320 лет тому назад – 8/21 сентября 1705 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, – в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, родился святитель Иоасаф Белгородский, от мощей которого изливается необыкновенная благодать. Его нетленная рука такая же мягкая и теплая, как и у преподобного Александра Свирского. Мощи обоих угодников Божиих имеют температуру тела здорового человека, и это не может не поражать воображение, так как святитель Иоасаф отошел ко Господу 271 год тому назад – 10/23 декабря 1754 года.
Несмотря на всенародное почитание и множество свидетельств о чудесах по молитвам святителя почти 100 лет ходатайство местного населения о его прославлении не поддерживалось Святейшим Синодом. Впервые вопрос о его канонизации поднимался жителями Белгорода еще в 1815 году – 210 лет назад. Благодаря Императору Николаю II и Великой княгине Елизавете Федоровне – настоятельнице московской Марфо-Мариинской обители милосердия – затянувшийся почти на век процесс канонизации святителя, наконец, был завершен 114 лет тому назад – 4/17 сентября 1911 года, когда в Белгороде были обретены его святые мощи. Это произошло накануне именин святой преподобномученицы Елисаветы, которые мы отмечаем 18 сентября по новому стилю – в день памяти Пророка Захарии и праведной Елисаветы – родителей Иоанна Предтечи.
Песчанская икона и канонизация святителя
В 1754 году незадолго до кончины святителя Иоасафа Белгородского им была обретена Песчанская икона Божией Матери, увиденная им во сне. Богородица сказала ему: «Образ Мой предназначен для страны всей источником благодати!». Объезжая епархию, в состав которой тогда входила Харьковская губерния, в Вознесенской церкви близ города Изюм святитель нашел виденную им во сне большую икону Богородицы. Пав на колени, он долго молился. Потом сказал благочинному:
«В сем образе преизобилует особенная благодать Божия: в нём Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для сей веси и целой страны».
Икона вместе с церковью была перенесена в село Пески и прославилась как чудотворная. После крестных ходов с Песчанской иконой во время лихолетья Богородица не раз спасала людей и от смерти на войне, и от бушевавшей эпидемии холеры, как было, например, в 1830 году, когда икону принесли в Изюм, где эпидемия чудом внезапно прекратилась.
В 1861 году по пути из Святых Гор в Петербург Император Александр II и его супруга поклонились чудотворному образу. А начиная с 1883 года ежегодно с 13 до 22 мая из села Пески в город Изюм и обратно совершали крестный ход с Песчанским образом в память Св. Коронования Императоров Александра ІІІ и Николая II.

В акафисте Святым Царственным Страстотерпцам есть слова «Радуйся, русских царей украшение». Святой Царь Николай II – это действительно украшение наших царей, ибо в нем воплотились лучшие черты русских правителей. Последний Император России был настоящим христианином и сделал страну Великой Державой, которая стала сильной и могущественной.
Невозможно переоценить исключительную роль Николая II в деле прославления святителя Иоасафа Белгородского и других святых. В 1903 году во время торжественной канонизации Серафима Саровского, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II лично нес мощи преподобного. Вскоре он поручил Синоду изучить дела, связанные с канонизацией святителя Иоасафа.

В том, что его мощи стопроцентно нетленны, Император воочию убедился, проезжая через Белгород в 1904 году. Но лишь в 1910 году в Белгород прибыла комиссия для освидетельствования мощей. Врачи проверили достоверность более ста исцелений и подтвердили, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя. Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа (Горленко). 10/23 декабря (в день кончины святителя Иоасафа) 1910 года на докладе Царь написал:
«Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием.
Николай»
Власти и духовенство Белгорода ожидали участия Императора Николая II и членов его семьи в сентябрьских торжествах 1911 года. Но приезд Царя не состоялся по не зависящим от него причинам. Лишь в декабре того же года Царская семья заехала в Белгород и приложилась к мощам святителя Иоасафа. В дни его канонизации на Белгородской земле Царскую фамилию представляли Великий князь Константин Константинович Романов (знаменитый поэт К.Р.) и Великая княгиня Елизавета Федоровна. В ее дневнике есть запись о духовной радости, которую она испытала, проезжая однажды через Белгород и чувствуя, что молитва святого Иоасафа обитает не только в пещерке, но и в окрестностях.
Когда в 1911 году гроб с мощами святителя Иоасафа был поставлен в раку, возле нее уже горели очень красивые лампады, украшенные рубинами, изумрудами и жемчугами. От всей семьи Николая II, очень почитавшей владыку Иоасафа еще до его прославления, лампады подарили собору Императрица Александра Федоровна и ее старшая сестра Великая княгиня Елизавета Федоровна.
Приезжая в Белгород, прямо с вокзала я обычно сразу ехала к мощам святителя Иоасафа, чтобы поблагодарить его за помощь моей семье. Уже много дет я мечтаю помолиться у его мощей в дни его памяти, но пока не получается. Именно по молитвам святителя Иоасафа неожиданно для себя я стала журналистом, но поначалу работала в газете «Московская правда» и не знала, что буду писать о святителе Иоасафе, святой Царской семье Императора Николая II, о Великой княгине Елизавете Федоровне и основанной ею в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия. В Белгороде тоже есть Марфо-Мариинский женский монастырь, но о нем я пока не писала.
Во время моего первого интервью с митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном (Поповым) владыка рассказал о потрясающем чуде: на его глазах ветеран афганской войны приложился к мощам святителя Иоасафа и сразу вскочил с инвалидной коляски на свои парализованные ноги, начал бегать по храму и радостно кричать, что чувствует их. Потрясены были все – и он сам, и высокопоставленные лица, и сопровождавший их владыка Иоанн. Он напомнил, что в 1911 году во время канонизации святителя Иоасафа многие люди, страдавшие болезнью ног и рук, исцелялись, и даже стоял хруст, когда мощи несли. От них в дни торжеств обильно изливалась благодать чудесных исцелений. Один Бог знает, сколько за эти годы случилось чудес – сколько прозрело слепых, заговорило немых от рождения, поднялось с одра расслабленных.

Чудеса при открытии мощей Иоасафа, епископа Белгородского
В книге «Православные чудеса в XX веке. Свидетельства очевидцев» (М., 1993) на страницах 89-97 приведены три рассказа о святителе Иоасафе. Рассказ архимандрита Досифея называется «Обращение к Богу». По его словам, учеба в Санкт-Петербургской Духовной академии многих отвращала тогда от живой веры. Особенно убивала веру латинская схоластика, списанная с римско-католических книжек. «Какие могут быть чудеса в наше время? Зачем ехать смотреть на темный народ, жаждущий чуда» – думали студенты, когда им предложили ехать на торжества по случаю открытия мощей владыки Иоасафа. Все отказались. Бросили жребий, и, выполняя послушание, неохотно в Белгород поехал архимандрит Досифей.
Со всех концов России туда съехались «тысячи и тысячи больных, скрюченных, бесноватых, слепых, калек», которые лежали, стояли в ожидании, когда мимо них пронесут мощи святителя. Особое внимание на рассказчика произвел один скрюченный: «все части тела срослись – какой-то клубок мяса и костей на земле». «И вот вынесли гробницу с мощами святителя Иоасафа – такого никогда не видел и вряд ли уже увижу, – пишет архимандрит Досифей, – почти все больные… исцелялись: слепые прозревали, глухие слышали, немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости, у калек выпрямлялись больные члены». Скрюченный «раздвинул руки – раздался страшный хруст костей, будто что-то разрывалось и ломалось внутри его, и он стал выпрямляться с усилием – и встал на ноги. Какое потрясение было для меня. Я побежал к нему со слезами, потом схватил какого-то журналиста за руку, стал рассказывать ему все, просил записать… В Петербург я вернулся другим человеком – верующим».
Не знаю, что тогда написал тот журналист, но спустя 114 лет после того исторического события я не могу не поделиться с вами этим чудом, как и тем, что узнала об иконе, обретенной святителем Иоасафом незадолго до его праведной кончины, и о двух его явлениях одному полковнику накануне и во время Первой мировой войны.

Невыполненные повеления Богородицы и святителя Иоасафа
В Воспоминаниях князя Н.Д. Жевахова (1928) написано, что 110 лет тому назад – 4/17 сентября 1915 года в Санкт-Петербурге проходило общее собрание членов братства святителя Иоасафа. На нем выступил полковник О., отставной военный доктор, фронтовик. По его словам, в 1912 году – за два года до Первой мировой войны – святитель явился ему во сне в первый раз. Взяв его за руку, возвел полковника на высокую гору, показав всю Россию, залитую кровью. «Я видел, как переполненные кровью реки выходили из берегов и грозными потоками заливали землю, – рассказывал полковник. – Святитель стоял неподвижно и точно всматривался в кровавые дали, а затем изрек мне: «Покайтесь… Этого еще нет, но скоро будет». Вещему сну полковника тогда не поверили. Разразилась война. Военный врач, видя на фронте моря крови, горячо молился, и ему вновь явился святитель Иоасаф. «Лик его был скорбен». Он сказал: «Поздно. Теперь только одна Матерь Божия может спасти Россию. Владимирский образ Царицы Небесной, которым благословила меня на иночество мать моя и который ныне пребывает над моею ракою в Белгороде, так же и Песчанский образ Божией Матери, что в селе Песках, подле города Изюма, обретенный мною в бытность мою епископом Белгородским, нужно немедленно доставить на фронт, и пока они там будут находиться, до тех пор милость Господня не оставит Россию. Матери Божией угодно пройти по линиям фронта и покрыть его Своим омофором от нападений вражеских… В иконах сих источник благодати, и тогда смилуется Господь по молитвам Матери Своей», – сказал святитель.
Из Харькова иконы сопровождали многолюдные крестные ходы, но они не состоялись ни в Могилеве, ни по линиям фронта. Товарищ обер-прокурора Св. Синода князь Н.Д. Жевахов промыслительно привез иконы в ставку 4/17 октября 1915 года – накануне тезоименитства наследника престола Цесаревича Алексия, и до конца года на фронте одерживались победы. Однако Императору Николаю Александровичу не доложили о пребывании икон и без его ведома «повеление святителя Иоасафа… не было исполнено, и протянутая России Небесная Рука помощи была отвергнута недостойными царскими слугами». В декабре иконы из ставки увезли. Все последующие беды явились следствием ослушания воли Божией Матери и повеления святителя Иоасафа. По свидетельству Н.Д. Тальберга, протопресвитер императорской армии и флота отец Георгий Шавельский «не пожелал подобающе встретить» чудотворную икону, «заявив, что им некогда устраивать крестные ходы».
Сейчас мы вновь живем в смутное время, когда нам надо услышать слова святителя Иоасафа: «Покайтесь… Этого еще нет, но скоро будет…» Нет по всей России, но уже есть в зоне боев СВО. У нас уже нет выбора – или мы покаемся во всех наших грехах, включая грех цареубийства и оставление Помазанника Божия и его святой семьи без помощи и поддержки народа, – или Россия вновь утонет в крови… История не знает сослагательного поколения, и трудно сказать, что было бы с Российской Империей, если бы более века назад святителя Иоасафа, прославленного в лике святых благодаря святому Императору Николаю II, услышали и выполнили данное им повеление. Услышим ли мы его сейчас, когда идет война между Россией и Украиной, которые тесно связаны с именем святителя Иоасафа? Мы просто обязаны услышать его и Божию Матерь.
Безбожники опозорились
(Мощи святителя Иоасафа в советское время)
В 1920 году произошло надругательство над мощами святителя Иоасафа. Извлеченные из гробницы они служили экспонатом в музеях Москвы. Младшая сестра Марины Цветаевой Анастасия Цветаева в книге «О чудесах и чудесном» (М., 1991) поместила свой рассказ «О мощах Св. Иоасафа Белгородского (Горленко).
В 1924 году в музее Наркомзема на втором этаже она увидела под стеклом с перекладинами мощи святителя Иоасафа.
«Епископов, мне сказали, хоронят с длинными волосами, как полагается православному священству, но теперь он лежал остриженный под первый номер. Я видела образ его и сразу узнала нос с горбинкой, строгие благородные черты. Высокого роста, епископ лежал обнаженный, с куском картона на чреслах, закрытые глаза – не видели, слава Богу! И стали мы с сыном-подростком ходить в музей, прикладываться к мощам, стараясь делать это незаметнее. Думаю, мы не были единственными», – написано в рассказе.
С целью доказать, что это отнюдь не мощи, а мумия, богохульники положили святые мощи святителя Иоасафа рядом с засохшей мертвой крысой и трупом убитого во время дележа денег фальшивомонетчика. На стенах для «просвещения» народа начальство музея повесило рассказ о мумификации и об этих трех «экспонатах». Но мумифицированный фальшивомонетчик «плохо пахнул» и вскоре исчез вместе со своим стеклянным гробиком, точно его и не было. Лишь через 10 лет Анастасия Цветаева в разговоре с женщиной из лаборатории, имевшей отношение к больнице Склифосовского, узнала, что к ним привезли дурно пахнущего фальшивомонетчика. Так как его нужно было вернуть обратно в музей Наркомзема, труп принялись бальзамировать. «Сколько над ним старались! Все усилия, все знания приложили. Но, должно быть, перестарались – потому что он у них под руками вдруг рассыпался в вонючий прах. И тогда я рассказала моей спутнице начало этой истории. Куда перевезли мощи Св. Иоасафа Белгородского, целы ли они где-нибудь?» – так заканчивается рассказ.

Ответ Анастасии Цветаевой, или Второе обретение мощей святителя Иоасафа
В самом начале своего патриаршества Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поднял вопрос о возвращении мощей Серафима Саровского из Санкт-Петербурга в Дивеево. А вот со вторым обретением нетленных мощей святителя Иоасафа, которые считались утраченными с конца 1920-х годов по 1991 год, все было гораздо сложнее. История возвращения великой святыни в Белгород весьма интересна.
Приложившись впервые в жизни к мощам святителя Иоасафа, я получила в дар от архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова), ныне митрополита, освященную на Афоне иконку преподобного Серафима Саровского. Позже узнала, что мощи этих двух великих чудотворцев одно время хранились в Государственном музее истории религии и атеизма, расположенном в кафедральном Казанском соборе Санкт-Петербурга. Именно здесь 34 года назад – 28 февраля 1991 года – через 80 лет после канонизации святителя Иоасафа – состоялось второе обретение его мощей. Произошло это так.
Бывший бригадир плотников Аркадий Васильевич Соколов, который участвовал в сохранении мощей, рассказал об истории захоронения и указал место на чердаке собора. До этого чердак неоднократно обследовался, но мощи никто не находил. В марте 1991 года Людмила Аркадьевна Соколова написала митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Иоанну о том, что бригада ее отца ремонтировала храмы. В начале 1960-х годов, заменяя кровлю Казанского собора, Соколов нашел деревянную раку с чьим-то телом. По просьбе настоятеля Казанского собора митрополит Иоанн назначил церковную комиссию для открытия и опознания найденных мощей. В Спасо-Преображенском соборе комиссия, в которую входил Соколов, установила, что останки – это мощи епископа Иоасафа Белгородского. Одним из убедительных аргументов идентификации с его телом был обнаруженный в районе печени разрез. Мощи вскрывались в декабре 1920 года с целью доказать, что это искусственная мумия. Известный патологоанатом, приглашенный из Харькова профессор, который бальзамировал Ленина, скальпелем сделал Н-образный разрез в районе печени, т.к. при мумификации первый орган, который удаляется, – это печень. Сохранились документы, подтверждающие, что печень и все внутренние органы оказались на месте, что мумификация не проводилась. Разрез был не зашит, а прикрыт. Так что выдать мощи за мумию не удалось. Были обнаружены и другие совпадения, известные по описанию мощей святителя Иоасафа, умершего в 1754 году.

Владыка Иоанн
Из Москвы мощи святителя Иоасафа перевезли в Ленинград, где в 1970-е годы они экспонировались в музее религии и атеизма, располагавшемся в здании Казанского собора. Когда появилась угроза их уничтожения (из-за случаев заболевания холерой администрация музея распорядилась похоронить тело на кладбище или закопать в подвале), два плотника тайно закопали мощи святителя, не зная, чьи они, в утеплительном шлаке одного из отсеков перекрытия на чердаке Казанского собора.
Пещерка Святителя Иоасафа в Белгороде
После второго обретения мощей их перенесли из Казанского собора сначала в Спасо-Преображенский собор Ленинграда, а затем в Преображенский собор Белгорода, где святыня находилась до 2011 года.
Когда 17 сентября 1991 года мощи вернулись в Белгород, для участия в торжествах в город впервые приехал Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, позже давший мне свое благословение.
К 100-летию со дня прославления святителя Иоасафа его мощи были перенесены в склеп, получивший в народе название «пещерка святителя Иоасафа». Здесь его нетленные мощи находились 156 лет (1754-1911). В конце 1920-х годов, когда снесли монастырь, и началась застройка этого места, «пещерка» была засыпана и утрачена. В 2010 году белгородские краеведы обнаружили ее во время археологических раскопок. В 2011 году над «пещеркой» установили стеклянный купол, увенчанный статуей ангела с крестом. Рядом с «пещеркой» на месте разрушенного Свято-Троицкого кафедрального собора построена часовня. И в часовне, и в «пещерке» мне посчастливилось однажды побывать и помолиться святому, благословившему меня заниматься журналистикой. И по промыслу Божьему накануне 100-летия со дня канонизации святителя Иоасафа я оказалась в Белгороде и записала интервью с владыкой Иоанном и настоятелем кафедрального Преображенского собора.
Святитель Иоасаф в моей жизни
Своим первым учителем, открывшим мне мир Православия, я считаю первого ученика Иисуса Христа – святого апостола Андрея Первозванного, но за год до молитв у его святых мощей, прибывших в Москву из Греции, я впервые в жизни оказалась в кафедральном Преображенском соборе Белгорода у мощей святителя Иоасафа. И практически сразу он явил чудо – устроил меня на работу корреспондентом газеты «Московская правда» (позже я начала писать для различных православных изданий).
В разные годы я жила в трех городах, тесно связанных с именем святителя Иоасафа: в Харькове, где в 2009 году были обнаружены подлинники документов 1908-1913 годов об обследовании множества чудес от мощей святителя Иоасафа, в Белгороде, где находятся его мощи, и в Санкт-Петербурге, где мощи были спрятаны на чердаке Казанского собора и обретены в 1991 году. Фотокопии оригиналов архивных документов Святейшего Синода впервые были опубликованы в книге «Прославление святителя Иоасафа Белгородского. Документы».
В год 100-летия со дня канонизации святителя эту уникальную книгу мне подарил во время записи интервью с ним настоятель Преображенского кафедрального собора Белгорода протоиерей Олег Кобец, награжденный медалью святителя Иоасафа, епископа Белгородского II степени.
На обложке книги воспроизведен текст клятвы, которую впервые за всю историю освидетельствования мощей разных святых люди принимали на Кресте и Евангелии:
«Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и животворящим Крестом в том, что не увлекаясь ни дружбою, ни родством, ниже ожиданием выгод или иными какими-либо видами, я по совести покажу в сем деле сущую о всем правду и не утаю ничего мне известного, помятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде Его. В удостоверение же сей моей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего.
Аминь»
Эти слова могу произнести и я, ведь святитель Иоасаф подарил мне интересную работу, круто изменив мою жизнь, а позже помогал в лечении брата-диабетика (прошу молитв об упокоении Олега). По милости Божией я смогла побывать во многих странах мира, прикоснуться ко многим православным святыням, познакомиться с житиями разных святых. А начался этот долгий и тернистый путь воцерковления у мощей святителя Иоасафа. Позже было множество чудес от Честного Пояса Божией Матери, ее иконы «Всех скорбящих Радость», по молитвам святого апостола Андрея Первозванного, Лонгина Сотника, святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Шанхайского, Луки Крымского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе), праведного Иоанна Кронштадтского, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и, конечно, святой Семьи Императора Николая II.
В Казанском соборе, который был в свое время освящен спрятанными там мощами святителя Иоасафа, я всегда ставлю свечи перед огромной иконой святых Царственных великомучеников и страстотерпцев. Есть тут и икона поменьше, на которой изображены святые Император Николай II и Цесаревич Алексий. Именно светлый отрок и его святая семья привели меня и к чудотворной Казанской иконе Божией Матери, и ко многим другим святыням Санкт-Петербурга.
Когда этот город назывался Ленинградом, мы с мужем и маленькой дочкой приехали сюда из Москвы. Зашли в Казанский собор. Это был в то время Государственный музей истории религии и атеизма. Слово «атеизм» меня тогда не пугало. Учась на филфаке Харьковского госуниверситета, я сдала атеизм на «отлично». Каюсь, что задолго до своего воцерковления спорила о существовании Божьем с глубоко верующей бабушкой мужа Клавдией, которая постоянно молилась за нас, грешных. Заявив ей однажды, что «Бога нет» (Господи, прости меня, грешную), я почти сразу провалилась в погреб сарая. Кое-как я дохромала до дома, справедливо связав полученную травму со своим атеизмом. Именно тогда я впервые подумала, что, наверное, Бог все же есть. А иначе как объяснить такое вразумление? Через год после рождения дочери я крестилась вместе с ней в храме Петра и Павла, расположенном на Журавлевке в Харькове.
Но от крещения до воцерковления прошло много лет. И первыми моими учителями стали святитель Иоасаф Белгородский и святой апостол Андрей Первозванный. Мои родители и брат, жившие то в Харькове, то в Беогороде, уже умерли, и мне не известно, были ли они хоть раз у мощей святителя Иоасафа, в благодатной силе которого я не раз смогла убедиться.
Первое чудо произошло, когда мой отец попал с инфарктом в больницу. Я приехала из Москвы в Белгород 8 марта 2003 года и впервые в жизни приложилась к мощам святителя Иоасафа, ничего о нем не зная. А 9 марта горячо молилась в Преображенском соборе не только о выздоровлении отца, но и о его крещении, если это угодно Богу. Один батюшка согласился совершить таинство в отделении реанимации Белгородской областной клинической больницы Святителя Иоасафа. Я не сомневалась, что отец захочет креститься, потому что однажды видела, как он наложил на себя крестное знамение, молясь о больном сыне. Но по пути в больницу мне позвонила вторая жена отца (азербайджанка) и запретила крестить его: «Ты хочешь, чтобы он стал русским? Он никогда не будет православным!». И это кричала женщина, которая ранее при мне ходила к мощам святителя Иоасафа, чтобы он исцелил их с отцом дочь Сугру от страха ходить в школу и от панических атак. Они даже крестили дочь именем Александра. Но крестить отца мне не разрешили. Я была убита наповал и не воспользовалась правом дочери навестить отца в реанимации, погладить его по руке, попросить прощение за все, что могла сделать для него и не сделала. До больницы мы со священником так и не дошли. 11 марта отец умер.
А 13 марта мне вдруг позвонил Леонид Гвоздев – руководитель отдела гуманитарных проблем газеты «Московская правда» и предложил работу в штате, хотя я опубликовала лишь одну статью «Молодость старейшего» о любительском хоре МГУ. Нежданно-негаданно святитель Иоасаф подарил мне журналистскую работу, хотя после защиты кандидатской диссертации хотелось продолжить изучение творчества Достоевского. Но в те годы научная работа почти не оплачивалась. Муж-биолог получал гроши, я сидела дома с маленькой дочкой, и мы еле-еле сводили концы с концами. В том, что Господь даровал мне интересную работу именно по молитвам святителя Иоасафа, я не сомневаюсь.
Но благодарю я святого не только за работу, но и за помощь моему больному брату Алику – в крещении Олегу, который будучи гражданином Украины и жителем Харькова – мог безплатно лечиться и в Белгородской больнице святителя Иоасафа, и в одной из лучших клиник Москвы. Это было второе большое чудо великого чудотворца в нашей семье.

Рака с мощами святителя Иоасафа Белгородского
Нужно соборно молиться святителю Иоасафу о примирении дорогих его сердцу России и Украины, о том, чтобы брат не убивал брата, ведь Белгородский владыка родился на Украине в Прилуках, любил посещать Харьков, был настоятелем Мгарского монастыря, наместником Троице-Сергиевой Лавры, где при нем была выстроена самая большая колокольня.
В годы Великой Отечественной войны после обхода линии фронта с чудотворной Песчанской иконой Божией Матери, которую обрел недалеко от Изюма святитель Иоасаф, немцы отступали, и наши войска отвоевывали родные земли. Богородица через эту икону оберегает участников вооруженных конфликтов, исцеляет, направляет на верный путь в сложных ситуациях, избавляет от бед и нужды, приводит людей к покаянию, исправлению жизни, бережет от страшных ненастий. Владельцы списков святого образа утверждают, что от них исходит мощнейший поток Божественной благодати, который творит чудеса по просьбам верующих.
Старец Николай Гурьянов призывал иметь эту икону в каждом доме и обходить крестными ходами с Песчанской иконой границы России. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14-19 июня 1999 года Песчанская и Владимирская иконы Божией Матери, чудотворная мироточивая икона Царя-Мученика Николая II и другие святыни на борту самолёта-часовни все же облетели рубежи России, после чего в стране начался период восстановления.
Если мы не хотим повторения прошлого, не хотим утонуть в море крови, нужно с чудотворными иконами Богородицы и с частицами мощей святителей Иоасафа Белгородского и Луки Крымского, жизнь которых тесно связана с Россией и Украиной, еще не раз облететь, обплыть, пройти пешком и проехать на поездах и автомобилях все рубежи России. Давайте молиться Господу, Богородице и святителю Иоасафу об укреплении православной веры, о воцерковлении наших родных и близких, о том, чтобы наши бойцы не матерились, а молились, как это делали воины Александра Суворова и Федора Ушакова, которые не проиграли ни одного сражения! А еще всем нам нужно покаяться в грехах клятвопреступления, цареубийства, абортов, оскудения веры, неимения любви. Вспомните, как от проповеди Ионы покаялись ниневитяне и были прощены Господом вопреки предсказанию пророка.
Публично каюсь в том, что читаю акафист святителю Иоасафу лишь в дни его памяти – 17 сентября и 23 декабря. Гораздо чаще читаю молитву:
«Да будет благословен день и час, в который Господь мой Иисус Христос ради меня родился, распятие претерпел и пострадал до смерти. О Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моей приими дух раба Твоего, находящегося в странствии, ради молитв Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков.
Аминь»
Ирина Ахундова
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ