Суббота, 27.04.2024
Журнал Клаузура

Жанна Щукина. «Радостное «СЕЙЧАС» Олега Бухарова». Интервью с художником

Есть люди, о себе в дополнительных рассказах не нуждающиеся, хорошо известные. Однако, столкнувшись с создаваемым ими Миром, оказываешься словно в ласковых тисках, безропотно попадаешь под “дирижерское” воздействие их (в миру умело скрываемой) волшебной палочки. И начинаешь, завороженный, жить в половинку дыхания, понимая, что не задохнешься, только если поведаешь о творимой ими легенде.

Мир художника Олега Бухарова, конечно, абсолютно сказочный; в нём трудно найти что-то, отдаленно напоминающее окружающую реальность. Но от этого он, этот Мир не перестаёт быть непреодолимо желанным, более того, вполне возможным, если ты, погружающийся в этот Мир, не лишён тонкости чувств, свежести восприятий, наличия фантазии и — да, да! — веры, но веры БЕЗУСЛОВНОЙ в эту самую сказку. А обладая всем этим, честное слово, тебе не составит никакого труда поговорить, подобно самому Художнику с собственной тенью, почерпнуть силы для перемен в жизни, глядя на его быков… Не боясь выглядеть смешным, ты, разумеется, рискнешь сразиться, как и его Дон Кихот, с ветряными мельницами, захочешь побродить по знакомым местам Екатеринбурга от силы любви и нежности к которым накатывают слёзы, а линии знакомых зданий начинают будто бы танцевать…  Но если ты особенно чуток душой и способен жить радостью других, наслаждаясь каждым жизненным моментом, то будь уверен — однажды к тебе в окно непременно постучит Лис и позовёт тебя выступить с ним в цирке, или съездить в Париж…

— Олег, в современном культурном пространстве Вы — человек известный, но парадокс в том, что информации о Вас ничтожно мало. Расскажите, например, что для Вас есть процесс творчества?

— Рисование для меня не только процесс творчества, но и психологическая настройка для того, чтобы войти в состояние полной погруженности в сам этот процесс. На время рисования я стремлюсь полностью отключиться от шума мыслей и погрузиться в линии, краски, пятна, штрихи. Для этого нужно множество совпадений, чтобы никто не мешал, чтобы была тишина, чтобы было время для сосредоточения. А так как для рисования у меня есть всего час-два перед сном и выходные, не всегда получается войти в такое состояние.

— В своё время Вы вместе с Павлом Ложкиным основали издательство «ИГНЫПС». Что это за издательство? Как расшифровывается аббревиатура?

— В «ИГНЫПСе», по сути, два «учредителя» (употребляю это слово в кавычках, потому что проект возник как своеобразная игра). В момент создания издательства мы ставили перед собой разные задачи и, соответственно, у нас было разное понимание того, что мы хотим делать. Павел Ложкин занялся созданием художественного объединения из группы единомышленников. Я же больше ориентировался на продвижение лейбла самиздатовских проектов.

Сверстал я книжку своего знакомого, напечатал несколько экземпляров на домашнем принтере, переплел, а в выходных данных поставил логотип «ИГНЫПС».

Смысл самого слова абстрактен, никак не расшифровывается. Хотя у нас есть легенда о том, что слово было увидено написанным на асфальте детской рукой. Но кто конкретно написал его и что имел ввиду? Некого спросить! Ведь дождь давно уже смыл мел на асфальте. Было ли это слово набором случайных букв или оно имело какой-то смысл — мы так и не узнали. Однако нам понравилось звучание — хлесткое, звучное и какое-то сразу ставшее родным. А собачка, которая «примостилась» в логотипе — это портрет дворняжки, необычайно умной и хорошей, которая жила в то время у Паши Ложкина, когда придумывался «ИГНЫПС».

— А еще Вы выпускаете журнал «Формуляр»…

— Журнал «Формуляр» я делаю в форме общения с авторами; в общении с ними происходит выбор текстов и рисунков, согласование публикаций, а потом — раздаривание новых номеров.

Периодичности у журнала нет — как новый номер соберется, сверстается, так и выпускаю очередной «Формуляр».

Очень долго я не мог понять, что можно самостоятельно делать журнал. Ведь сейчас такое время, что любой имеет доступ к компьютеру, печатной машинке, принтеру…

Вышло 14 номеров, собран материал для 15-го. Есть для него и название — «Трамвай №15». Но когда он выйдет, точно неизвестно. Может быть, завтра сяду его доверстать, а может через год…

— Стиль, в котором Вы работаете, имеет «имя»? Вы сами для себя как-то его называете?

— Основная идея моего рисования — импровизация. Когда начинаю рисовать, я не знаю, куда уведет линия и какой будет история, а она непременно есть в каждом рисунке. Импровизация требует максимального напряжения, в спокойном состоянии импровизировать не получается. А ещё выработался такой подход к рисунку: я не рисую долго. Прикоснулся — означает вместе с тем сразу и закончил рисунок, даже если кажется, что он недосказан.

— Как создаётся рисунок: идея вынашивается долго-долго, а потом, оформившись в голове и сердце, воплощается на холсте или просто внезапно приходит вдохновение, раз — и — картина?

—  Идея рисунка должна родиться в процессе рисования. Если сначала придумал, а потом исполнил, будет не то… Рисунок не будет содержать внутренней пружины, из-за которой его интересно смотреть. Во время рисования, ведя линию, вдруг понимаешь, что надо сделать — только тогда получается настоящая импровизация и удачный рисунок.

— Уральский регион (у меня сложилось такое впечатление) каким-то удивительным образом объединяет в личностях своих творцов разнородные начала. Особенно это ка­сается тонкой, почти неразличимой грани между писателями и художниками. Екатеринбург в работах многих мастеров живописно воплощенный Город-Текст, а Урал — регион, где словесное и изобразительное творчество слиты почти воедино (есть это у Алексея Рыжкова, у Вас тоже).

Тем не менее, прочла, готовясь к интервью, что для Вас Изображение первичнее Слова. Эта позиция, она действительна лишь в отношении собственного творчества или таков Ваш взгляд на мир вообще — визуальное первичнее вербального?

— Могу говорить только за себя и про себя. Я всю жизнь и пишу и рисую. Со стихами и рассказами никогда не выступаю публично (кроме печатания самиздатовских книжек, которые раздариваю друзьям). Сейчас поэты часто читают свои стихи на разных площадках, выпускают сборники, приносят тексты в журналы,  вступают в Союз писателей и т.п. Я в эти игры с текстами не играю — размещаю их в интернете, они доступны к прочтению. Но назвать себя писателем — никогда…

Текст, его создание, для меня — это самоорганизация, вечером перед сном написать страницу в своем красивом самодельном блокноте — как подведение итогов дня и составление плана дел на завтра. Нести же эти тексты в журналы, показывать в Союзе писателей, и вообще позиционировать себя как пишущего человека — этого даже в мыслях нет.

А вот рисунки, выставки, членство в Союзе художников — эта деятельность мной подается как основная.

На вопрос «Ты кто?» — всегда отвечу смело: «Художник».

— Искусствоведы пишут, что Ваши работы выполнены в традициях постмодернизма. И с этим, наверное, можно согласиться, вспомнив, к примеру, Ваш цикл «Лис в цирке», где есть аллюзии к некоторым работам Пикассо…

— Я считаю себя скорее модернистом, чем постмодернистом. Хотя модернизм был актуален 100 лет назад. Попытаюсь объяснить, как лично я понимаю эти термины. Модернист должен создать свой неповторимый мир, со своими законами, образами, темами. А постмодернист берет известные символы и наполняет их новым смыслом.

Конечно, порой невольно, у меня возникают стилевые цитаты тех художников, что насмотрелся. Это я стараюсь в себе изживать и считаю основной проблемой своего рисования, но смогу ли избавиться от этих стилевых цитат — не уверен… И тут я, получается, невольный постмодернист. Или же, возможно, — художник, не выработавший своего языка.

Можно, разумеется, рассуждать так, что все языки уже изобретены; новое уже не придумать. Либо предполагать, что новый язык теперь и не нужен. А, быть может, современное искусство сейчас работает не с новым стилевым языком, а с чем-то другим, чего я не понимаю…

— Выскажу субъективное, но настойчиво меня не покидающее ощущение, что Ваши работы способствуют выработке и усилению… Как бы лучше выразиться… Более человеческого в человеке. Глядя на Ваши рисунки, становишься как-то душевно отзывчивее… А как считаете сами: Ваши картины, они больше для взрослых или для детей? С авторской точки — Ваши работы, они воспитывают, убеждают, пробуждают и т.п? Вообще ставят ли какую-то масштабную цель? Или главная Ваша цель — радовать?

— Знаю одно: если мне сейчас интересно, что-то­ переполняет меня, и я честно это сделал, то изображение точно будет работать, но как именно — не могу знать наверняка. Мне важна увлеченность процессом, погружение в «сейчас». Рисование это живой процесс, импровизация, радость. Слишком много негатива вокруг, переиначивания смыслов, особенно в информационном пространстве, чтобы это повторять, осмысливать и переосмысливать в своих рисунках. Пожалуй, я даже сознательно противопоставляю свое творчество тому, что есть в жизни. В жизни — негатив, а в рисунках, которые я рисую — только позитив.

Впрочем, уверен, что искусство должно быть разным. Кто-то должен нарисовать «Гернику», написать роман «Замок», снять фильм «Груз 200»…

Кто-то, но не я! Я буду рисовать свои сказки, воплощать в образах свои выдумки, даже если всё вокруг будет рушиться.

—  Из ответа следует, что никакой сознательной дидактики в свои рисунки Вы не вкладываете. А сами занимаетесь педагогической деятельностью?

— Я вел студию рисования, которая в настоящий момент “ушла на каникулы с неопределенным сроком”.

Студия действовала около 8 лет. Принцип был простой: приглашалась модель, которая позировала обнаженной, а мы, художники, скидывались небольшими суммами чтобы оплатить работу модели. Никто никого не обучал, но складывалась атмосфера интереса к творчеству друг друга, что на самом деле имело педагогическую функцию, влияло на рисование тех, кто приходил. Студия располагалась в моей мастерской, а поскольку сейчас я без мастерской, то и студии нет. Если жизнь так сложится, что у меня вновь появится мастерская, то я обязательно возобновлю наши студийные встречи.

— Непосредственность чувств и эмоций, детскость в самом лучшем смысле в Ваших рисунках — это однажды удачно найденный и теперь постоянно при­меняемый способ воплощения художественных идей или такова у Вас картина мира в принципе, таков взгляд на мир вообще?

— Я часто слышу, что так может нарисовать ребенок, но ведь дети рисуют настолько гениально, что мне это уже недоступно.

Наверное, мое рисование ближе не к детским рисункам, а к китайскому письму, к каллиграфии…

— Знаю, что не любите говорить о своём Лисе, поскольку, как только о нем заходит речь, он сразу исчезает. Но всё-таки он — главный, пожалуй, Ваш персонаж, потому рискну спросить: образ Лиса хоть немного автобиографичен? Или в нем средоточие лучших черт, которые хотели бы видеть в себе либо в окружающих?

— Про Лиса сочиняется очень большая, длиной в жизнь, история. Это основная моя тема. Лис летает и слышит мысли людей, и когда он слышит мысли, людям становится легче.

Лиса видят лишь те люди, что не сосредоточены на себе, умеют созерцать, быть в «сейчас». Такие люди то и дело видят  Лиса и машут ему рукой, крича радостно: «Привет!»

Да, наверное, можно сказать, что я бы хотел бы быть таким Лисом, если бы смог. Ну ладно, хоть порисую его…

— Лис — не единственный герой Ваших творений. Есть какие-то предпочтения в выборе объекта изображения? Можете, предположим, сказать: то-то я НИКОГДА не стану писать? Ну или иначе: что Вас способно вдохновить, а что никогда?

— Думаю, основное разделение моего рисования — это работа с натуры и работа без натуры. То и другое — важно. Без натурного рисования работы выхолащиваются. А если заниматься только натурой, то мне будет не хватать воплощения подсознания, снов, мечтаний.

Всегда возникают какие-то увлечения. Одни — на короткое время, другие — на десятки лет, а то и на всю жизнь.

Если рисуешь, в процессе, когда увлечен, то потом, уже выйдя из всех обстоятельств, рождающих серию, забываешь про первоначальные смыслы и видишь в рисунках нечто, совсем другое.

Сейчас я пришел к мысли, что надо сделать только одну большую серию, и это будет история про Лиса. В современном мире, где так много информации, художника невозможно запомнить, если он подражает и цитирует, либо делает и то и это, и пятое и десятое…

Поэтому сейчас я себя сознательно ограничиваю только одной серией, идеей: «Художник, который рисует Лиса».

Жанна Щукина


1 комментарий

  1. Светлана Наимушина

    Спасибо Жанне!Спасибо Олегу!Замечтельное интервью!Беседа двух талантливых людей!Пусть сбудутса все ваши творческие планы!Удачи вам во всём!

Добавить комментарий для Светлана Наимушина Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика