Станислав Федотов
23.05.2023Всё бы ничего, стиль Балтина хорошо известен. Но вот незадача: Талейран умер в 1838 году, таким образом годовщина не его, а его смерти — 185-я!