Четверг, 29.10.2020
Журнал Клаузура

Умчался ль век эпических поэм?..

“Закон поэмы <…> это рассказ о столкновении характеров, обусловленных исторической, социальной и политической атмосферой века. Коренное нарушение этого закона есть уход от поэмы”.[1]

И.Сельвинский

Богатство литературных жанров всегда будоражило художественную мысль. Жанр поэмы не исключение. Подвижность жанровой структуры порождает разнообразие толкований самого термина «поэма»: стихотворная повесть, стихотворное повествование, сюжет которого представляет единство  эпического и лирического раскрытия темы; историко-драматическое произведение в стихах; большое многочастное стихотворное  произведение эпически-лирического характера и т.п.

От Гомера до сегодняшних дней звучит   непреходящее слово авторов поэм. Нет ни одной черты высокого стихотворчества, которой не было бы в сокровищнице древних… Гомер, читай: его бессмертные «Одиссея» и «Илиада», даёт каждому, — и юноше, и мужу, и старцу, — столько, сколько кто может взять.[2]

Это «дарение» разное по общественному  весу и  художественному характеру, но всегда зовущее к Любви, утверждающее Веру и вселяющее Надежду. Великолепен этот обворожительный эпически-лирический мир. В него «Случайным волен/Вход и выход./Но тот заселит этажи,/Кто от стихов/Не ищет выгод,/Кто чужд стяжательства и лжи./Не за разменную монету/В сердца людские/Вновь и вновь,/Дано от Бога, лишь поэту/Вселять надежду и любовь».

Это строки из замечательной современной   поэмы «Страна Поэтов» участника афганских событий, поэта из гор.Боброва Воронежской области Анатолия Смышникова[3]. Прочитав её, приходит понимание, что традиции  этого универсального поэтического  жанра, именуемого иными литературоведами «целым симфоническим оркестром»,  не только не утрачены, а, хоть и  стихийно, но  продолжают жить.

Поэма, которая по В.Г.Белинскому «схватывает жизнь в её высших моментах»[4], тяга к ней переживала и спады, и подъёмы. Ещё М.Ю. Лермонтов сетовал: «Умчался век эпических поэм, и повести в стихах пришли в упадок»…[5] Но проходило какое-то время и звучание эпоса   усиливалось, особенно во времена, диктующие  потребность в решении назревших актуальных  общечеловеческих задач.

Так были вызваны к жизни эпические творения в Средние века, в эпоху Возрождения и позднее. Их композиция отразилась в подражательных исторических поэмах (в «Африке» Ф. Петрарки, в «Освобождённом Иерусалиме» Т. Тассо). Сюжету мифологической эпопеи пришёл на смену облегчённый сюжет рыцарской поэмы (его влияние ощутимо в «Неистовом Орландо» Л. Ариосто и в «Королеве фей» Спенсера). Традиции дидактического эпоса были сохранены в аллегорических поэмах (в «Божественной комедии» Данте, в «Триумфах» Ф. Петрарки). Расцвет жанра поэмы происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию поэмы. Поэмы приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне). В русской литературе начала XX века возникла тенденция превращения поэмы лирико-эпической в лирическую. Личные  переживания в ней  соотносятся с историческими событиями («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Двенадцать» А. А. Блока, «Первое свидание» А. Белого). В поэме А. А. Ахматовой «Реквием» эпический сюжет завуалирован чередованием лирических отступлений. В советской поэзии также существовали различные жанровые разновидности поэмы: возрождающие героическое начало («Хорошо!» Маяковского, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского), поэмы лирико-психологические («Про это» В. В. Маяковского, «Анна Снегина» С. А. Есенина), философские, исторические и др.[6]

Поэтические повести, эти крупные формы стихосложения, наших дней характерны не только лиризмом, но, скорее, внутренней напряжённостью, драматизмом, острой конфликтностью содержания, экскурсом в прошлое ради будущего. Этот синтетический жанр  всё больше и больше заявляет о себе в современной литературе. Но знают об этом не многие читатели:  практически отсутствуют обобщающие аналитические материалы на эту тему, нет и специальных хрестоматийных сборников и т.п. Поэтому эта область современной поэтической жизни подразумевается, как говорится, по умолчанию, и принимает весьма скромное   участие в российской студии искусства.

Между тем в  творчестве многих современных поэтов просматриваются продолжающиеся  поиски в укреплении реалистических основ и лирического изображения  в  созданных ими поэмах. Качественные изменения происходят и в метрике, и в принципах рифмовки, и в искусстве раскрытия тем, и в строфике, и в самом жанре.

Речь идёт о поэмах, к примеру, Василия Дворцова из Краснодарского края (поэма «Ермак»), Владимира Подлузского из Сыктывкара (поэма «Русская труба»), Сергея Тимшина из Краснодарского края (поэма «Даль Волжская»), Сергея Луценко (из п.Павловска Воронежской области (поэма «Окаянный»), Анны Маркиной из Москвы (поэма «О том, что жизнь продолжается…»). Их поэмы оригинальны композиционным строем, тематическим соотношением и упорядоченностью глав, симбиозом средств эпики, лирики, реализма, порой тяготением к монументализму. Язык творений  пластичен, выразителен, стих не только слышим уху, но он, образно говоря, явен  и глазу. Это своеобразный  «эпос сердца» и  «стихии» потрясений в судьбе  русского человека и России.[7]

Упомянутая ранее поэма Анатолия Смышникова «Страна Поэтов» по закону жанра имеет пролог, четыре главы («Афган», «Батя», «Колокольня», «Юрка») и заключение. И разговор в ней простирается далеко за  эту тематическую канву, уводя читательское внимание на осмысление лейтмотива о роли и месте Поэта в истории, его ответственности перед людьми и Отчизной.

«И голос свой,
Взвинтив прилюдно,
Страны Поэтов
Честь храня,
Поэт был там,
Где было трудно –
На первой линии огня!»

В заключение логично подчеркнуть, что  поэмы, – эти  самые ранние сохранившиеся памятники древней письменности, — являются своеобразными «энциклопедиями» прошлого и   сегодня остаются продуктивным жанром русской поэзии. Поэтому появление альманаха или сборника современных поэм было бы не просто подарком  российским читателям, но и заметным вкладом в его обогащение.

Cветлана Демченко

_______________________________

[1] Цитируется по: «Жанры античной литературы»./ Электрон.ресурс.-Режим доступа: http://lit-genres.ru/foto/ganripoemi/lit2.html (дата обращения: 11.10.2016).

[2] Гнедич М.И. Илиада Гомера, переведённая Гнедичем./Электрон.ресурс.-Режим доступа: http://az.lib.ru/g/gnedich_n_i/text_0080.shtml (дата обращения:12.09.2016).

[3] Смышников А.П.Страна Поэтов.(Поэма)/ Электрон.ресурс.-Режим доступа: http://www.rospisatel.ru/smyshnikov-poema.htm (дата обращения:10.10.2016).

[4] Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья седьмая./Электрон.ресурс.-Режим доступа: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0180.shtml (дата обращения:10.10.2016).

5.Лермонтов М.Ю. Весь Лермонтов в одной книге. Сказка для детей./Электрон.ресурс.-Режим доступа (дата обращения:11.10.2016).

[6] Поэма как поэтический жанр.История развития поэмы, её особенности. Поэмы разных эпох./Электрон.ресурс.- Режим доступа: http://www.i-kiss.ru/rubrika/poyema (дата доступа:12.10.2016).

[7] С текстами указанных поэм можно познакомиться на сайте газеты «Российский писатель»./Электрон.ресурс.-Режим доступа: http://www.rospisatel.ru/ (дата обращения: 9.10.2016).


1 комментарий

  1. Светлана Демченко

    Примечание: известный русский поэт Василий Дворцов родился в Томске, много лет прожил в Новосибирске, 9 последних лет проживает в гор.Москве. В заблуждение ввела страница, на которой опубликована поэма «Ермак» в «РП». http://www.rospisatel.ru/dvorzov-55.htm Приношу извинение.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика