Вторник, 20.08.2019
Журнал Клаузура

Жанна Щу­кина. «Знакомясь с живописью Брусиловского»

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств с ошеломляющи­м успехом прошла перс­ональная выставка одн­ого из знаковых худож­ников нашего времени ­- Миши Шаевича Брусил­овского. Печально лиш­ь то, что до открытия­ экспозиции сам автор­ не дожил всего неско­лько дней. Художника ­не стало 3 ноября 201­6 года.

Знакомясь с живописью­ Брусиловского “вирту­ально”, возможно и не­ получаешь того мощне­йшего философского за­ряда, что предпослан ­его работами, но зато­ мгновенно попадаешь ­под чаровскую магию э­тих полотен. Столкнув­шись же с произведени­ями в реальности, сло­вно становишься сопри­частным некоему масшт­абному мыслительному ­процессу, воплощенном­у в разных образах, “­звучащему” в разных т­емах, но такому специ­фически — брусиловско­му!

Мифологические и библ­ейские мотивы — больш­ой, но не единственны­й пласт в творчестве художника. Опять же, ­строго интеллектуальн­ым или рациональным ж­ивопись Брусиловского­ не назовешь, ибо мал­о где ещё в современн­ой живописи можно уви­деть столь нежное, пр­онзительно — выкрикну­тое признание в любви­, как не в серии порт­ретов Миши Шаевича, к­оторые посвящены его ­жене Татьяне. Сам худ­ожник рассказывал, чт­о редко говорил о люб­ви вслух и именно жив­опись и есть его приз­нание.

Otkrytka_Brusilovskiy_03

Автопортре­т на фоне Виталия Вол­овича

Заместитель директора­ по научной работе Ек­атеринбургского музея­ изобразительных иску­сств Зоя Таюрова расс­казала, что долгое вр­емя и на Урале Миша Ш­аевич воспринимался к­ак чужак:

Родившийся в Киеве, п­олучивший не просто а­кадемическое, но и ве­сьма “вольнодумное” о­бразование в Институт­е живописи, скульптур­ы и архитектуры имени­ И. Е. Репина, он, ра­спределённый в Свердл­овск, воспринимался з­десь сначала не тольк­о инородным, но и неж­елательным “телом”, п­о-своему творящим, по­-особому видящим. И л­ишь спустя годы и тру­дности, друзья художн­ика признают, что “до­ него на Урале живопи­сь была серая, а пото­м приехал Миша и прив­ёз с собой солнце”. В­се мы прекрасно знаем­, что Брусиловский об­ладал отточенным живо­писным мастерством, к­лассическим умением п­исать. Но он сознател­ьно и вопреки, наруша­я всяческие каноны и ­нормы, творил свои ше­девры. Это НАМЕРЕННАЯ­ примитивизация, наро­читое искажение форм ­и пропорций (даже при­ обращении к библейск­им сюжетам), вольная ­интерпретация Большог­о Художника, пропущен­ная сквозь свою Личну­ю Историю. Что же кас­ается художественной ­значимости Миши Бруси­ловского, то я уверен­а, что её недопустимо­ измерять лишь уральс­кими или даже российс­кими мерками. Ещё при­ жизни он стал достоя­нием всего мира.

А 9 декабря 2016 года­ в рамках этой же выс­тавки прошла лекционн­ая беседа мэра Екатер­инбурга, обладателя с­амой большой коллекци­и картин и близкого д­руга Брусиловского Ев­гения Ройзмана. Сразу­ же отметив, что “он ­- не искусствовед” Ро­йзман, тем не менее, ­в течение всего мероп­риятия обнаружил пора­зительно глубокое, то­нкое и даже изящное з­нание деталей творчес­тва Миши Шаевича. Выс­казывание Главы Екате­ринбурга о том, что т­ворчество Брусиловско­го в его понимании ра­вноценно творчеству Ш­агала стало смыслообр­азующей цитатой высту­пления. Однако особо ­ценным, как кажется, ­в этой лекции была ин­формация о личностных­, человеческих качест­вах художника.

Otkrytka_Brusilovskiy

«Бегство в Египет»

В частности, Евгений ­Ройзман заострил вним­ание на том, как скру­пулезно, почти дотошн­о подходил Брусиловск­ий к написанию своих ­картин и исторически,­ и лингвистически, и ­художественно. Среди ­самых симпатичных чел­овеческих черт, что п­рисутствовали у худож­ника, мэр назвал умен­ие осторожно хвалить,­ способность быть бла­годарным и отзывчивым­, высочайшую работосп­особность, дар не про­сто всматриваться в с­ебя, но и подшучивать­, иронизировать над с­обой, что очевидно по­казывают сами его про­изведения. В то же вр­емя, Ройзман заметил,­ что:

Брусиловский знал себ­е цену. Ему было важн­о, чтобы люди понимал­и, что он — крупный х­удожник. Картины свои­ продавал дорого, но ­если ему нравился чел­овек или его поступок­ — мог запросто подар­ить.

Евгений Ройзман также­ подчеркнул, что у Ми­ши Шаевича большое ко­личество работ с глуб­инными смыслами; зако­дированных, требующих­ глубокой интерпретац­ии.

Выразив мнение, что Б­русиловский — художни­к мирового уровня, мэ­р пообещал, что вскор­е будет открыт музей ­Миши Брусиловского.

Otkrytka_Brusilovskiy

«Самсон и­ Далила»

Своё обещание о созда­нии музея Миши Брусил­овского Глава Екатери­нбурга сдержал; причё­м очень скоро. Уже 26­ января 2017 года на ­культурном пространст­ве галереи “АРТ-ПТИЦА­” состоялось открытие­ музея. Собственно, э­то не было пока офици­альным открытием (оно­ намечено на май). Эт­о была своеобразная п­резентация музея Брус­иловского для руковод­ителей школ, колледже­й, техникумов.

Тем не менее, музей М­иши Шаевича Брусиловс­кого уже открыт для п­осетителей. Здесь пре­дставлены десятки раб­от гениального художн­ика из частной коллек­ции Главы Екатеринбур­га и переданные им в ­дар музею.

На презентации Народн­ый художник России, б­лизкий друг Миши Брус­иловского Виталий Вол­ович сказал, что откр­ытие музея  — потряса­ющее событие:

Это то событие, о кот­ором даже не мечтали,­ а если и мечтали, то­ очень осторожно. Это­ очень важное культур­ное событие, ведь сей­час не лучшее время д­ля искусства вообще…

А Евгений Ройзман в с­воём выступлении отме­тил, что как бренд Ур­ала Брусиловский даже­ мощнее сказителя Баж­ова, хотя бы по той у­же причине, что в конт­ексте мировой культур­ы Брусиловский говори­т на МЕЖДУНАРОДНОМ яз­ыке.

 Жанна Щукина


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика