В Екатеринбургском музее изобразительных искусств с ошеломляющим успехом прошла персональная выставка одного из знаковых художников нашего времени - Миши Шаевича Брусиловского. Печально лишь то, что до открытия экспозиции сам автор не дожил всего несколько дней. Художника не стало 3 ноября 2016 года.
Знакомясь с живописью Брусиловского “виртуально”, возможно и не получаешь того мощнейшего философского заряда, что предпослан его работами, но зато мгновенно попадаешь под чаровскую магию этих полотен. Столкнувшись же с произведениями в реальности, словно становишься сопричастным некоему масштабному мыслительному процессу, воплощенному в разных образах, “звучащему” в разных темах, но такому специфически — брусиловскому!
Мифологические и библейские мотивы — большой, но не единственный пласт в творчестве художника. Опять же, строго интеллектуальным или рациональным живопись Брусиловского не назовешь, ибо мало где ещё в современной живописи можно увидеть столь нежное, пронзительно — выкрикнутое признание в любви, как не в серии портретов Миши Шаевича, которые посвящены его жене Татьяне. Сам художник рассказывал, что редко говорил о любви вслух и именно живопись и есть его признание.
Автопортрет на фоне Виталия Воловича
Заместитель директора по научной работе Екатеринбургского музея изобразительных искусств Зоя Таюрова рассказала, что долгое время и на Урале Миша Шаевич воспринимался как чужак:
Родившийся в Киеве, получивший не просто академическое, но и весьма “вольнодумное” образование в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, он, распределённый в Свердловск, воспринимался здесь сначала не только инородным, но и нежелательным “телом”, по-своему творящим, по-особому видящим. И лишь спустя годы и трудности, друзья художника признают, что “до него на Урале живопись была серая, а потом приехал Миша и привёз с собой солнце”. Все мы прекрасно знаем, что Брусиловский обладал отточенным живописным мастерством, классическим умением писать. Но он сознательно и вопреки, нарушая всяческие каноны и нормы, творил свои шедевры. Это НАМЕРЕННАЯ примитивизация, нарочитое искажение форм и пропорций (даже при обращении к библейским сюжетам), вольная интерпретация Большого Художника, пропущенная сквозь свою Личную Историю. Что же касается художественной значимости Миши Брусиловского, то я уверена, что её недопустимо измерять лишь уральскими или даже российскими мерками. Ещё при жизни он стал достоянием всего мира.
А 9 декабря 2016 года в рамках этой же выставки прошла лекционная беседа мэра Екатеринбурга, обладателя самой большой коллекции картин и близкого друга Брусиловского Евгения Ройзмана. Сразу же отметив, что “он - не искусствовед” Ройзман, тем не менее, в течение всего мероприятия обнаружил поразительно глубокое, тонкое и даже изящное знание деталей творчества Миши Шаевича. Высказывание Главы Екатеринбурга о том, что творчество Брусиловского в его понимании равноценно творчеству Шагала стало смыслообразующей цитатой выступления. Однако особо ценным, как кажется, в этой лекции была информация о личностных, человеческих качествах художника.
«Бегство в Египет»
В частности, Евгений Ройзман заострил внимание на том, как скрупулезно, почти дотошно подходил Брусиловский к написанию своих картин и исторически, и лингвистически, и художественно. Среди самых симпатичных человеческих черт, что присутствовали у художника, мэр назвал умение осторожно хвалить, способность быть благодарным и отзывчивым, высочайшую работоспособность, дар не просто всматриваться в себя, но и подшучивать, иронизировать над собой, что очевидно показывают сами его произведения. В то же время, Ройзман заметил, что:
Брусиловский знал себе цену. Ему было важно, чтобы люди понимали, что он — крупный художник. Картины свои продавал дорого, но если ему нравился человек или его поступок — мог запросто подарить.
Евгений Ройзман также подчеркнул, что у Миши Шаевича большое количество работ с глубинными смыслами; закодированных, требующих глубокой интерпретации.
Выразив мнение, что Брусиловский — художник мирового уровня, мэр пообещал, что вскоре будет открыт музей Миши Брусиловского.
«Самсон и Далила»
Своё обещание о создании музея Миши Брусиловского Глава Екатеринбурга сдержал; причём очень скоро. Уже 26 января 2017 года на культурном пространстве галереи “АРТ-ПТИЦА” состоялось открытие музея. Собственно, это не было пока официальным открытием (оно намечено на май). Это была своеобразная презентация музея Брусиловского для руководителей школ, колледжей, техникумов.
Тем не менее, музей Миши Шаевича Брусиловского уже открыт для посетителей. Здесь представлены десятки работ гениального художника из частной коллекции Главы Екатеринбурга и переданные им в дар музею.
На презентации Народный художник России, близкий друг Миши Брусиловского Виталий Волович сказал, что открытие музея — потрясающее событие:
Это то событие, о котором даже не мечтали, а если и мечтали, то очень осторожно. Это очень важное культурное событие, ведь сейчас не лучшее время для искусства вообще…
А Евгений Ройзман в своём выступлении отметил, что как бренд Урала Брусиловский даже мощнее сказителя Бажова, хотя бы по той уже причине, что в контексте мировой культуры Брусиловский говорит на МЕЖДУНАРОДНОМ языке.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ