Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

«Обязан ли писатель быть грамотным?». Разговор с культурологом Сергеем Коноваловым

Сегодняшняя тема не столь наивна и нелепа, каковой   может показаться на первый, поверхностный взгляд. Не секрет, что письменная грамотность (причём ЭЛЕМЕНТАРНАЯ, на уровне написания «жи-ши») пребывает сегодня в ужасающем состоянии, причём не только среди молодёжи, но и среди людей, вроде бы по статусу и профессии обязанными быть грамотными. Отсюда вопрос: может, действительно, грамотность стала анахронизмом, условностью, НЕобязательностью? Может, современное общество, отличительной чертой которого стали практицизм и прагматичность, не нуждается в грамотной письменности (дескать, и так всё понятно)? Разговариваю об этом с моим давним другом, культурологом Сергеем Коноваловым.

— Сергей Владимирович, как вы считаете, бывает так, что неграмотный писатель пишет хорошие литературные тексты?

— Бывает, и нередко. Пример, что говорится, навскидку – Баратынский. Великолепные стихи – а знаков препинания не знал СОВЕРШЕННО! Его тексты вынуждена была править жена Дельвига. Так что не надо путать грамотность с образованностью. Это всё-таки не совсем тождественные понятия.

— Значит, писатель имеет право на неграмотность, но уж образованным- то быть обязан?

— И это необязательно. Классический пример – Максим Горький. Он был плохо образован, но был начитан. Плюс несомненный талант. Плюс своеобразная интуиция на грани гениальной наивности.

— Ещё раз убеждаюсь, что в литературе всё относительно. Тогда такой вопрос: если я в хорошем тексте напишу «победю» вместо «одержу победу», то читатель на меня пальцем показывать не будет?

— Надеюсь, будет. Потому, что вы-то, Алексей Николаевич, прекрасно знаете, что у глагола «победить» нет формы первого лица единственного числа в будущем времени. Хотя если вы таким способом захотите, как сейчас говорят, попристебаться, то что ж. Имеете полное право. «Стёб «нынче в моде. Или как сейчас говорят – в тренде?

В массах. Я вот почему задал этот вопрос: у меня есть знакомый литератор, человек, в общем-то, неплохой, да и сочинитель довольно бойкий и совершенно безвредный — но есть у него одна особенность: слово «симбиоз» он всегда пишет почему-то через «е» — «сЕмбиоз». Причём употребляет это слово очень часто, к месту и не к месту. В чём причина такой любви именно к этому слову – не знаю, поэтому однажды, не мудрствуя лукаво, предложил ему вместо «сЕ…», пардон, «симбиоза» писать «сожительство». Через первую «о», а не «а».

И всё вроде бы по делу сказал – а он обиделся. Я сначала этой обиды не понял, отнёс её на счёт своеобразности характера, а сейчас думаю: может, он прав? Может, литератору совсем необязательно быть грамотным? Сочинитель литературных текстов, в конце концов, не филолог. А текст, в случае необходимости, корректор подправит. Это его хлеб. Я возможно, повторяюсь, но опять же каково ваше, Сергей Владимирович, мнение на этот счёт?

— Оно традиционное. Или если хотите – консервативное. По моему глубокому убеждению, писатель — это не только ОТРАЖАТЕЛЬ времени, но и его ПРОСВЕТИТЕЛЬ. И если отражателю грамотным быть необязательно, то просветителю – необходимо. На вопрос «почему именно просветителю?», отвечаю: он (в отличие от отражателя) – существо ПУБЛИЧНОЕ. Проще говоря, на него люди смотрят. А люди должны видеть ЛИЦО, а не, извините, МУРЛО.

— Это слишком общо и слишком философично. Хотелось бы поближе к конкретностям и к нашим сегодняшним реалиям.

— А наши сегодняшние реалии в отношении грамотности — это очень грустная тема. Потому что время сегодня сугубо ПРАГМАТИЧНОЕ. То есть, нацеленное на добывание МАТЕРИАЛЬНЫХ, но никак не духовных благ. А прагматизм в грамотности не нуждается. У него совершенно другие предпочтения: нахрапистость, напористость, неразборчивость в средствах достижения цели, всеядность, если хотите —  беспринципность. Где уж здесь «глаголом жечь сердца людей»!

Уж коли заговорили о прагматичности… Вы, Алексей Николаевич, замечаете, насколько популярными стали отглагольные существительные?

— А что в этом неожиданного? В чиновничьей, коммерческой (например, рекламной) средах только ими и пользуются: «Оказываем помощь по созданию и внедрению сайтов и приложений», «Проводим установочные работы по монтажу оборудования» и т.п. Сказка, а не язык! Примета времени! Помните, у Чехова в «Свадьбе»: «Это они так свою образованность ХОЧУТ показать!»».  Так что всё логично: поскольку наши чиновники в большинстве своём люди неграмотные и весьма, скажем так, скромного интеллекта, то вот таким «хочущим» образом они свою «образованность» и утверждают!

Кстати, вспомнил забавный пример. Один мой хороший знакомый работал в рекламном отделе редакции одной московской газеты. Однажды ему принесли объявление: «Оказываем деликатные услуги интимного характера». А ему все эти словесные деликатности, с которыми он на работе сталкивался постоянно, изо дня в день, были уже во где! Так он возьми и брякни этому сутенёру-подавателю рекламы: «Давайте напишем просто и понятно: «Подгоняем блххдей!». В этот же день был уволен. Оскорбил клиента! А чем он его оскорбил, если предложил написать ПРАВДУ!

— Вы, Алексей Николаевич, меня удивляете! Оскорбить можно только ПРАВДОЙ! ЛОЖЬЮ оскорбить никого нельзя, поскольку ложь изначально есть ЛЕСТЬ! Впрочем, это уже другая тема…

— Да, возвращаемся к нашей. Значит, если следовать вашей логике перспективы в отношении грамотности у нас совершенно безрадостные.

— Совершено. «И я шепчу дрожащими губами/ Велик могучим русский зыка!».

— Но это Александр Иванов специально утрировал!

— А получилось – предсказывал.

— И развивая мысль в историческом ракурсе: если следовать вашей, Сергей Владимирович, логике, то получается, что человек, скажем, девятнадцатого века и человек сегодняшний по уровню восприятия текста – два совершенно разных человека.

— Совершенно точно. В девятнадцатом веке девяносто процентов населения (и не только русского, но и по всему миру) не читать, не писать не умели. Сегодня эти же девяносто умеют. Но НЕ ХОТЯТ! Вот в чём весь парадокс-то!

— То есть, опять же прав был Шекспир, когда сказал, что “красота — это дар судьбы, а грамотность – это уже от природы»?

— Именно. Есть желание – будешь грамотным, не хочешь – к чему напрягаться, зачем волноваться? Прагматизм! Стопроцентный прагматизм, господа! И литература здесь, увы, совершенно не при чём. Хотя всем тем т.н. «писателям», которые говорят: «Это непринципиально — писать правильно. Мы же, в конце концов, не филологи, и находимся не на уроке русского языка!», могу ответить словами одного из моих знакомых литературоведов: «Желаю вам встретить кассира, который обсчитает вас со словами: «Зачем считать правильно? Мы же не счетоводы, и находимся не на уроке математики».

А самообразование?

— Здесь у каждого по-разному. Я считаю, что оно – ОСНОВА для самореализации, а значит, главная составляющая совершенства мастерства, а значит, и всего литературного творчества для любого литературного сочинителя. Но это, подчёркиваю, моё ЛИЧНОЕ мнение. А вот классик в своей «Автобиографии» написал: «К беллетристам, относящимся к науке отрицательно, я не принадлежу; и к тем, которые до всего доходят своим умом, — не хотел бы принадлежать». И звали этого классика…

— Антон Павлович Чехов. Спасибо, Сергей Владимирович за, как всегда, интересный разговор и, как всегда, очень спорные мысли.

Беседовал

Алексей Курганов

прозаик

г. Коломна, Московская область


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика