Древний, ветхий, как Завет, громогласный, загудит Кирша Данилов, живописуя:
Поехал Ермак Тимофеевич
Со своими казаками в ту сторону Сибирскую
Ермак соответствует русскому представлению о мощи, силе, геройстве полностью: нет не совпадающих нот смысла.
Жизнь Ермака – словно камень, перевитый столькими прожилками событий, что завораживают они, как бы ни стирало время.
Вогульская песня, однако, выплывшая из недр народных, предупреждает истово:
Ох, Ермак, не ходи в Сибирь,
Там злой царь Кучум…
Ох, Ермак, Ермак…
Да пойдёт, кто ж остановит.
Мощь ведёт – грудь: как струга перед, рассекая ветра, победа жаждая, двигается Ермак, возглавляет войско.
И Пушкин предполагал писать, зачарован образом, да вектор жизни увёл в сторону, в другие сокровищницы творчества.
Песенное слово играло: гусли на заднем плане раскрывались решёткой струн, домры вспыхивали огнями златопёрой музыки:
И тут у них стала баталия великая
Со теми татары котовскими;
Татары в них бьют со крутой горы,
Стрелы летят, как часты дожди,
А казакам взять не можно их.
И была баталия целый день,
Прибыли казаки тех татар немало число.
И тому татары дивовалися,
Каковы русски люди крепкие,
Что не едино убить не могут их:
Калёных стрел в них,
Как в снопики, налеплено,
Только казаки все невредимы стоят…
Колоритна песня, остры стрелы, неистово кусают, смерть суля, увечьем чужую победу праздную.
К. Рылеев живописал «Смерть Ермака», выбирая образы… под стать фигуре мужества и силы:
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали…
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.
О, непременно буря должна быть, да и молнии подойдут, зигзагами чертя реальность.
Страшила Ермака смерть?
Тогда и вообще-то к ней по-другому относились, будто препоны между мирами слабее были, полупроницаемы, прозрачны.
Ревела буря… вдруг луной
Иртыш кипящий серебрился,
И труп, извергнутый волной,
В броне медяной озарился.
Носились тучи, дождь шумел,
И молнии еще сверкали,
И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Словно и мёртвый Ермак – от сказа, от былины, откуда и песня Рылеева золотится смыслами и лёгкой словесной оснасткой.
Ермак остаётся и так – в поэзии, в слове, как в чудесном янтаре запечатанный, вечный пример мужества и силы, бесстрашия и уверенности, что смерть – не самое худшее, что может быть.
От редакции
Образ Ермака в русской поэзии обладает рядом особых черт, которые сформировались на протяжении нескольких веков художественного осмысления этой исторической фигуры.
Героизация и мифологизация образа
Одной из ключевых особенностей изображения Ермака в поэзии является его героизация и мифологизация. Поэты наделяют атамана чертами былинного богатыря и культурного героя. В народных песнях и думах Ермак предстает как «отважный, умный, решительный» герой, совершающий подвиги во имя родины. Его образ приобретает эпический масштаб, сближаясь с архетипом царя-вождя.
Патриотический пафос
Важной чертой поэтического образа Ермака становится ярко выраженный патриотический пафос. Поэты подчеркивают, что все деяния атамана совершаются во славу России. В стихах Ермак предстает как верный слуга царя и Отечества, готовый искупить прежние грехи подвигом во имя родины.
Трагический конфликт
Многие поэты акцентируют внимание на внутреннем конфликте Ермака, его стремлении к искуплению прошлых преступлений. Этот мотив ярко проявляется, например, в трагедии А.С. Хомякова «Ермак». Гибель атамана часто изображается как высшая точка этого трагического противостояния.
Связь с природными стихиями
Особой чертой поэтического образа Ермака становится его тесная связь с природными стихиями Сибири. Поэты часто используют образы бушующей реки, грозы, бури для усиления драматизма повествования о подвигах и гибели атамана. Природа выступает и как союзник, и как противник героя.
Фольклорные мотивы
Поэтический образ Ермака вобрал в себя многие фольклорные мотивы. В стихах нередко используются элементы народных песен и легенд о покорителе Сибири. Это придает образу особую поэтичность и связь с народной традицией.
Эволюция образа
Важно отметить, что образ Ермака в русской поэзии претерпел определенную эволюцию. Если в XVIII — начале XIX века преобладала героико-патриотическая трактовка, то позднее усилились психологизм и внимание к внутреннему миру героя.
Поэтический образ Ермака многогранен и сочетает в себе черты эпического героя, патриота-подвижника и человека, раздираемого внутренними противоречиями. Эта сложность и неоднозначность делает образ покорителя Сибири притягательным для поэтов на протяжении многих поколений.
ГлавРед
Дмитрий Плынов
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ