Закон сетевого развития культуры
01.02.2024«Кажется, всякое ослабление или заметное умаление
умственной жизни в обществе неизбежно оборачивается усилением
материальных аппетитов и корыстию эгоистических инстинктов»
Ф.И.Тютчев. «Письмо о цензуре в России»
ноябрь 1857
На Петербургском экономическом форуме в июне 2012 г. Герман Греф разродился безответственным откровением:
«Люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания…
Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации.
…мы понимаем, что все средства массовой информации все равно заняты построением, сохранением страт»
Так один из идеологов современного российского общества формулирует цель так называемой элиты – не допустить знания, информацию, широко понимая, культуру «в массы»
Принципиальная идейная установка считающих себя вершителями судеб великой страны. Они не провозглашают себя, но фактически осуществляют в теории и практике идеологию либертарианства.
Вспоминается монолог нацистского доктора Хасса из к/ф «Мёртвый сезон» (1968):«… Это будет общество людей новой ПОРОДЫ. Потому что, стоит только впрыснуть одну десятитысячную грамма RH самому неповоротливому человеческому существу, как оно мгновенно ощутит огромное интеллектуальное могущество. Вот вам и решение всех проблем. Нет больше ни богатых, ни бедных, — есть только элита. Живущая в Новом Эдеме: мыслители, поэты, учёные… Вы спросите: «А кто же будет работать?» — правильный вопрос, молодчина. Работать будут представители неполноценных рас, прошедшие специальную психохимическую обработку. Но в совершенно иных дозах.
Они отрезаны от какой бы то ни было информации извне. Ведь от чего люди страдают больше всего? От сравнений. Кто-то живёт лучше, кто-то талантливее, кто-то богаче, кто-то могущественнее. А человек, прошедший психохимическую обработку, будет радоваться, непрерывно. Радоваться, что ему тепло, что помидор — красный, что солнце светит, что ровно в два часа, что бы ни случилось, он получит свой питательный бобовый суп, а ночью — женщину. При условии, что он будет прилежно трудиться. Ну, разве это не милосердно?»
Ж. Алферов: «Для всей планеты сейчас наступило черное время – время фашизма в самых разных формах», из интервью газете «АиФ», 2017.
По исследованиям ученых Линн и Ванханен в книге «IQ и глобальное неравенство» глобальный индекс умственных способностей за 1950 – 2000 г.г. упал с 91,64 до 89,9.
Этому вторит «Бюро переписи населения США. Международная база данных 2003»
Как писала «Комсомольская правда» 13.03.2023 «Жители Европы и США неотвратимо тупеют»
Западные специалисты выдвигают следующие причины этого процесса:
— ухудшение экологии
— массовое внедрение интернета
— большая рождаемость в бедных странах
Да, эти факторы имеют большое влияние на уровень умственного развития человека.
Но взглянем на проблему с точки зрения, как сказал Ф.И.Тютчев, «умственной жизни» или «доступа к информации», как бесстыдно заявил Г.Греф.
Вспомним 50-60-е годы. В ряде европейских стран пришли к власти коммунисты и социалисты. Африка начала освобождаться от колониализма. Конец 60-х известен массовыми студенческими и антикапиталистическими волнениями, нарастанием профсоюзных действий.
Чем ответили транснациональные корпорации (ТНК), чтоб спасти свою глобальную власть. Они блестяще овладели и умело манипулировали такими молодежными интересами как увлечение рок-музыкой, особенно тяжелым роком, наркотиками, движением хиппи, порнографией, активностью спортивных фанатских сообществ, нетрадиционными сексуальными влечениями, примитивными поп-музыкой и поп–зрелищами.
Вовремя появились в конце 60- в начале 70-х книги Карлоса Кастанеды о поисках истины по идеям индейца «дона Хуана» с использованием дурманящих растений.
Как точно сказал большой враг России – З. Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска. Господство Америки и ее стратегические императивы»: «…американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире…несмотря на ее некоторую примитивность», где «господствуют гедонистические мотивы и темы ухода от социальных проблем»
Одновременно ТНК ограничили доступ низовых «страт» к просвещению, информации, одним словом, ограничили сетевое развитие культуры в обществе. Тысячи наших соотечественников, временно или постоянно живущих на Западе, отмечают огромные финансовые и бюрократические препоны, чтоб получить высшее образование или поступить в магистратуру, вообще получить достойное образование.
СМИ, ТВ, казалось бы, полны информацией. Но это поп-культура, примитивная по сути, не развивающая личность.
Господствующий класс, страт, слой общества пытается таким образом оградить себя от проникновения «низов» в свои ряды, чтоб оставить и скрытыми секреты господства, и не «разбавлять» свой клан выходцами из «нищебродного» страта. Но законы биологии утверждают, что замкнутые системы вырождаются.
Любая технология — государственная, экономическая, социальная, культурная в смысле высокого развлечения (театры, кино, музыка, живопись) требует кроме сильного лидера и соответствующих исполнителей, подчиненных высокого уровня интеллекта и моральных ценностей. Высокий уровень подготовки предполагает хорошее образование и разностороннюю общую культуру.
Привлекая для выполнения любых серьезных процессов как коренных жителей своей сраны, так и мигрантов, не умеющих должной технологической культуры, хозяева монополий в целом ухудшают качество продукции, которая становится менее конкурентной изделиям из стран, где культуре отдают необходимое значение. Тем более, миллионы приезжих из Африки и Ближнего Востока имеют низкий образовательный уровень.
Что такое культура?
Культура есть ответственность плюс познание и творчество.
Полноценное сетевое развитие культуры осуществляется при обязательном взаимодействии ее составляющих и активности обратных связей.
Жизнедеятельность культуры похожа на работу нейронной сети мозга. Умаление деятельности любых участков мозга – по причине болезней, пьянства, алкоголизма и наркотиков, чрезмерных стрессовых ситуаций, искусственного ограничения человека в поступлении какой-либо информации, насыщения примитивной культурой — ведут к ухудшению мозговой деятельности индивидуума. А при массовом оглуплении граждан — к дебилизации общества.
Ограничения сетевого развития культуры в ее комплексном понимании и привела к концу 21 столетия к тревожным результатам, отмеченным Линном и Ванханеном.
Политологи делают вывод о снижении за 50 лет уровня интеллекта лидеров великих стран. На смену Ленину, Сталину, Рузвельту, Кеннеди, Никсону, Черчиллю, Тэтчер, Де Голлю, Миттерану, Пальме, Брежневу с Косыгиным на Западе и в России пришли руководители мелкого пошиба.
И такой безответственный путь предлагает Г.Греф.
Есть ли пример альтернативы самоубийственной западной линии ограничения сетевого развития культуры?
Да, это пример Советского Союза.
Величие определяющего достижения советской феномена состоит не только в таких грандиозных достижениях, как ликвидация эксплуатации человека человеком, социальная справедливость и плановая экономика.
Впервые в истории человечества многонациональная и многоконфессиональная Россия введена во вселенную культуры в ее комплексном понимании. Пространства великой страны – экономическое, социальное, человеческое – были насыщены культурными составляющими.
Н.К. Крупская с революционной одержимостью добивалась открытия библиотек и домов культуры в самых отдаленных местах огромной страны.
Рабочие получали различные преимущества, если имели как минимум 7-классов в 30-40 годах и среднее образование после Великой отечественной войны. В 60-70-х годах многие рабочие имели образование на уровне техникума, а нередко и вуза. Мастера, прорабы, начальники участков должны были иметь высшее образование, вечернее или заочное. Руководители более высокого уровня просто обязаны были окончить вуз.
Для получения любого образования – начального, среднего, среднего специального, высшего не было никаких ограничений – денежных, религиозных, национальных. Да, в 20-30-е годы были трудности с получением высшего образования представителей старой власти, дворянства. Но в массе поступавших это были малочисленные группы населения. Не было проблем поступления в аспирантуры.
Библиотеки, музеи, выставки были доступными. Их посещение поощрялось государством. Предприятия и профсоюзы выкупали места в театрах, чтоб трудящиеся могли посещать спектакли.
Научная деятельность активно развивалась. Да, проблемы с исследованиями в области генетики и кибернетики не поощрялись, для страны необходимы были, в первую очередь, разработки для выполнения планов индустриализации. Известен факт, как ученики В.И.Вернадского звали ученого вернуться на Родину, ибо научная деятельность поощрялась новой властью. И великий ученый вернулся в Россию, где и совершил свои гениальные открытия – о биосфере и ноосфере.
Результат – за 10 лет Союз стал великой индустриальной державой, победил фашизм и в короткие годы восстановил свою мощь. При этом первым освоил ближний космос и стал ведущим в атомной энергетике. В 60-70 годах СССР стал второй сверхдержавой наряду со США.
В те же годы билеты в лучшие театры Ленинграда было трудно купить. Много ленинградцев постоянно слушали классическую музыку в Филармонии и Капелле.
Большинство советских семей имели большие личные библиотеки. Шла лихорадочная борьба за подписные издания классиков. Редкая семья не выписывала журналы «Наука и жизнь», «Знание – сила», «Человек и закон»
Советский Союз стал самой читающей страной в мире.
Помню разговор в 1977 году с токарем Ленинградского Металлического завода (ЛМЗ). Этот токарь обрабатывал огромные валы мощных турбин. И зарплата была у него очень высокой. На мой вопрос, возьмет ли он в помощники к станку своего сына, он ответил, что пусть тот вначале закончит Высшее техническое учебное заведение при ЛМЗ. И обретет «масштаб мышления».
Вот так мыслили квалифицированные трудящиеся Союза!
Сетевое развитие культуры можно назвать объективным законом процветания общества. Его соблюдение и поощрение для благополучия державы доказано опытом истории.
По этому пути пошел, в конечном счете, и Китай, ставший ныне второй экономикой мира.
В 90-е годы в России произошел серьезный сбой в сетевом развитии культуры. Это грозило в отбрасывании страны на многие годы назад. Но спас и державу, и общество великий задел советской культуры в научных, библиотечных, учебных средах да и в большинстве семей.
В последние годы в России широко пропагандируются разные национальные проекты. В том числе, и образовательные. Заговорили о значимости новых технологий и научных направлений. В стране остро встал вопрос в профессиях производственного назначения – станочниках и инженерах, как базы индустриального развития. Эти специальности требуют высоких знаний.
Будем надеяться, что закон сетевого развития культуры будет в России не только не нарушаться, но и стимулироваться государством и бизнесом.
Михаил Князев
член Санкт-Петербургского союза краеведов
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ