Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Третьяковская галерея показала метаморфозы натюрморта

Выставка «Натюрморт. Метаморфозы. Диалог классики и современности», открывшаяся в Третьяковской галерее на Крымском валу в пятницу, демонстрирует эволюцию одного из самых традиционных и популярных жанров в изобразительном искусстве на примере произведений художников XVIII-XIX веков и классиков второй половины XX века.

Рецепт коктейля Джеймса Бонда «смешать, но не взбалтывать» подошел бы этому проекту как нельзя лучше — для его организации кураторы тщательно отобрали порядка 200 вещей из собственного собрания, а также из 16 других музеев и частных коллекций, с тем чтобы бережно сгруппировать исторические произведения в разделы по типам натюрморта, а на центральной оси экспозиции дополнить их работами современных художников.

© Фото: предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской Галереи

Сигутин А.В. Цветная капуста и брюссельская. 1991

Эта часть выставки, тот самый диалог прошлого и современности, и есть главная ее интрига. Здесь, например, можно увидеть иронический объект конца 1990-х «Череп Буратино» Игоря Макаревича в сопоставлении с аллегорическим натюрмортом неизвестного художника XVIII века в стиле vanitas, обязательным атрибутом которого являлся человеческий череп и по своему посылу напоминающего о быстротечности жизни.

Также тут можно посмотреть на офорт Дмитрия Плавинского «Бабочки» в обрамлении ярких акварелей начала XVIII века «Метаморфозы суринамских насекомых». Глядя на них, сложно представить, что они разнесены по времени своего создания на 268 лет, равно как и натюрморт-обманка Григория Теплова 1737 года, который выглядит весьма современно, за что, видимо, и был помещен рядом с коллажем «Моя Москва» одного из главных российских концептуалистов Ильи Кабакова.

Разумеется, не обошлось на выставке без пышных натюрмортов с цветами и дичью Ивана Хруцкого и тонких акварелей Федора Толстого. Они дополнены работами современников, часто безвестных художников, на которых по замыслу кураторов выставки возложена чуть ли ни главная миссия выставки — показать, что в XVIII-XIX веках в России натюрморт, пусть и с заимствованиями, все же существовал, вопреки расхожему мнению о его маргинальности в то время.

Хруцкий И.Ф. Цветы и плоды. 1839

Среди разделов экспозиции — «Аллегории» , «Цветы и плоды» , «Кухни», «Трапезы» и «Натюрморт в портретах и жанровых картинах», где наиболее интересно смотрятся детские портреты, дополненные винтажными игрушками (солдатиками, оружием, куклами).

Выставку, по традиции, сопровождает образовательная программа, а по четвергам ее можно посмотреть и поздно вечером — кассы в этот день работают до 21.30, а сам музей на полчаса больше.

© Фото: предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской Галереи для РИА Новости

МОСКВА, 2 ноя — РИА Новости — http://ria.ru/arts/20121102/908863026.html

 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика