Лариса Петрова. «Картины религиозной тематики в творчестве Николая Николаевича Ге»
28.04.2012Пасхальные дни … библейские сюжеты … В связи с этим хочется вспомнить картины Н.Н. Ге, которому, кстати, 23 февраля исполнилось 180 лет со дня рождения. Вспомнить хочется потому, что в моем восприятии они занимают особенное место в живописи на эту тему. И есть еще один момент. Так случилось, что давно-давно, задолго до ремонта Третьяковки, мне не удалось познакомиться с его работами. В одно из посещений, проходя рекомендуемым направлением просмотра, я вошла в небольшой продолговатый зал, в котором висели картины Ге. Представьте себе: вход расположен в центре короткой стены, на противоположной стене висит картина «Христос в Гефсиманском саду», а слева от нее – окно и под таким боковым освещением разобрать ничего невозможно ни с какой точки обзора. Против окна дверь в другой зал. Картины на стенах справа и слева тоже не видны, потому что не только нет «правильного» освещения, а можно сказать, что нет никакого. Люминесцентные лампы висят очень высоко, по-моему, они составляли два небольших квадратных пятна света, и все другие полотна так же выглядели серовато-салатовыми пятнами. С той поры прошло много лет, много чего изменилось в моей жизни, но картин этих «живьем» мне увидеть так и не удалось.
Какова же была радость, когда обнаружила я сайт с именем «Танаис галерея». Раздел «Шедевры русской живописи» — это кладезь для любителей живописи, проживающих вдали от крупных центров, музеев и выставок. Да и сопроводительные тексты написаны людьми далеко не безразличными, их интересно читать не только с познавательной целью. Материалы, помещенные на этом сайте, частично использованы в данной статье но, следуя правилам «хорошего тона», сначала немного поговорим о художнике.
Николай Николаевич Ге потомок французского дворянина, который эмигрировал в Россию во время Французской революции. Родился он в Воронеже, детство провел на Украине и уже в первой Киевской гимназии начал заниматься живописью. Дальнейшее образование будущего художника связано с учебой на математическом отделении философских факультетов в двух университетах — сначала Киевском, а с 1848 года Петербургском. Одновременно с учебой в Университете Ге посещал вечерние классы Академии Художеств и в 1850 году поступил в эту Академию. Учился он у профессора Петра Басина и в ту пору много времени уделял изучению работ Карла Брюллова. На раннее творчество Ге они оказали большое влияние.
Первой картиной, на которой я хочу остановиться в связи с рассматриваемой темой, является «Тайная вЕчеря» (я выделила правильное ударение). Из большого сонмища картин на этот библейский сюжет, она выделяется резко. Нет в ней ни длинного трапезного стола, ни огромного помпезного дворцового зала, ни ярких «красивеньких» одеяний Христа и его учеников. Есть правда жизни и, по-видимому, обстановки в маленьком Иерусалиме, потому что вряд ли дом Иуды, несмотря на безбедность жизни его семьи, имел роскошный вид.
Картина шла вразрез с академическими канонами. Наполненная драматизмом, выраженной эмоциональностью и поднятыми проблемами этики она никак не укладывалась в спокойное русло точного отображения евангельского сюжета. Иуда уходит… предавать, как мы знаем, за тридцать серебряников. Вскочил Иоанн, наверное, чтобы остановить его, но бессильно застыл. Недоуменно-укоризненно смотрит Петр, стоящий возле стола, по-разному молчаливы остальные апостолы… и только Иисус, потупив взор, замер в скорбной позе. Он-то знает…
Успех работы был настолько общепризнан, что Ге было присвоено звание профессора исторической и портретной живописи. Картина была куплена для музея Академии художеств за десять тысяч рублей серебром. Эта картина принесла Ге первый успех и признания у публики, критики и академиков.
Однако, судьба его картин была драматична. Многие известные работы Николая Николаевича на библейские темы не были приняты при его жизни. Полотна звучали как страстная исповедь и существенно отличались от салонно-красивых работ других художников на библейские темы.
В ночном саду с глубокими тенями Иисус молил Отца: «да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты»
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной».
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
……………………………………………………………
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».
(Из стихотворения Бориса Пастернака. «Гефсиманский сад».1949. )
Однако картина не имела успеха ни в Петербурге, ни на международной художественной выставке в Мюнхене в 1869. Образ, явившийся воображению художника, сочли надуманным и умозрительным. Но мастер упорно шел по своему пути, ища свою, только одному ему известную истину.
С этого времени каждый год в Петербурге неизменно появлялись картины Николая Ге. Полотна удаляли с выставок, они подвергались церковной цензурой беспощадным гонениям, и художнику приходилось показывать их на частной квартире. Но на запрещенные картины толпами ходила смотреть публика, о них спорили, их обсуждали в прессе и вывозили за границу…
Ге был очень доволен произведенным впечатлением: «Я сотрясу все их мозги страданием Христа… Я заставлю их рыдать, а не умиляться…». Он снова стал необычайно популярен. Молодые художники внимали ему как апостолу нового искусства. Ге рассказывал им о живой форме, способной передать чувство. Сам он писал так, как учил: без эскиза, без натуры и без контура.
Художник Николай Ге о картине:
— Я долго думал, зачем нужно распятие… — для возбуждения жалости, сострадания — оно не нужно… раскаяние нужно, чтобы сознать и почувствовать, что Христос умер за меня…
Еще раз напомню о драматической судьбе его картин. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, но ее подвергла критике церковная цензура. Картина ««Что есть истина? Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника.
Это удивительное полотно даже сегодня поражает отчаянной смелостью и горячей взволнованностью. Умер Ге на хуторе Ивановском (Черниговская губерния) 1 (13) июня 1894.
«Доброта, бескорыстие и сердечное отношение к людским печалям были постоянными его качествами и никогда его не покидали» (Григорий Мясоедов).
«Он всегда искал истину, нередко думал, что был к ней близок, но ненадолго,
так как искание истины было в его природе…» (Г. Мясоедов)
«По моему мнению, это был не то что выдающийся русский художник, а это один из великих художников, делающих эпоху в искусстве» (Лев Толстой)
комментариев 7
Александр Тараненко
25.05.2012Экспрессия картин особенно поражает, когда смотришь подлинники
DrTurumin
04.05.2012Энергетика картин потрясающая!!! Николай Николаевич Ге тихий заметный гений!!! Похоже он был «просветленным»!!! Понятно, что его не принимали за «избыточный» реализм. Искренне, DrTurumin.
Елена
02.05.2012Спасибо, этот художник всегда вызывал массу чувств, картины его запоминаются необыкновенным драматизмом.
В детстве сильное и надолго запомнившееся впечатление получила от картины «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе»
Елена
28.04.2012Спасибо огромное автору.
Елена
28.04.2012Отличная публикация! К своему стыду ничего не знала о Н.Н. Ге, спасибо, открыли мне глаза.Картины мне кажутся живыми и писал их человек глубоко верующий.
Лана
28.04.2012Талантливые картины…жаль что только здесь есть возможность увидеть.Прочитав интересно написанную статью,захотелось побольше узнать об этом художнике.Спасибо!
Pingback
28.04.2012http://klauzura.ru/2012/03/soderzhanie-vypusk-5-11-maj/