Среда, 05.02.2025
Журнал Клаузура

Читаем новый закон о креативных индустриях… и делаем выводы

В августе 2024 года был принят важнейший для развития креативного сектора экономики России Федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», который вступает в силу сегодня — 05 февраля 2025 года. Этот документ закладывает фундаментальные основы для системного развития креативной экономики в нашей стране и открывает новые возможности для творческих предпринимателей и деятелей культуры.

Закон впервые на федеральном уровне определяет понятие креативной индустрии как экономической деятельности, связанной с созданием, продвижением, распространением и реализацией креативного продукта, обладающего уникальностью и экономической ценностью. Это принципиально важный момент, поскольку ранее отсутствовало единое правовое понимание данной сферы.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона, креативные (творческие) индустрии определяются как «виды экономической деятельности, основанные на создании, использовании и распространении результатов творческой деятельности и (или) культурных ценностей и направленные на получение прибыли путем реализации товаров, работ, услуг, имеющих экономическую ценность вследствие их творческого характера и (или) культурной значимости«.

Особое внимание в законе уделяется классификации креативных индустрий. Они подразделяются на четыре основных направления: индустрии, основанные на историко-культурном наследии; индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства; индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях; и индустрии, основанные на прикладном творчестве.

Примеры по основным направлениям креативных индустрий

1. Индустрии, основанные на историко-культурном наследии

  • Музейная деятельность (например, Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина)

  • Реставрационные мастерские

  • Народные художественные промыслы (Гжель, Хохлома)

  • Культурно-познавательный туризм

2. Индустрии, основанные на произведениях литературы и искусства

  • Издательское дело (издательства «Эксмо», «АСТ»)

  • Киноиндустрия («Мосфильм», «Союзмультфильм»)

  • Музыкальная индустрия

  • Исполнительские искусства (театры, концертные залы)

3. Индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях

  • Разработка компьютерных игр (Playrix, VK Gaming)

  • Анимация и визуальные эффекты

  • Цифровой дизайн

  • Разработка программного обеспечения для творческих целей

4. Индустрии, основанные на прикладном творчестве

  • Архитектура и дизайн интерьеров

  • Мода и ювелирное искусство

  • Промышленный дизайн

  • Ремесленное производство

Важнейшим нововведением становится создание единого реестра субъектов креативных индустрий. Это позволит систематизировать информацию о участниках креативного сектора и обеспечить им доступ к мерам государственной поддержки. При этом закон устанавливает четкие критерии для включения в реестр, что обеспечивает прозрачность и объективность процесса.

Государственная поддержка креативных индустрий, согласно закону, может осуществляться в различных формах. Это и финансовая помощь в виде субсидий и грантов, и имущественная поддержка через передачу государственного имущества, и образовательная поддержка, включающая разработку специальных образовательных программ. Особо следует отметить информационную поддержку, которая предполагает создание открытых информационных ресурсов для субъектов креативных индустрий.

Статистика креативной экономики России

По данным исследований, вклад креативных индустрий в экономику России демонстрирует устойчивый рост:

  • Объем креативной экономики России составляет около 2.4% ВВП

  • В креативных индустриях занято более 4.8 млн человек

  • Годовой оборот креативного сектора превышает 3.8 трлн рублей

  • Темпы роста креативной экономики в среднем составляют 8% в год

Наиболее динамично развивающиеся сегменты:

  • IT и разработка игр (рост 14-16% в год)

  • Дизайн и архитектура (рост 10-12% в год)

  • Кино- и видеопроизводство (рост 8-10% в год)

Принципиально важным является введение понятия «креативный кластер». Закон определяет его как территорию с необходимой инфраструктурой для эффективной деятельности субъектов креативных индустрий. Это создает правовую основу для формирования творческих кластеров, которые могут стать центрами притяжения креативных предпринимателей и катализаторами развития креативной экономики в регионах.

Особое внимание в законе уделяется развитию человеческого потенциала. Предусматривается создание условий для самореализации граждан через использование их творческого и интеллектуального потенциала, что особенно важно в контексте современной экономики знаний.

Закон также устанавливает четкое разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации в сфере креативных индустрий. Это создает эффективную вертикаль управления и поддержки креативного сектора.

На федеральном уровне закрепляются следующие ключевые полномочия:

  • Определение приоритетных направлений государственной политики в сфере креативных индустрий

  • Утверждение государственных программ развития креативных индустрий

  • Ведение единого федерального реестра субъектов креативных индустрий

  • Установление порядка сертификации креативных продуктов

  • Координация международного сотрудничества

К полномочиям региональных органов власти относятся:

  • Разработка и реализация региональных программ развития креативных индустрий

  • Создание и развитие креативных кластеров на территории субъекта РФ

  • Предоставление региональных мер поддержки субъектам креативных индустрий

  • Содействие продвижению креативных продуктов на региональном уровне

  • Формирование инфраструктуры поддержки креативных индустрий в регионе

Такое распределение полномочий позволяет выстроить эффективную систему управления и поддержки креативного сектора, где федеральный центр определяет общую стратегию и стандарты, а регионы реализуют конкретные меры поддержки с учетом местной специфики.

Механизмы оценки эффективности государственной поддержки

Закон устанавливает четкие механизмы оценки эффективности государственной поддержки креативных индустрий. Получатели поддержки должны отчитываться о своих финансовых показателях, включая затраты и выручку. Это позволяет государству отслеживать результативность инвестиций в креативный сектор и оценивать их экономическую целесообразность. В частности, субъекты креативных индустрий, получившие поддержку, обязаны предоставлять следующие ключевые показатели:

Экономические критерии оценки:

  • Объем выручки от реализации креативных продуктов и услуг

  • Количество созданных рабочих мест

  • Объем инвестиций в развитие креативной деятельности

  • Доля экспорта креативных продуктов

  • Количество зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности

Социальные критерии:

  • Количество реализованных культурных проектов

  • Число вовлеченных в креативную деятельность граждан

  • Уровень доступности креативных продуктов для населения

  • Количество проведенных мероприятий по популяризации креативных индустрий

  • Степень вовлечения молодежи в креативную деятельность

Инфраструктурные показатели:

  • Количество созданных креативных пространств и кластеров

  • Уровень технологического оснащения креативных площадок

  • Степень развития цифровой инфраструктуры

  • Наличие образовательных программ и количество прошедших обучение специалистов

Периодичность и формат отчетности:

  • Ежеквартальные отчеты о достижении количественных показателей

  • Ежегодные развернутые отчеты о качественных результатах

  • Публичные презентации результатов для крупных проектов

  • Размещение информации в открытых источниках для обеспечения прозрачности

Система мониторинга:

  • Создание специализированной цифровой платформы для сбора и анализа данных

  • Регулярный аудит эффективности использования государственных средств

  • Независимая экспертная оценка достигнутых результатов

  • Сравнительный анализ с показателями других регионов и стран

Такая комплексная система оценки позволяет:

  • Объективно оценивать эффективность государственных инвестиций в креативный сектор

  • Своевременно корректировать меры поддержки

  • Выявлять наиболее успешные практики для их масштабирования

  • Обеспечивать прозрачность использования государственных средств

  • Формировать доказательную базу для принятия управленческих решений в сфере развития креативных индустрий

Принятие данного закона можно считать историческим событием для развития креативной экономики России. Он создает правовую основу для системного развития творческого предпринимательства, защиты прав креативных предпринимателей и формирования благоприятной среды для развития творческих индустрий.

Особенно важно отметить, что закон направлен на укрепление общероссийской гражданской идентичности, развитие национальной культуры и экономики, популяризацию науки и культуры, продвижение традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Это свидетельствует о комплексном подходе законодателя к развитию креативного сектора.

Значение закона в международном контексте

Анализируя международный опыт регулирования креативных индустрий, можно отметить, что российский закон учитывает лучшие мировые практики, но при этом имеет ряд уникальных преимуществ:

Комплексность подхода

  • В отличие от британской модели, фокусирующейся преимущественно на экономических аспектах, российский закон органично сочетает экономические, культурные и социальные задачи

  • Закон создает более широкую правовую базу, чем законодательство Южной Кореи, охватывая не только культурные, но и технологические креативные индустрии

Системность государственной поддержки

  • Внедряется уникальная система единого реестра субъектов креативных индустрий, не имеющая аналогов в мировой практике

  • Предусматривается многоуровневая система мер поддержки: от федеральных программ до региональных инициатив

  • Создается прозрачный механизм оценки эффективности государственных инвестиций в креативный сектор

Региональное развитие

  • В отличие от китайской модели, сконцентрированной на крупных городах, российский закон создает условия для равномерного развития креативных индустрий по всей стране

  • Предусматривается формирование креативных кластеров с учетом культурной специфики каждого региона

Сохранение культурной идентичности

  • Особое внимание уделяется развитию традиционных ремесел и народных художественных промыслов

  • Поддерживается баланс между инновационным развитием и сохранением культурного наследия

Образовательный потенциал

  • Закладывается основа для создания специализированных образовательных программ

  • Предусматривается система развития профессиональных компетенций в креативных индустриях

Принятие данного закона открывает новую страницу в развитии креативной экономики России, создавая необходимые правовые механизмы для системного развития творческого предпринимательства. В современных условиях, когда креативная экономика становится одним из ключевых драйверов экономического роста, российское законодательство формирует уникальную экосистему, способную не только поддержать существующие креативные индустрии, но и стимулировать появление новых направлений творческого предпринимательства.

Особую значимость закон приобретает в контексте глобальной конкуренции за креативный капитал. Создаваемая правовая база позволяет России формировать собственный путь развития креативных индустрий, учитывающий как международный опыт, так и национальную специфику. Это создает основу для укрепления позиций России на глобальном рынке креативных продуктов и услуг, одновременно способствуя сохранению и развитию национальной культурной идентичности.

Главный редактор 

Дмитрий Плынов

Иллюстрации созданы с помощью ИИ


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика