Ракурсы реальности Андрея Романова
19.10.2023Острое и точное название – «…ухожу с трагической тусовки» — именно так наименована посмертная книга стихов А. Романова: яркого питерского поэта, чей путь, завершённый в 2014 году, продолжается в слове, не ведающем ветшания…
—
…ощущение возраста – условность, впечатанная в тело человека: ибо подлинность поэтической души связана со столь тонкими, сложно уловимыми вибрациями, что молодость будет вторгаться и в зрелость, и в старость, противореча смерти, — яркой осенней игрой, пусть подъедаемой холодным дыханием сини:
Когда сентябрь ликует над Обводным,
и синь своим дыханием холодным
касается промасленной воды,
я понимаю,
слыша лист опавший,
что никогда не становился старше.
Я просто оставался молодым.
А. Романов чувствует дыхание стиха: на уровне природных вибраций сердца: для него – естественность речи сопоставима с обыденностью шага, и, кажется, поэт и жизнь воспринимает, как сумму небесами написанных строк.
Стих его – от подлинности дыхания, которое не собьют никакие условности, и всякие каверзы времени не стоит учитывать, прозревая золотую поэтическую суть, а она – в каждом миге.
Круто лепится стих, исключающий лишнее:
Я проснулся в чердачной светёлке:
сад сиреневый не дал мне спать,
он стучал в запотевшие стекла,
властный луч уронив на кровать.
Сильно играют звуки: легко перекатывается, серебрясь «л», резко вибрирует, создавая дополнительные эстетические оттенки «р»: звукопись Романова всегда связана с подчёркиванием смыслонесущих элементов стиха: в приведённом, например, четверостишие, «с» перекипает дополнительной пышностью сирени, глядящей в светёлку…
Мера молодости связана с игрою задора, с пенным ощущением жизни – в том числе: как счастья движения, поэтому:
И опять в суете подвенечной
мчит весна, как невеста лучась; —
Что ж ты прячешься в лавке аптечной?
Выбегай на проезжую часть!
Именно – презрев аптеку, как вариант напоминания о возрасте – стоит взорваться движением, ворваться в недра весны…
Жизнь кипит в поэзии Романова: переливается огнями, заливает всё своею плазмой: лучевой, древесной, людской…
Сад, как символ возникает часто.
Сад оживает и в другом ракурсе: сопоставления с ограничениями возраста, что не помешают петь – по-прежнему сильно и ясно:
В чудный сад, словно вошь на аркане,
я вернулся, крути не крути,
с пенсионной бумагой в кармане,
с коронарной болезнью в груди.
Возвращение в сад – равно его чудесность – куда важнее болезни, свившей гнездо в теле, ломающей грудь черными птицами этого гнезда.
Задушевная элегичность, ностальгия – метафизического плана: по стране юности – окрашивают порой строки поэта, срывающиеся нервной вибрацией с оголённых проводов чувств:
Голос юности тише и тише,
словно тает сиреневый снег: —
Человек, ты меня ещё слышишь?
Я тебя подвела, человек!
—
Ты у времени вырвал клещами
и сирень, и цветы на лугу;
всё, что есть, я тебе обещаю,
лишь себя возвратить не смогу.
Но – и сирень, и цветовой луг, и даже сиреневый снег организуют пространство столь полноценное, что сами стихи свидетельствуют о радости радуг творчества в большей степени, нежели о провале в проран тоски.
Тоска отсутствует в поэзии Романова.
Всё, что есть – он принимает стоически: и всё, алхимически пропуская сквозь фильтры дара, превращает в стихи.
Ведь поэзия везде: она распростёрта над нами, она живёт в нас…
Возникают жёсткие образы: язык становится подборист, поджар:
Наплевать на лунные дела!
Не для нас ли Стрелку родила
Невка в криминальной подворотне,
Отстранясь от света и тепла.
—
Ей вослед по уличным лекалам
Бродит тень двуглавого орла
И, гремя украденным металлом,
Политуру глушит из горла.
Все формулы жизни интересуют поэта: все краски, включая – очевидно – чёрную, передаваемую своеобразно через сильно-металлические «г» и «р» — должны быть отображены на глобальном холсте, созидаемым живописцем слова.
Холодом онтологическим веет порой от созвучий Романова.
Вот и мистические струи возникают, лучась своеобразным сопоставлением церкви и космического корабля:
Вопреки пересудам и спорам,
Опрокинув Медведицы ковш,
Звездолёт с отказавшим мотором
Был на церковь Христову похож.
—
Космосервис, —
Ни дна, ни покрышки, —
К нам на связь подоспеет едва ль,
Но огнём термоядерной вспышки
Мы сварили с тобой магистраль.
Фантазия или фантастика?
Победа или поражение?
Всё двойственно, амбивалентно: даже и в мире фантастических грёз, образов, видений: но снова – ни капли угрюмого уныния не позволяет поэт: и огнь термоядерной вспышки хлещет сильным лучом надежды…
…но интересен звездолёт, оказывающийся похожим на церковь…
…поэзия, вмещённая в книгу Романова, органически переходит в прозу: поэтичную, и несущую в себе метафизические семена…
Они прорастают афоризмами:
Каждый настоящий поэт — демиург. Он создаёт свой собственный мир, свою систему образов.
Точность определения – продолжающегося, увы, описанием нынешней литературной ситуацией, когда слишком много стихотворцев: владеющих формой, но вовсе не творящих собственные миры – живущих стороной имитации, заимствованной кровью.
Проза Романова комбинированная: волокна мемуаров сплетаются с нитями рассуждений, мерцающие тени былого порой застят слишком скудное настоящее; но тоска по звездности: по запредельному прорыву в космические, не представимые ритмы поэзии, мучившая поэта, стремившегося к идеалу, прорывается лучевидно…
Рокочут поэмы: сюжетная, густо заваренная, трамвайная повесть «ТаранТАСС времени», историческая «Растанная Голгофа», с самого зачина опрокидывающего читателя в поэтическую мощь и толщ:
Разразились скворцы на погосте
Вдалеке от молочных коров: —
Ну-ка крести краплёные сбросьте
В мелкотемье изысканных строф! —
—
Господа! Пуришкевич — паскуда!
Он плюёт в атакующий класс.
Тайный отпрыск бульварного блуда,
Согласился стучать напоказ.
…читательский интерес вновь возвращает к стихам:
Лишь теперь,
когда жить мне осталось не густо,
я постиг глубину
мимолётного чувства.
—
Глубину! Вопреки
продувному рассудку:
к нам хозяйская дочка
зашла на минутку.
Полётная лёгкость строк, свидетельствующая о щедрой жажде жизнь: даже когда на донышке её осталось мимолётное женское солнце снова заставляет звучать сердце, утомлённое всем.
Утомлённое ли?
Стих Романова — крепко прокалённый жизнью и даром, и много в нём огненного, страстного; стих, организованный технически жёстко, не допускающий проколов, лакун, провисаний, жизнеутверждающ, сколько бы не было в мире теней; и сумма, представленная в посмертной книге Романова, убеждает, сколь интересным поэтом он был – остаётся, преодолев бремя времени, осилив стихом каменную плиту смерти.
Александр Балтин
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ