Богатство российского поэтического наследия складывалось не то чтобы веками – тысячелетиями. Эти драгоценные рифмы, в своей неповторимой красоте сплелись в великолепное ожерелье, украсившее пышный бюст мировой культуры. Самые искусные ювелиры с особой тщательность подбирали каждую деталь, каждый камешек, каждую песчинку и бережно нанизывали их на нитку времён, чтобы мы сейчас могли получить эстетическое наслаждение от бессмертного артефакта.
Есть в этом изделии брильянты, выращенные в особых условиях, усердно огранённые и отшлифованные до такой степени, что окружающий нас мир отражается и преломляется в них во всём его многообразии с ослепительной чистотой. Есть и самоцветы, завораживающие переливами красок, игрой оттенков и полутонов. А есть и нетронутые мастером самородки, оставленные в оправе ожерелья в своём первозданном виде.
Эти ювелиры и по сей день вслушиваются в российские поэтические просторы, всматриваются в сегодняшнюю культурологическую бездну, возятся в шелухе «золотых скорлупок» в поисках «изумрудных ядер». Труд их бескорыстен и бесценен, также как бесценно и наше с вами культурное наследие.
То, что нам досталось «с глубины веков» нужно не только сохранять, но и приумножать. Сегодняшний отпрыск, рифмуя строку в порыве юношеской влюблённости через каких-то там двадцать, пятьдесят, сто лет внесёт свою лепту. Может быть сию минуту он и не видит в себе великого – не он судья – а завтра?
Завтра, наше поэтическое (да и не только поэтическое) наследие будущих поколений станет классикой. И школьное прозвище «поэт» водрузится на полки всех библиотек громкой фамилией.
И мы недоуменные, и мы опешившие, и мы, разводящие руки в стороны и открывшие рот, будем бледнеть и оправдываться. Почему не знали? Почему не увидели? Почему нам не подсказали?
А ведь именно он жил рядом, по соседству, в одном районе, городе, крае! Да нет, друзья мои, знали! И рассказывали нам о нём те самые ювелиры, поэтические исследователи, литературные краеведы. Только не досуг нам нагнуться и поднять не огранённый алмаз, измазанный в нашем сегодня. Лежит себе вдоль накатанной дороги этот культурологический гравий – разве что споткнёшься.
— Ну, не поленись, подними, рассмотри!
— Да, я не специалист, — с ухмылкой ответ.
— Ничего ювелиры-краеведы помогут! Спроси у них, — убеждаю я.
— Времени нет! Флешмоб на носу! – отмахнётся аргументом.
Трудно спорить, а еще труднее обсуждать.
— Но читать-то ты умеешь? – давлю на самолюбие.
— А как же?! «Вот инструкцию к огнетушителю читал»…
Антонина Попова «Колыбелью нам была степь донская…»
«Эх!» — уже про себя, и в последней надежде протягиваю маленькую книжку, в твёрдом переплёте. Незатейливый дизайн обложки, чёрно-белые страницы, негромкая русская фамилия автора – Антонина Попова.
Покажется моему воображаемому собеседнику, что ничего в ней нет выдающегося. На полке будет стоять – мимо пройдёт.
— Название еще такое, скучное, не современное: «Колыбелью нам была степь донская…», — бурчит мой эфемерный недотёпа, — к тому же приписочка к названию: «Очерки истории донской поэзии»…
Оставлю я выдуманного оппонента с этой книгой. Взял в руки, может быть и прочтёт.
А вам скажу, что редко попадаются мне такие книги. Всего 230 страниц и почти 60 фамилий. С XVIII века и до наших дней! Начиная со святого литератора Дмитрия Ростовского (1661-1709) до рэпера Василия Вакуленко (род. 1980). Меж ними необъятное пространство фамилий и дат. И все они связаны неразрывно с Россией, поэзией, историей. Среди них брильянт Пушкин, самоцвет Есенин, самородок Маяковский, в оправе Донского края.
Не скажешь лучше, чем сам автор: «…нет ничего удивительного в том, что столько литературно одарённых людей взрастила Донская земля, в том, что притягивала она к себе талантливых россиян…».
В этом сам убедился, прочитав очерк «Колыбелью нам была степь донская…» Антонины Поповой. И пусть не бурчит оппонент, что мол «название сухое». Не так. Написано интересно. Коротко, обзорно, но о многом, о главном.
Разворот очерка истории донской поэзии Антонины Поповой «Колыбелью нам была степь донская…»
Да и Ирина Анатольевна Сазонова, член Союза писателей России, в предисловии к книге подтверждает мои слова: «Менее всего книге А. Поповой присуще сухое изложение биографий авторов. Нет, это живой, полнокровный, оригинальный и заинтересованный рассказ, часто с элементами литературоведческого анализа, не стесняющийся личностных пристрастий, идущих порой из впечатлений детства, юности. Стихи ростовских поэтов — собственными глазами, глазами мамы, бабушки – и тут же, рядом, – глазами известного литературоведа… Интерес к изданию поддерживает и интрига поиска материалов, которую А. Попова сохраняет на протяжение повествования».
Смотрите, смотрите – заинтересовался мой воображаемый собеседник, зачитался, сошел с накатанной – идёт по гравию, спотыкается, каждый камешек рассматривает. Не всё ему понятно, но он уже озирается, в поисках ювелира, литературного краеведа, советуется, размышляет: «Достоин ли этот камень оправы, в ожерелье российской поэзии?».
Теперь ответ за вами, Друзья!
главный редактор журнала «Клаузура»
академик Международной академии творчества
P.S. Книготорговцы не особо жалуют подобную литературу, но произведение Антонины Анатольевны Поповой «Колыбелью нам была степь донская… Очерки истории донской поэзии» можно отыскать на просторах сети Интернет. Хотя, самый удобный способ — это заказать её у самого автора!
Контакты:
e-mail: antonina-popova-2012@mail.ru
моб. тел.: +7 952 561 49 58
1 комментарий
Анатолий Казаков
21.08.2017Замечательный материал Дмитрия Геннадиевича, он очень близок особенно тем, кто старается создавать качественную литературу нынче… Слава Богу, засухи на таланты в России, никогда не было, и не будет. Эти слова полностью можно отнести к творчеству Антонины Поповой.