Специально для литературно-публицистического критического журнала «КЛАУЗУРА». О театральных экспериментах, фестивале «Московская обочина» и детских спектаклях с художественным руководителем театра «Театральный ОсобнякЪ», заслуженным работником культуры РФ Красновым Леонидом Юрьевичем беседовал продюсер Проекта «КЛАУЗУРА» Дмитрий Плынов.
Клаузура: Добрый день, Леонид Юрьевич. Большое спасибо, что согласились дать интервью нашему журналу. Разговор хотелось бы начать с небольшого экскурса в историю образования театра… И откуда появилось это уютное, на мой взгляд, название – «Театральный Особняк».
Леонид Краснов: Начало было положено в 1997 году, когда в одном из областных театров я поставил спектакль «Бедный Гамлет». Это был моноспектакль, в котором актер практически весь спектакль молчал. Это было все оправдано по замыслу, по логике постановки. Получился спектакль об отсутствии трагического героя, об отсутствии людей, способных воспринимать трагедию… И вообще, в конце ХХ века было очень много «Гамлетов», вот и мы решили таким оригинальным способом войти в этот поток. К нашему удивлению, многие театральные критики с уважением отнеслись к такой трактовке. А в самом театре его руководство на то время посчитало работу слишком экспериментальной. Хотя, эксперимента никакого и не было…
В результате возник вопрос о судьбе нашего небольшого коллектива. На тот момент критики уже писали, что есть такой артист Краснов, который начинает себя пробовать в режиссуре, и вполне удачно. К моим начинаниям отнеслись с пониманием и теплотой. Это дало внутреннюю убежденность и уверенность, что мы можем делать свое дело, свой театр.
Так из области мы перебрались в Москву. На первом этапе нас приютил в Таганском районе ДК «Стимул». Это был 1998 год. Мы практически сразу пришлись «ко двору». Энергии много. Мы стали принимать активное участие в общественной деятельности района – давать благотворительные спектакли для детей, ветеранов Великой Отечественной, участвовать в обще районных культурных мероприятиях. И не только по определенным датам. А уже в 2000-ом стараясь удержать труппу на своей территории, руководство Таганского района предложило нам постоянное помещение, в котором мы находимся по сей день.
Помещение досталось в ужасном состоянии. Выбирать не приходилось. Мы были рады и этому. Собственными руками подымали из руин эти квадратные метры.
Вначале мы отремонтировали коридор до фойе, где играли один из первых спектаклей по произведению ирландского классика Дж. М. Синга «Скачущие к морю». После постепенно отремонтировали «Черный зал». А чуть позже взялись за освоение второй половины помещения.
На фото: Продюсер Проекта «КЛАУЗУРА» Дмитрий Плынов (слева) и
Художественный руководитель «Театрального Особняка» Леонид Краснов (справа),
во время интервью, в помещении театра
_
Клаузура: Насколько расширились возможности театра с приобретением помещения?
Леонид Краснов: У нас не только частный театр, но и театральный центр, который выполняет социальные функции в районе. Мы работаем с многодетными семьями, трудными подростками, детскими домами, ветеранами, обществом слепых и т.д.
В нашем Центре есть и профессиональный театр, и любительские студии. Иногда выпускники Московских театральных ВУЗов делают на нашей площадке свои проекты, дипломные и курсовые работы. С 2001 года мы дружим с Международной Чеховской театральной лабораторией. Я даже у них играю в спектакле «Три сестры» в постановке Виктора Гульченко, роль
Андрея Прозорова. Ездил с ними на гастроли в Тегеран.
В силу того, что сейчас мало театров, которые работают с детским репертуаром, мы стараемся поддерживать это направление. У нас пять постановок для детей. Мы постоянно их обновляем. Что-то снимаем, что-то добавляем.
В Москве театральный рынок перенасыщен, а «детская тема» очень привлекательна как для театра, так и для зрителя.
Даже с коммерческой точки зрения детский репертуар выгоден. Я уже говорил, театр частный, поэтому мы вынуждены искать способ заработка, в том числе и для того, чтобы поддерживать наши социальные программы.
Клаузура: …То есть, у театра нет другой формы финансирования…
Леонид Краснов: Не совсем. Бывают какие-то гранты. Вот мы выигрывали три раза грант «Открытая сцена» Департамента культуры Москвы. Но последние шесть лет мы его не получали… Не дают… В этом году подали три заявки, но пока тишина. Еще есть небольшое количество мероприятий, которые оплачивает Управа района «Таганский». Но это не регулярный доход. Зарплата актерам, содержание помещений, новые постановки, техническое обеспечение требуют постоянных вложений…
Потом, с 2002 или 2003 года, сейчас уже не вспомню, мы начали сотрудничать с Ярославским государственным театральным институтом и набирать целевые курсы для театра. Уже выпустили два. Некоторые выпускники играют в Московских театрах, некоторые работают с ним, другие снимаются в кино. Есть те, кто уже сейчас на главных ролях. К примеру, в «Театре Киноактера» — Денис Бондарков, Наташа Кочалкина — в областном драматическом и т.д. В общем, народ устраивается.
В настоящее время сотрудничество продолжается. Есть ребята, которые перешли на 2 и 4 курсы. Параллельно ведем два курса. Так, чтобы старшие могли помогать младшим.
На репетиции
_
Клаузура: Можно сказать, что труппа кадрами обеспечена.
Леонид Краснов: Труппа «Театрального Особняка» небольшая и в силу того, что есть студенты и выпускники, есть возможность расширять состав на определённые постановки. Ситуация еще улучшится, когда эти студенты закончат обучение. Появятся разновозрастные актеры, что расширит возможности театра.
Клаузура: А какие новшества были в последнее время? Что самое «свежее»?
Леонид Краснов: Последняя идея, которую мы придумали и начали реализовывать в прошлом году — это фестиваль негосударственных, немейнстримных театров под названием «Московская обочина».
Очень успешно прошел первый фестиваль в начале ноября прошлого года. За время фестиваля были показаны спектакли, прошли три читки, состоялась встреча с итальянским продюсером подобного фестиваля, был творческий вечер Елены Скороходовой и т.д.
Фестиваль получился насыщенным и интересным. В Живом Журнале проходил виртуальный опрос, в котором были указаны все престижные фестивали на тот момент, и по числу голосов мы обогнали даже «Золотую Маску». Очень много зрителей проголосовали за нас. Может быть, это отчасти произошло из-за того, что мы рекламировали свой фестиваль через интернет. В том же ЖЖ и Фейсбук. В этом году планируем освещать программу фестиваля через новый интересный проект, первую международную Афишу «ПроАртИнфо». Но, кроме того, несколько театральных изданий опубликовали положительные статьи об этом фестивале, о представленных на нем спектаклях, об участниках.
В этом году фестиваль открывается в это же время, что и в прошлом – 5 ноября. Идти он будет неделю.
Клаузура: Леонид, а кто был среди участников прошлогоднего фестиваля «Московская обочина»?
Сцена из спектакля «ХАОС»
Леонид Краснов: Мы собираем совершенно разных участников. Например, за лучший спектакль получил премию коллектив творческого объединения «Гнездо» под руководством Александра Гнездилова за 15 минутный спектакль в стиле японского театра Кёгэн. Основной состав «Гнезда» — это актеры театра Маяковского.
За лучшую режиссуру была отмечена постановка Аиды Хорошевой «Человеческий голос».
Три молодые воспитанницы нашего театра за роли в спектакле «ХАОС» по пьесе Мика Миллюахо получили премии за актерские работы. Ну и так далее…
Клаузура: …а кто в жюри фестиваля?
Леонид Краснов: Валерий Карлович Бегунов – театральный критик, главный редактор журнала «Мир детского театра»; Иняхин Александр Борисович – это очень известный Московский критик, я бы сказал, старшего поколения, и Армине Оганесян – представитель Союза театральных деятелей.
Дипломы участникам фестиваля вручались за подписью Председателя СТД РФ Александра Александровича Калягина.
Конечно же, это было важно, особенно молодым артистам, неформальным коллективам получить внимание со стороны серьезных театральных организаций и дипломы с такой солидной подписью.
Клаузура: Очень интересно! Я думаю, что в следующий раз мы посвятим отдельное интервью об этом фестивале. Где, я очень надеюсь, вы подробнее расскажете и об участниках, и об открытиях… Но мы с вами, Леонид, чуть не забыли. А откуда все же взялось название «Театральный Особняк»?
Леонид Краснов: Да. Об этом обязательно нужно сказать! Пока у нас не было отдельного помещения, мы назывались «Театр Эмоциональной драмы». Такое вызывающее название. Когда меня спрашивали, разве драма может быть не эмоциональной, я отвечал – разве театр может быть не художественным. Потом я пояснял свое видение. Говорил, что драма может быть психологической, интеллектуальной… Всё зависит от акцентов, которые ставит коллектив в своем творчестве. А позже, когда мы уже получили собственное помещение, мы подумали, что замыкаться только на театре неэффективно. И решили сделать театральный центр отличный от других. Как бы в стороне. Особняком. Отсюда и название – «Театральный Особняк». Мы стали объединять людей, стоящих в стороне от общего большого «театрального города».
Клаузура: В связи с этим, чтобы до конца понять вашу обособленность или даже уникальность, давайте поговорим о репертуаре.
Леонид Краснов: Разговор о репертуаре нужно разделить на две части: спектакли для детской аудитории и для взрослой.
Клаузура: Давайте начнем с детских постановок.
Леонид Краснов: Давайте. На самом деле, именно детские спектакли мы считаем основным своим творческим кредо. Пьесы для детей мы выбираем с учетом нескольких показателей… А – число задействованных в спектакле актеров должно быть около 7-8 человек, не больше. Это придает мобильность. Мы можем увеличивать число гастролей и выступлений на других площадках города и области. Б – название спектакля должно быть известно и понятно родителям. Пьесы, не нуждающиеся в рекламе и дополнительном объяснении содержания. Поэтому у нас спектакли – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Приключения Мюнхгаузена» и т.д. То, на что родители обязательно поведут своих детей. Сейчас с драматургом Львом Яковлевым спланировали создать спектакль «Кот в сапогах». Он пишет свою версию этой известной сказки.
На фото сцены из спектаклей
_
_
_
_
Клаузура: Леонид, получается, что детский репертуар театра рассчитан только на самых маленьких?
Леонид Краснов: Не совсем так. Здесь ситуация такая. Поскольку родители ведут детей, значит должно еще и родителям нравится. Чтобы и им скучно не было. А дети в любом возрасте хотят серьезного разговора. Не «сюсюканье»… Я очень не люблю такие спектакли… А разговор по — существу, по-взрослому. Фактически, если поменять костюмы, музыкальное оформление и декорации, то это должен быть практически взрослый спектакль. Здесь разговор, скорее всего, о форме существования актера на сцене – она должна быть честная. Без «сюсюканья» появляется достаточно большой диапазон разговора со зрителем.
Клаузура: По сути, у вас в театре не просто «детский просмотр», а семейный?
Леонид Краснов: Совершенно верно. На наших спектаклях нескучно детям от 3 до 14 лет и их родителям.
Клаузура: Замечательно. Теперь, что с взрослой аудиторией?
Леонид Краснов: Взрослый репертуар, в основном, формируется по «Особняковым» традициям. Т.е. это достаточно известные авторы, но редко ставящиеся пьесы. Это: «Привидение» Ибсена; Чеховские «Калхас» и «Бабы»; одна из последних премьер — Нил Саймон «Женщины Джейка». Кроме того, новая пьеса современного финского драматурга М. Мюллюахо «Хаос», А. Стриндберга «Пеликан», ну и т.д.
На фото сцены из спектаклей
_
Клаузура: Интересный и разнообразный репертуар. Раз уж мы с вами говорили о возрастной категории детских спектаклей, давайте уточним – кто ваш зритель из «взрослой» среды?
Леонид Краснов: Я думаю, скорее всего, молодежный…
…
…В этот момент, нашу беседу прервали. В дверь постучали, и в кабинет худрука «Театрального Особняка» Леонида Краснова вошла молодая пара:
— Огромное вам спасибо Леонид.
Оказалось, только что закончился дневной спектакль. Парень и девушка, впечатленные постановкой, решили поблагодарить Леонида Юрьевича. Их появление мистическим образом оказалось красноречивее слов худрука о том, что театр молодежный. Я, естественно, не упустил момент и поинтересовался:
— А что за спектакль вы смотрели?
— «Золотая рыбка», — тут же ответил молодой человек лет 25-ти.
Я был уверен в том, что молодые родители привели своего ребенка в этот театр, но на всякий случай спросил:
— Вы вместе с детьми приходили?
— Нет, сами…
Моему удивлению не было предела:
— А как вы узнали о театре, давно ходите сюда?
— Мы? В первый раз пришли, а узнали случайно…
Если бы не дефицит времени и конкретная цель, с которой я пришел к Леониду Юрьевичу, я, пожалуй, бросил бы худрука и переключился на этих людей. Именно зритель смог бы мне рассказать о театре откровенней любого объективного критика…
Но этих коротких фраз со словами благодарности было более, чем достаточно.
И мы продолжили наше интервью…
…
Клаузура: Леонид, расскажите о гастрольной деятельности театра… Центра. Она есть?
Леонид Краснов: Есть. Небольшая, конечно, но есть. Она существует не для зарабатывания. Мы ведь работаем с камерными площадками, а это очень плохо окупается. Мы четыре раза были в Смоленске по приглашению Смоленского камерного театра, дружим с Вологодским камерным театром. Вологду посещаем регулярно. В начале июня были гастроли на Кипр. Приглашала русская община и радио «Русская волна» на 5 дней, за счет приглашающей стороны. Мы успели поработать и отдохнуть.
Вначале 2000-ых у нас была активная гастрольная деятельность. Широкая география вплоть до Благовещенска, Уссурийска, Владивостока…
_
На фото труппа «Театрального Особняка» на гастролях
_
Клаузура: А чем отличается Московская публика от региональной?
Леонид Краснов: Там публика спокойней. Сама жизнь в этих городах спокойная, и люди подстать. Нет суеты, нет озлобленности… Если здесь, в Москве, нужна какая-то цезура (пауза), чтобы зритель настроился на спектакль, отвлекся от проблем, московской беготни, то там этого не нужно. Зритель уже готов воспринимать действо.
Клаузура: Леонид, будем постепенно переходить к сегодняшнему дню. С чего начинается сезон 2012-2013?
Леонид Краснов: Сезон начинается с премьеры. Мы поставили спектакль по книге Светланы Алексеевич «Последние свидетели». Планируется новый детский спектакль. Мы сейчас работаем с очень известным драматургом, писателем Львом Яковлевым над «Котом в сапогах». Я уже говорил об этом. Лев Яковлев сейчас пишет специально для нас текст пьесы. Еще, мы начинали в прошлом году, но так руки и не дошли – это «Забавный случай» Карла Гольдони. Либо мы его продолжим в этом году, либо есть еще один вариант – возьмем в работу «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. В общем, у меня еще есть примерно две недели до начала сезона, чтобы принять решение.
Клаузура: …т.е. зритель скучать у вас не будет?
Леонид Краснов: Нет! Конечно, нет! Он будет у нас либо думать, либо развлекаться. Но развлекаться тоже с головой.
Клаузура: У вас уже сложился постоянный зритель?
Леонид Краснов: Как правило, если кто-то попадает к нам в театр, он одним посещением не отделывается. Приходит еще раз. Особенно на детские спектакли. И, в конце концов, отсматривают весь репертуар.
Клаузура: Наверное, нужно поговорить о проблемах, которые волнуют театр.
Леонид Краснов: Как говорит один мой товарищ, нужно мыслить категориями задач, а не проблем. Проблем нет, есть задачи. Конечно же, есть сложности. Коллектив разросся. В силу этого растет бюджет. Хотелось бы, чтобы актеры не отвлекались в поисках дополнительного заработка. А если не увеличивать штат, возникают ограничения в выборе репертуара. Все взаимосвязано. Очень хочется получать регулярную финансовую поддержку.… По-моему, этого все хотят. Но мы пока справляемся, как говорится – на грани…. Да и наш камерный зал становится маловат. Всего 50 мест. Мечтается, чтобы у нас было около 200 мест. То помещение, которое есть сейчас у нас, мы используем максимально активно. И потенциал есть, чтобы развиваться, но для этого нужны совершенно другие условия. Приходится внутренне немного тормозить.
Клаузура: Леонид Юрьевич, будем завершать наше интервью. И в заключение, что вы могли бы пожелать Вашим зрителям.
Леонид Краснов: Пожелать зрителям.… Если мне не изменяет память, у Заболотского есть всем известные стихи:
«Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!»
Душа как мышца, она должна быть в постоянном тонусе.
Клаузура: …а что бы вы пожелали читателям нашего литературно-публицистического журнала «Клаузура».
Леонид Краснов: Не забывать, что есть не только мейнстримные театры, художники, писатели, но и те, кто стоит особняком от популярных процессов в искусстве. Никто не знает, где рождается истинное искусство и творчество. На обочине тоже растут цветы. И ими тоже можно любоваться.
Интервью записано с использованием диктофона 10 августа 2012 года
ФОТО: собственный корреспондент журнала «КЛАУЗУРА» Ксения РИКЛЕС и коллектив театра «Театральный ОсобнякЪ»
комментариев 6
Pingback
03.10.2013http://klauzura.ru/2012/05/plynov-dmitrij-gennadievich/
Pingback
02.10.2013http://klauzura.ru/2013/03/kseniya-rikles/
Гера Фотич
06.09.2012Молодцы! Очень интересно! Хочется пожелать дальнейших творческих успехов!!
Владимир
05.09.2012Дмитрий, БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВАМ за интересное интервью.
На сегодняшний день вот в таких небольших театрах идет по настоящему интеллектуальный и творческий поиск. Я все время вспоминаю Учебный театр ярославского театрального института и смотрю видеоархив- страсти кипели!
Они большое дело делают , выезжая в провинцию, кстати, делают это за государство, которое просто отмахнулось от этого. Там люди изголодались по настоящему! Я сам много раз ездил и видел своими глазами полные залы. А какие сцены есть в небольших городах и селах! Сейчас, правда, все это в разрухе. Этой зимой я реставрировал технику сцены в Борисоглебе, страшно смотреть!
Меня в интервью заинтересовал один вопрос, когда Леонид говорит о том, что у них зал на 50 мест. Я подумал, и что это у них за помещение такое. Вот Леонид бывает в ЯГТИ, наверное видел аудиторию А.С. Кузина, я ее спроектировал и изготовил, так там, как я помню 80 мест. А аудитория О. Нагорничных, которого Леонид, конечно, знает, в проекте должна была иметь около ста мест, но не случилось, дело пошло не так как хотелось. Неужели у них пространство еще меньше?
Ну это, я так отклонился, за живое зацепило!
Желаю успехов этому театру! Может когда-нибудь увидимся в Ярославле.
Сергей
05.09.2012Интересно было узнать о самобытном театре. Правда не очень мне понятна основная стержневая линия театра, но скорее всего я невнимательно прочитал…
Pingback
03.09.2012http://perorusi.ru/blog/2012/09/%d1%81%d0%b5%d0%bd%d1%82%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8c%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%b2%d1%8b%d0%bf%d1%83%d1%81%d0%ba-%e2%84%96-9-%d0%bb%d0%b8%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b0%d1%82%d1%