Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Валерий Киселёв. Поэмы в прозе. Часть 2. «Колодец»

В. Киселев. «Колодец». mp3

КОЛОДЕЦ

Девочкам в классе больше всех нравился именно он: высокий, статный с тонкими чертами лица и вьющимися волосами. Игривый изгиб густых бровей и синие-синие глаза. Спокойный, выдержанный и совсем не заносчивый. Ни с кем из девчат он не дружил и не встречался – он их боялся. А они думали: «Такой красавчик, разве он обратит внимание на меня?»

Прозвенел последний звонок в школе. Выпускные экзамены, и вот она, взрослая жизнь со всеми прелестями и открытиями, которая будет дарить судьба молодому, любящему жизнь человеку. Как хочется глубоко вдыхать полной грудью московский воздух и наслаждаться юностью и любовью матери и отца…

Он хороший, перспективный спортсмен. Пока шли сборы и соревнования, не успел даже сдать документы в институт – пошёл работать и продолжал ездить на тренировки.

Через полгода мать, со слезами на глазах, крутила в руках повестку из военкомата: «Ты, главное, вернись, сынок!» Потому что в это время шла война в Афганистане… Служить или не служить — вопроса не было. Честно отдать долг – это мечта, воспитанная отцом и теми книгами, которые прочитаны с трепетом и думами о героях, странствиях и открытиях. Стать мужчиной и опорой для будущего сына и жены… Так хотелось, как учили родители, школа и книги.

Перед уходом из дома мама одела на шею маленький алюминиевый крестик: «Пусть тебя это сбережёт, мой единственный…»

Верили родители в Бога или нет, он не знал, но чтобы поддержать их, он перекрестился и сказал: «С Богом, мама!»

Он – из касты Воинов. Генетически потребность служить кипит в его крови и светится в его глазах. Поэтому он станет одним из лучших.

Через некоторое время он, ещё неопытный солдат спецназа в Афганистане, готовится вместе со своими старшими товарищами в рейд. Предстоит разгромить караван «духов». Первая его операция… Никогда до этого не было так страшно и тревожно. И вот ночью, выдвинувшись далеко в пустыню, они лежат в засаде. Ему досталась самая дальняя точка. Здесь, посчитал командир, менее опасно для новичка.

«Воин Ислама»

Именно в то же самое время, когда началась история молодого русского солдата, и тех дней его учёбы в школе, у афганского крестьянина родился третий сын. Отец, мусульманин, взрослый, сорокалетний мужчина, живет на окраине той войны, которая идёт в его стране… Кишлак находится вдалеке от тех мест, где гремят взрывы, – это на перевале «Саланг» взрывают русские бензовозы. Сюда редко заглядывают люди, воюющие против «неверных». Ещё реже – «шурави». Его размеренная и счастливая жизнь не омрачается ничем. У него много очень больших и важных дел по хозяйству. Полить поле, достроить из самана кошару для баранов, заготовить дрова и повозиться с сыновьями.

Внешне он очень похож на того молодого русского. Такой же высокий и статный, с тонкими чертами лица и чёрными вьющимися волосами. Такой же игривый изгиб густых бровей, только глаза другого цвета – черные. Он так же любит жизнь и счастлив, потому что Аллах милостив к нему…

В один из тех дней пришла большая группа вооружённых людей из Пакистана. Остановились в его кибитке, а остальные – рядом с его домом. Жена бегала, подносила гостям чай, а они молчали, видимо, опасаясь говорить при нём. Не доверяли. Неизвестно откуда появились русские, и начался бой. Стрельба, крики, шум… И вдруг снаряд попал в дом. Крыша рухнула, и всех завалило… Когда он выбрался из-под завала, была уже ночь и вокруг – ни единой души. С трудом откопал он жену и троих сыновей и долго плакал над их телами. Он возненавидел тех, кто принёс ему горе.

Он – из племени крестьян. Потребность его – обрабатывать землю и выращивать плоды – умерла… Теперь уже год он воюет, потому что чувство ненависти настолько сжигает его душу, что он готов выполнять любые команды и мчаться хоть на край земли. Он – один из лучших и опытных солдат веры. Он знает хорошо свою землю и никогда не делает ошибок. Лучшего и более доверенного проводника не найдёшь.

Караван, который он ведёт сегодня, очень важен для всех, поэтому его маршрут проложен вдалеке от дорог и кишлаков. Здесь вокруг на сотни километров – пустыня, нет воды и ни одной живой души. Никто и никогда не найдёт эту тропу. И знает о ней только один, он – «Воин Ислама».

«Встреча на земле»

Бой возник неожиданно… Самое начало ночи, нападения не ждали афганцы, не рассчитали время и русские… Всё происходило внезапно и не по плану… Взрывы гранат, бегущие люди, погоня, снова взрывы, ранение, боль, потеря сознания… Последним взрывом тело, как одеялом накрыло землёй… Так произошло и с одним, и с другим… Теперь их судьба соединилась. На едином пространстве, под одним песком. Каждому из них не хватило солдатского везенья…

Командир русского спецназа осматривает трофеи, подсчитывает потери: двое убитых, шестеро раненых, молодой солдат пропал… Искали всю ночь – безрезультатно. Часть банды ушла в пустыню и затерялась в песках. «С собой, наверное, утащили и парня…» – думал капитан ГРУ. «Попал в плен, или погиб», – думал уходящий караван о своём проводнике. Так и разошлись пути русских и афганцев в разные стороны: одни бросились срочно спасать раненых, другие – выполнять наполовину сорванную задачу.

Свежее, утреннее солнце осветило уходящих в разные стороны врагов: воинов Веры и Советских солдат… и два забытых, основательно засыпанных тела. В середине дня, когда солнце уже высоко, подрагивают веки и открываются присыпанные песком глаза. Человек долго лежит в таком положении, до тех пор, пока не становится слышен рокот вертолётов, которые несколько раз проходят невдалеке от этого места. Но из песка видна только кисть руки, с чуть шевелящимися пальцами. Нет сил подняться и позвать на помощь. А ветер настойчиво делает своё коварное дело – скрывает следы. И что здесь произошло вчера ночью, уже осталось только в памяти тех людей, которые пережили эту ночь.

Утомлённое солнце уже тысячи лет гуляет над этим местом. Оно дарит тепло и свет, и всегда бесконечно одиноко, а если на него долго смотреть, оно становится злым и жестоким, и… убивает. Оно дарит жизнь, но оно и… ненавидит живое. В головах у обоих – одна и та же мысль: «Солнце, как Бог – дарит и наказывает…»

Любовь к жизни заставляет собраться и подняться. Болит нога и кровоточит рана. Гудит голова и всё – в тумане. Вокруг – ни души. Марево от песка скрывает очертание горизонта. Во фляжке несколько глотков воды, которые возвращают к жизни… Надо идти. Оставаться здесь – неминуемая смерть…

И они пошли, интуитивно в одном направлении, не видя друг друга, не подозревая, что в сотне метров находится ещё одна живая душа. Идут, падают, отдыхают… С трудом перетянуты раны, отброшено в сторону всё лишнее, любой грамм веса мешает движению. Так хочется жить и в восемнадцать, и в сорок. Боже, дай силы и терпения дойти. Ведь я сильный, я смогу. Так проходит остаток дня и вся ночь…

Раннее утро, расцвечивая горизонт, заставляет двигаться дальше и… что это? Мираж? Совсем рядом – человек! Они одновременно увидели и устремились навстречу друг другу. Но, как так? Рядом – враг! И видно, что он тоже тяжело ранен и почти беспомощен…

Бессмысленно в такой ситуации лишать его жизни. Добивать еле передвигающего человека – глупо. Пески, пространство и солнце сами добьют его, даже усилий не надо прилагать….

Но ненависть выше здравого смысла. Смерть Врага – высшее счастье. В пистолете осталось несколько патронов, и звучат первые выстрелы… В голове от стрельбы что-то лопается и рушится, и ты летишь вниз и видишь себя маленького, смеющегося на руках своёй матери, а рядом друзья – улыбаются и обнимают тебя. Тебе так хорошо… у тебя было так много счастья и радостных минут в этом, только твоём детстве…

Открывая вновь глаза, ты видишь: враг не поражён и так же, приподнявшись на руке, смотрит на тебя. И ты готов устремиться в последний в этом жутком мире бой, бой за Жизнь! Бессмысленный, жестокий, для тебя и справедливый, коварный и ещё раз бессмысленный… Поражение одного из них всё равно приведёт к смерти другого! Только «от рук» пространства, одиночества, жажды. Ты сейчас бесполезен, как воин, ты ничего не можешь сделать… Но всё равно подползаешь к врагу и видишь его глаза, наполненные такой же, как и у тебя, ненавистью и жаждой победы…

Уже кончились патроны, в бессознательном состоянии потеряны ножи. Нет уже сил, чтобы стиснуть ненавистное горло. Нет даже сил ненавидеть друг друга… Уходящая из тел жизнь лишь задаёт почему-то странный, один и тот же навязчивый вопрос: «За что? За что? За что?.. За что мы желаем смерти друг другу? Мы даже не знаем друг друга?»

А сверху звучит ответ: «Враги не могут не знать друг друга!» И это опять прибавляет сил.

Глаза открываются, и жизнь возвращается в тела. Нет сил драться, но есть силы и желание, чтобы жить и идти к людям…

Теперь не желание убить, а желание выжить двигает вперёд и русского, и афганца. Расползаясь, как змеи, и опять сближаясь, они ползут, два человека в десятках метров друг от друга, параллельными путями… И невозможно убить находящегося рядом, умирающего, цепляющегося за жизнь, и уже невозможно уйти от него, потому что это единственная живая душа на многие километры вокруг. «Кто он для тебя сейчас? Враг?.. Друг?.. Он единственный, который рядом… И уже нет одиночества пустыни, а значит – есть хотя бы маленькая надежда на жизнь! И только поэтому их путь продолжается…

Проходит ещё один день и одна бесконечная, тяжёлая ночь…

Солнце вызывает видения: ты в детстве купаешься с друзьями в большой и чистой реке, потом своими маленькими ручками срываешь с большого дерева яблоко и надкусываешь его, брызгая во все стороны соком спелого плода. Раскинув руки, счастливый, лежишь на зелёной-зелёной траве. И, испытывая счастье, прикасаясь пальцами и ощущая тепло и доброту близкого, любимого человека – это Друг!

Друг или враг? Оба понятия сливаются в непознанное тобой умозаключение. Кто поможет умирающему? Вокруг пески и только фаланги, и скорпионы. Человеческая рука инстинктивно поддерживает находящегося рядом. В воспалённом сознании – гамлетовский вопрос: «To be or not to be!» превращается в тривиальный: «Ради чьей победы и над кем, мы делаем всё это? Что с нами происходит?»

Зверь не понимает доброго устремления, даже тогда, когда человек пытается ему помочь и вызволить из тяжёлой ситуации. В нём – агрессия от природы. Защищая себя, животное готово убить того, кто в состоянии помочь ему. Защищая себя, человек, даже ненавидя, готов принять помощь и готов помочь сам…

Они поняли, что только помогая друг другу, можно выжить и дойти… И они идут, не доверяя, но помогая друг другу… Путь бесконечен… Силы на исходе…

Теперь они уже нуждаются в присутствии второго. После очередного перехода через бархан, когда кто-то пытался присесть и не заметил на земле ядовитого каракурта – паука со смертельным ядом, другой остановил его, и убил опасность. Сознательно или бессознательно? Но один спасает жизнь другому! Двигаясь вперед прямо внутрь раскалённого солнца в жажде, голоде и ранах, и в бесконечной любви к жизни их ненависть трансформируется во что-то другое… То ли это, что подвигло их на эти страдания? К какому колодцу с Истиной им: мудрому и юному, афганцу и русскому, верующему и просто любящему жизнь надо припасть, чтобы ответить на этот вопрос?

А в голове от усталости и потери сил уже теперь торжественно звучат философские мысли: «Ходили в походы воины, ездили торговые люди, открывали новые земли путешественники – кто, где и когда из них и в каких землях оставил там своё семя, неизвестно… Но и там сегодня растёт его род, и продолжается его Древо. Мы все перемешаны в этой жизни…»

Направляя на кого-то оружие с желанием убить его, знай – может быть и в нём, течёт твоя кровь…

Они вглядываются в лица друг друга и видят, и чувствуют схожесть, которая есть в каждом из нас на этой земле…

И это последнее, что отпечаталось в их глазах… Такое ласковое и доброе солнце, жажда и время убивает одного из них…

В мужественном лице второго видна скорбь… Кого потерял он сейчас? Врага или Друга?

А мираж продолжается: теперь дети их играют вместе. Они научились дружить и понимать друг друга. Вместе смеяться над шутками отцов и любить друг друга… Любить так просто, ни за что. Только за то, что ты – такой же, и за то, что ты тоже живёшь на этой земле…

Так кто ты? Друг, или враг? И только эта мысль и ещё любовь к жизни заставляет делать усилия снова и снова и преодолевать пространство. За многими холмами песка осталось тело….Друга?.. Врага?..

Не осталось сил, но продолжая движение, он всё же вышел, нет… выполз к людям. К чужим, к своим – какая разница… Его заметили, бегут, помогают, смачивают водой губы, защищают от солнца… Но поздно. Тело – мертво!

«Встреча на небесах»

И вот Душа этого Воина медленно поднимается над пространством пустыни… С высоты следит за происходящим, за усилиями людей, пытающихся вернуть тело к жизни… Звучит вопрос: «Почему? Зачем?»

И вдруг душа одного резко бросается к телу другого.

И опять виден жестокий смертный бой между ними, здоровыми и сильными… Только в бою теперь не их тела, а их души!.. А через мгновенье снова беспомощные тела лежат на земле, раненые и искалеченные, бессильно сжимающие пальцы на горле друг у друга… «Зачем? Почему?» Они отстраняются друг от друга и видят, как их дети, которые только что беззаботно и весело смеялись, с кулаками бросаются в драку: «Что происходит? Ведь они даже не знали друг друга…»

Православная вера или ислам? Где правда? Чья правда нужнее и выше? Если сейчас православная и мусульманская души одновременно находятся… там! На небесах… Неужели только смерть может помирить нас?

Видение обрывается, и души возвращаются к телам солдат… И беззвучно плача, тоскуя и проклиная бессмысленность смерти и войны, мечутся над двумя телами… Они дошли до Колодца, в котором почерпнули Истину Вечности…

Дойдём ли мы с Вами до места, прикоснувшись к которому, утолим свою жажду Добра, Смысла Жизни и научимся совершать поступки сами, без подсказок извне?.. Поступки, за которые не будут краснеть наши дети?!

___________________________

Валерий Киселёв


1 комментарий

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика