Новое
- Николай Новиков — просветитель, публицист, издатель (1744-1818)
- Бесплатные ставки по промокоду: главные характеристики
- Фильм «Анора» (США, 2024) – американское «ах, Боже мой!»
- Александр Ралот. ««Солнце свободы» от благодарного народа». Рассказ — навеяно реальными событиями
- Иоланта Сержантова. «Чего ж…». Рассказ
- Литературоведческий анализ рассказа Александра Балтина «Дом теряет людей, как старая птица перья»
Манифест о полной несвободе
15.04.2016
В продолжение дискуссии «NANO-ПЛЕСЕНЬ. Или СУК-КИНЫ ДЕТИ»
Часть 1. Записки декларативно-спекулятивного характера
Литературная карта края (ред. — Алтайского края) активно меняется. Особенно это заметно на примере поэзии. Впрочем, так было всегда — читать стихи прямо сейчас, от начала до конца, это вам не читать прямо сейчас повесть, роман или хотя бы рассказ. Поэты всегда форматируются скорее прозаиков. Потому — о поэтах, точнее, о поэзии, о том, что в ней меняется?
Великий информационный потоп, вымывающий из сознания читателей индивидуальные черты, заставляет искать новые пути, всматриваться в себя в контексте настоящего времени. За стихами неизбежно стоит поэт, как тот, кто говорит не просто так, кто отвечает за свои слова, даже в своё кажущееся отсутствие. Но в том-то и дело, что в стихах отсутствия не существует. Вообще, поэзии присуща та позорная нагота присутствия, которая и делает её поэзией с живым, стоящим за ней поэтом.
Поэт всегда как что-то постыдное, на что смотреть не принято, больно и соблазнительно одновременно. Как если бы смотреть на человека, бредящего на кровати туберкулёзного отделения, худого, задыхающегося. В подгузниках, которые ему надевают, потому, как он уже не может и не понимает, что в сортир нужно подняться. Потому что ему это уже не стыдно — не поднимаясь лежать в подгузниках. Да и не поднимется он уже никогда. Вот здесь, при ТАКОМ настоящем и возникает то, во что верится. Верится, потому что ЭТО настоящее можно опровергнуть только другим таким же. Вот здесь, при таком настоящем и появляется поэт. Предметы уже теряют самоценность и становятся знаками, символами, метафорой, декорацией.
Отсюда и окружающий мир, в стихах современных поэтов, как никогда театрален, заполнен бутафорскими предметами. Оттого этот мир часто бредОв. Ценным бывает только одно — сознание, голос, который перечисляет предметы, обставляя декорациями сцену для маленьких (и немаленьких) личных трагедий. Как никогда, в стихах масса частных, личных, интимных подробностей. И это нежелание остановить мгновенье, это желание сохранить хоть что-то от проходящего мгновения, острое осознание, что мгновение НЕ ПОВТОРИТСЯ НИКОГДА.
Такое осознание может быть у того самого человека, что задыхается на больничной койке. Ведь жизнеспособные стихи не обязательно жизнеутверждающие, но всегда обосновывающие жизнь, именно жизнь. Всё дело в том, что обосновывать смерть нет необходимости, а если и делать это, то лишь по причине поиска смысла-бессмысленности жизни. Вот она — жизнь — есть и что с этим делать? Что есть такого, о чём действительно стоит сказать?
Один мой знакомый поэт как-то сказал (а мы тогда сидели у него на кухне, курили и говорили о популярности Интернета, «Одноклассников», «в Контакте» и т.п.): «Поэзия, это иллюзия, но такая, что замещает реальность». Я тогда подумал, насколько настоящей должна быть иллюзия, чтобы в неё верилось, и кто за неё должен отвечать, за её появление? Как пишет поэт — легко ни за что не отвечать, ни за свои стихи, ни за поэзию, тогда любой собственный лепет кажется интересным. Действительно, отвечать за что-то страшно, тяжело и неудобно, а ведь и за понимание тоже нужно отвечать. Какие-нибудь мальчик или девочка, что читают свои стихи — они приходят и читают, а им говорят — поэзия умерла сегодня. Говорят, потому что отвечать за этих ребят тоже страшно, тяжело и неудобно, а за себя отвечать не хочется ещё больше.
Знаете, все разговоры о смерти поэзии (сегодня, завтра, когда угодно) — ложь и страх ответственности. Поэзия умереть не может, потому что говорит на общем языке всех влюблённых. Можно тысячу раз понимать, что это язык поэзии, но чувство его жизни напрямую связано с чувством жизни в себе. Это неизбежно и необходимо, если речь не идёт о стихах, что пишутся к свадьбам и юбилеям. И если я говорю о литературной карте, то имею ввиду вполне живое и жизнеобосновывающее, всё то, что пишется сегодня в контексте настоящего и времени, и жизни.
А в настоящем есть они, поэты, у которых нет ничего, кроме слова и голоса. Как всегда. И при всей кажущейся свободе, они несвободны как никогда раньше.
Само представление о свободе, традиционный дух русского анархизма, несвободно от себя. И поэзия — бессмертна, потому как в ней заключены взаимоисключающие противоположности. Потому и ищут поэты сегодня ту несвободу, что смогут противопоставить всеобщей свободе, понятой, как вседозволенность. Потому и заключают себя в рамки несвободы — в рамки глубоко погружённого в себя сознания.
1 комментарий
Алексей Курганов
16.04.2016Высокий «штиль»! Но выговорите о ПОЭЗИИ, явлении ШТУЧНОМ, а у меня создалось впечатление )возможно, ошибочное) как о МАССОВОМ. А массовое — это РИФМОВАНИЕ СТРОК, что к ПОЭЗИИ хотя и имеет отношение, но совершенно опосредованное, и уж сути ПОЭЗИИ никак не передаёт! Я и сам НЕ ПОЭТ (не сподобил Господь! Что ж поделаешь!), я всего лишь рифмую строки,но, поверьте, ушербным себя из-за этого совершенно не чувствую. Мне и в рифмоплётам вполне комфортно.
Успеов!