Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Алма Баян. «Немного об искусстве, классике и красоте…»

Развитие технологий в наше время, обеспечившее плотные информационные потоки, всплеск индивидуального, неконтролируемого и публикуемого творчества и появление новых видов искусства   внес  сумятицу в ряды искусствоведов, да и простых потребителей прекрасного, которые столкнулись с проблемой: как отличить подлинное искусство от суррогата в огромном пространстве предлагаемых творческих продуктов?

Искусство не существует вне сознания человека, а потому оно субъективно. Каждый человек оценивает произведение, сообразно своему личному культурному багажу…

Определение и оценка искусства как явления — предмет непрекращающихся дискуссий.  В  наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие.

К творчеству толкает человека его собственная природа: фундаментальный человеческий инстинкт гармонии, уравновешенности и ритма. Можно сказать, что творчество родилось одновременно с  Homo sapiens…

 Преобразование себя и всего вокруг себя  заложено в человеке. А также потребность в красоте…  Красота (которая есть субъективная категория) – один из главных признаков подлинности искусства.

Человек воспринимает практически все, что создала природа, красивым, потому что в  природе все целесообразно, благодаря сотням  миллионов и миллиардам лет эволюции, доведшим живые организмы до высочайшей степени функциональности. Зеленые листья, голубое небо, природные кристаллы, правильные геометрические формы, округлая  галька, над формой которой поработала природа  — функционально и красиво. Длинные стройные ноги, приспособленные к бегу  – целесообразно, а значит  – красиво! В узорах разных народов  существуют элементы симметрии. А симметрия, как мы знаем, свойственна практически всем живым организмам. Симметричные предметы для человека более удобны, а, значит, более функциональные, чем асимметричные, etc.  Любой  мутант выглядит, как правило уродливым, больное животное выглядит некрасиво в отличие от здорового…

О красоте можно много говорить, это отдельная большая тема…

 Творчество – это стремление к красоте и ее отражение, и это движение  —  к понимаю искусства… Понятно, что не все искусство, что творчество…  Относить или не относить продукт творчества к искусству – каждый определяет для себя сам.

 Почему классику можно без оговорок отнести к красоте?  Потому что она тоже прошла эволюционные процессы… 

Как лань,  получившая в процессе эволюции свою наиболее целесообразную форму (для данного места  и времени),  так и классическое искусство, прошедшее эволюцию,  сформировало ясность и совершенство художественных форм.  Например, классическая музыка в процессе эволюции, приобрела наиболее целесообразную для восприятия гармонию  созвучий и форм.

 Когда-то  то, что мы сегодня именуем классикой, таковым не являлось. Понятно, что для того, чтобы произведение (или автора шедевра) отнесли к классике, нужно определенное время. Сколько мы знаем классиков при жизни (конечно, как и в любых явлениях, бывают исключения)?  Я не говорю о классиках, которых современники скоро записывают в таковые из комплиментарно-лестных соображений…

История многих новых произведений (и жанров), удостоившихся в будущем называться классикой,  похожа: неприятием вначале, одобрением (и критиками), изучением, внедрением в энциклопедии…

  Чтобы понять искусство, человеку требуется обладать различными навыками: чем сложнее произведение, тем большими культурными навыками должен обладать человек; чем сложнее музыка, тем более развитыми  должны быть слуховые навыки у слушателя.

Эволюция слуховых навыков (в общем понимании и в каждом отдельном человеке) является определяющей в  восприятии музыки, как благозвучной для слуха…  Возьмем развитие музыки  от эпохи классицизма до атональной – в современной академической музыке (не будем брать Начало Музыки, когда она была прикладной)…   Принципы и эстетика атональной  музыки, появившейся в начале 20 века и подвергшейся жесткой критике , отцом которой является Шенберг, была подхвачена композиторами 20 века. И такие композиторы как Шостакович, Прокофьев , Хачатурян и др. были в свое время гонимы за диссонансы, дисгармонию … Однако, для 21 века такая музыка стала привычна слуху  и не воспринимается, как бессмысленное нагромождение звуков …

 Эволюционирует не только искусство, но и аудитория…  Все должно пройти естественный отбор, в случае с искусством —  в головах людей…

Гениям дано создавать нечто совершенно новое, а потому они рискуют быть не понятыми современниками, у которых еще не появилось достаточных культурных навыков, чтобы оценить творчество, которое опережает время…

Сколько творило и творит безымянных потенциальных классиков? Сколько красоты человечество упустило? Неизвестно…

Говорят, что талант сам себе пробьет дорогу. Весьма спорно…

Помимо фактора времени, гения надо еще и заметить! И, может быть, и продвинуть! Не все гениальное становится классикой.  Бахом заинтересовались и пропагандировали и лишь некоторое время спустя – его признали.   Вопрос, стал бы Пушкин Пушкиным, если бы учился не в Царскосельском лицее, а например, в тобольской церковно-приходской школе, где, наверняка, не случилось бы, что «…Старик Державин нас заметил и в гроб, сходя благословил…» ?

 Гении были, есть и будут. В любые времена…

История знает немало примеров, когда  извращенные цивилизацией умы порождают искаженное восприятие красоты. Сейчас время диктата попсовой культуры. Мы живем в век потребительства и духовной деградации, во время, когда перекошены истинные ценности, когда выдающиеся ученые получают за свои открытия, важные для всего человечества , намного меньше, чем известные футболисты или топ-дивы (формата, навязанного нам мужским секс-меньшинством).  И нам кажется, что время созданий подлинных произведений искусства  – позади…

 Каждое поколение говорит о том, что все уже давно сказано (нот всего 7!).

Так было всегда… В конце 19 века физики писали, что уже все изучено, изучать нечего, но потом такое началось! Теория относительности, атомное ядро, элементарные частицы… В конце 19-начале 20 веков говорили об оружии , что оно  достигло своего совершенства ( боеприпасы легки, оружие дальнобойно, высокая скорострельность), уже некуда дальше совершенствовать оружие…. Легко могу предположить, что и древние египтяне считали, что в отношении оружия всего достигли.

Каждое поколение замечает, что последующее поколение уступает. Все помнят  лермонтовское: « Да, были люди в наше время…» или вечное « Ну и молодежь пошла!» и т.п… Вспомните время перед  Первой  мировой войной, когда  сетовали, что общество погрязло в цинизме, деградации, распущенности нравов, а в искусстве царил декаданс ( и который нам дал новых классиков!)…

В каждом поколении есть свои бунтари, так как в человеческой природе  – отрицать , подвергать сомнению общепризнанное. Мини юбки, как протест против пуританства, андеграунд – против официоза,  китч – как протест против элитарности, etc.

Каждое поколение оценивает свою историю.  Нашему поколению кажется, что в наши студенческие годы, наши знания и интеллектуальный уровень были выше, чем у последующего. Но, очевидно, что появилось много умных ребят…

 История повторяется…

Социально-экономические процессы растянуты во времени, поэтому человеку во временном объеме его собственной жизни нелегко проанализировать явления, растянутые на десятилетия, так как у социальных явлений цикличность прослеживается от десятилетий.

И — история продолжается… И искусство, как и все остальное, непрерывно развивается… В каждом поколении авторы рано или поздно приходят к необходимости поиска своего языка…В каждом поколении Творцы находят  свое новое слово, отличное от других …  И что-то из  творений  станет классикой.

 Наше время  очень интересно тем,  что с развитием технологий резко возросли возможности для творческих проявлений любого человека. Формируются новые виды искусств, в том числе связанных с виртуальной реальностью.

Конечно, в таких условиях повышается конкуренция, тем более нас в мире стало гораздо больше… Не так давно, каждая книжка была событием, а теперь мы перестали удивляться и замечать сенсации, которые случаются каждую минуту… В моем детстве мы зачитывали до дыр книгу «В мире занимательных фактов»…

В наше насыщенное информацией время новому произведению несложно затеряться…   Но… , технологии развиваются, механизмы поиска и отбора модернизируются, и оценщик становится более искушенным, что отразится и уже отражается на качестве творческого продукта…

 Человечество обладает огромным запасом художественного наследия, которое являлось и является основой для развития искусства современных мастеров. И — нет предела совершенству! Мировая сокровищница непрерывно пополняется… И, благодаря   свойству человеческой натуры —  стремлением к красоте,  каждый из нас  в плотном информационном потоке нынешнего времени, может найти свой островок красоты подлинного искусства…

И ничто не может остановить вечную погоню  Творцов за ускользающей красотой…


комментариев 13

  1. Несмеянова Ольга

    Удивительная каша в головах.
    О какой такой красоте идет речь? когда у каждого времени, возрастая, социальной, исторической и пр. общностей своя красота. Быть может автор имела ввиду прекрасное как универсальную эстетическую категорию, но слова этого вспомнить судя по всему не могла?

    Стереотипы в головах мешают видеть истину. Про какие такие длинные ноги речь? сейчас модно длинные, а в начале 20 века — малый рост и короткие ноги. Матильда Кшениская была известной коротконожкой, ею восхищались не самые темные в эстетическом плане мужчины царской семьи

    «Относить или не относить продукт творчества к искусству – каждый определяет для себя сам» — в том числе и в меру своей недоразвитости. Вперед в дилетантизм, анархию и вкусовщину

    «Красота (которая есть субъективная категория) – один из главных признаков подлинности искусства» — уверена что представления о красоте у меня с такой дамой, как автор, мягко выражаясь, очень разные. Для того, чтобы делать подобные категоричные выводы о том, что красиво, надо сначала бы объяснить, что В ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИИ есть красота

    «Почему классику можно без оговорок отнести к красоте? Потому что она тоже прошла эволюционные процессы»
    «Каждое поколение замечает, что последующее поколение уступает»- о, круто выражается, в собрание чудес журнала

    Очень примитивно. Я бы такой текст в журнал вобще не пропустила бы

  2. Алма Баян

    Спасибо Вам, Ольга, за созвучие в мыслях:))) Мне было очень приятно-радостно читать Ваш комментарий:)))

  3. Ольга

    Великолепная статья.

    Замечательно, что у Вас есть время и возможность писать о красоте, эволюции.
    Каждый решает сам, что красиво, а что – нет. «Красота в глазах смотрящего». Но мне близко Ваше видение прекрасного и, действительно, нет предела совершенству и эволюция жизненно необходимо человечеству. Стагнация означает смерть.
    Ни творцы, ни аудитория не стоят на месте. Постоянно появляются новые формы искусства, меняется видение людей. Человек чуткий, тонкий, культурный всегда почувствует появление чего-то нового, потому что новые веяния подобны весеннему ветру и не почувствовать это может только человек, спрятавшийся в своей раковине.
    К сожалению, творцы развиваются быстрее большинства и, зачастую, опережают время. Поэтому, к сожалению, великое множество идей и произведений искусства так и не пробились к свету – потому, что общество еще не было готово к идее.
    Гением недостаточно быть, гения ещё нужно и заметить. Гений – как драгоценный камень в породе – нужен зоркий глаз, чтобы заметить его блеск, который часто бывает неярок. Драгоценный камень нужно ещё и отшлифовать, чтобы его блеск стал заметен, а на это у немногих есть силы и умение.
    Поэтому, к сожалению, что гении, что действительно новые идеи столь редки.

    С уважением,
    Ольга

  4. Алма Баян

    Из названия статьи «Немного…», что автор не претендует на глубокий анализ вопроса, который и не возможен в ограниченном формате журнальной статьи.

    Спасибо за отзывы!

  5. Лев Карнаухов

    Естественно в коротком обзоре присутствуют общие места, но тема выбрана интересная и, на мой взгляд, важная, хочу добавить что результаты эстетической деятельности, в каком бы виде искусства они не выражались имеют ещё и ярко выраженную коммуникативную составляющую (красота ещё не всё искусство). С уважением Лев К.

  6. Геннадий Катеринин

    «Говорят, что талант сам себе пробьет дорогу. Весьма спорно…»
    На мой взгляд здесь допущена неточность. Обратил внимание ещё при первом чтении. Мысль высказывалась несколько иначе: «Таланту нужно помогать — бездарность сама пробьёт себе дорогу».

  7. kolchintzeva

    Так приятно узнать, что есть единомышленники! Благодарна за то что статья дошла до нас читателей. Как с вами связаться? Хотелось бы узнать о Вас побольше. Хочется общаться.

  8. Алма Баян

    О! Уже опубликовали новый вариант, пока писала:)))))

  9. Алма Баян

    Спасибо за отзывы… Это недодуманный, недовыверенный вариант. Его почти случайно опубликовали. Сейчас вот-вот (все жду) должны заменить на вариант более логичный… Прочтите, если не трудно. Название прежнее… Думаю, что в новом варианте я (может быть, частично) затрагиваю вопрос, куда мы движемся…
    Очень бы хотелось еще раз услышать Ваше мнение, когда опубликуют новый вариант. Либо в обсуждении в сообществе «Клаузура».

    С уважением,
    Алма

  10. Павел Алексеев (Точка)

    Спасибо, Алма! Изложили прекрасно мысли, которые есть у меня в голове. Вы туда не заглывали? С уважением, Алексеев Павел

  11. Эдуард

    Алма, с удовольствием прочитал Вашу статью. Понравились мысли про эволюцию, про красоту и многое другое. Мы с Вами очень схоже мыслим и чувствуем, и это приятно, когда находишь близкого себе человека, хоть и живущего далеко от тебя. Хотелось бы услышать Ваш «прогноз» на будущее по затронутой теме: куда мы движемся?

Добавить комментарий для Несмеянова Ольга Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика