Вадим Виноградов. «КАК ВИДЯТ ГЛАЗА ХХI века»
13.02.2014В день 90-летия Тенгиза Абуладзе канал «Культура» показал его знаменитый фильм «Древо желания». И чтобы помочь зрителю раскрыть всю глубину непростой картины, предваряя её показ, порассуждать в кадр посадили двух киноведов. И киноведы поведали нам, что пронзительный фильм «Древо желания» — он о ханжестве.
Оказалось, что взгляд на фильм «Древо желания» киноведов с телеэкрана — это не только их взгляд, это взгляд на этот фильм и всего ХХI века. В Интернете оказалось множество рецензий на фильм «Древо желания» и все их авторы, как один, сходятся во мнении, что: “Это фильм-поэма, рассказывающий о чистом и сильном чувстве, втоптанном в грязь ханжеством и предрассудками, царившими в горных селах Грузии в начале века.
Сквозной линией сюжета является история возвращения в деревню девушки Мариты, которая влюбляется в небогатого односельчанина Гедиа. Родственники Мариты и сельский староста решают выдать девушку против её воли за богатого пастуха. Гедиа возвращается к любимой и они снова встречаются. Об этой встрече узнают родственники мужа Мариты и под руководством сельского старосты Мариту провозят через деревню задом наперед на осле и забрасывают грязью. Фильм заканчивается смертью возлюбленных.
Толпа деревенщин ведущая на смерть Марику верит в праведность своего решения, верит, что казнь единственный способ поддержать порядок в деревне. Финал печален, жертва гибнет”.
И мы ни сколько не обвиняем ни киноведов, ни кого из многочис-ленных рецензентов этого фильма, ибо каждый имеет право на свое мнение. Мы затеяли эту дискуссию с самим духом времени, который лишил всех, говорящих и пишущих о фильме, прежде всего, школьных знаний: “Я другому отдана, и буду век ему верна”. Слово «отдана» очень понятно даже началу ХХ века, не говоря уж о ранних временах. “Что Богъ сочеталъ, того человек да не разлучит” (Мф. 19:6) – было законом жизни.
Не сомневаемся, что наши образованные киноведы за словом в карман не полезут и приведут нам евнгельское событие о женщине, взятой в прелю-бодеянии, которую фарисеи требовали побить камнями, как заповедовал Моисей, но которой Iисусъ сказал: “Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши” (Ин. 8. 3-10) Какие тут дискуссии?
Но только ссылаться на это место из Евангелия, как осуждающее наказание за прелюбодеяние, никак нельзя, потому что оно совсем не о прелюбодеянии, а о лукавстве. Спаситель сказал фарисеям, приведшим к Нему женщину: “Кто из вас без греха, первый брось в нее камень”. Говорил же это и писал на песке грехи пришедших фарисеев. И те, увидав свои более страшные, чем у женщины грехи, один за другим уходили, не проронив больше ни слова.
Но: “Я не осуждаю тебя” Спасителя совсем не означает отмену седьмой заповеди: Не прелюбодействуй! Ибо: “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить”. (Мф. 5. 17)
Значит фильм «Древо желания» не о ханжестве и не о косности и ограниченности нравов жителей грузинской деревни Патардзеули, отдалённой от всего мира, как вещают киноведы. Фильм совсем о другом.
В фильме есть персонаж — деревенский «философ» Бубала, введенный в картину, как вестник нового времени. Его взрослые слушать не хотят. И он рассказывает детям о том, что скоро проведут в эти края поезд и все изменится. Они поедут учиться и увидят другой мир. Услышав, как то эти беседы Бубалы с детям, дед Ципикоре спрашивает Бубалу: С приходом поезда совесть сохранится у людей?
Вот, о чем фильм «Древо желания»! Это фильм вопрос: Сохранится ли совесть у людей с внедряющейся в их жизнь цивилизацией? Хотел этого автор или нет? Но у истинного художника Правда в его произведениях присутствует независимо от него.
Сегодня — вопрос хранения совести, да, не актуален!
Из Священного Писания: “Как Содом и Гоморра блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример; так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть”.
И апостол Павел повторяет: “Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре”
И вот, на наших глазах Европа делается Содом, и становится подобна Гоморре. А у нас в России уже наказание за прелюбодеяние объявляется ханжеством. И никто не задаст уже вопрос о хранении совести. Таков духъ нашего времени.
И еще раз к нашим киноведам. Ну, как не увидеть в самом кадре великую скорбь селян, никак не отражающую вывод киновелов, что де толпа деревенщин ведущая на смерть Марику верит в праведность своего решения, верит, что казнь единственный способ поддержать порядок в деревне.
Это само прощание с временем, хранившем совесть.
_______________________________
комментария 3
Вадим
14.03.2014Мне кажется глаза нашего века ничего не видят. Разве казнь человека может навести порядок? А не покаяние каждого из нас? Если человек изменится, то будет меняться и мир вокруг него. А казнить мы должны только себя, ветхого человека , страсти, греховные наклонности в себе самом, и больше никого. Кто мы такие, чтобы судить других? Один старец сказал: «Ты даже не червяк, ты -никто». А без благодати человек становиться демоном. Сам Господь накажет всякого кто этого достоин ещё в этой жизни.
Вадим
07.03.2014Наш современник монах Глеб недавно сказал, что мир уже не лежит, а захлёбывается во зле. В Евангелии дана точная, исчерпывающая характеристика человекам последнего времени. Все лукавы, никто не ищет Божиего, а каждый хочет своего.Зло достигает своего апогея, венцом которого будет попущен антихрист. Люди сами этого желают, сами выбирают то, что предлагает им диавол. «Нет праведного ни одного…». «Всяк человек зло»!
Pingback
13.02.2014http://klauzura.ru/2014/01/soderzhanie-vypusk-3-33-mart-2014-goda/