Вы здесь: Главная /
Мнение /
Нравы и мораль /
Людмила Метелюк. «Отзеркаливание в дуальности Януса жизненных канонов сегодняшнего социума»
Людмила Метелюк. «Отзеркаливание в дуальности Януса жизненных канонов сегодняшнего социума»
21.11.2017
/
Редакция
На спирали времени позиция В.Хлебникова, для нашего сознания утопающая в более чем вековой давности, может служить плечом мудрого друга, подставленным в тяжкую годину ураганов противоречий и междоусобиц: «Нужно сбросить старые цепи обыденного человеческого мышления – действие сложения – и, отказавшись от равенств низших порядков, перейти к высшим действиям над ними и вместе со всей вселенной, волна с волной, катиться по руслу наименьшего неравенства в поле наибольшего равенства. Здесь обруч неравенства сковывает неизмеримо более мощные толщи равенства» (В.В.Хлебников. «Доски судьбы», с. 35). Неужели по ковру, сотканному из сонма противоположностей, цивилизация способна перейти в сбалансированную сферу межличностного равенства, взаимопонимания и братства рас?
Современным миром символика личины Януса ассоциируется с умением служить и вашим, и нашим, а также с двурушничеством, хитростью, ханжеством, подлостью и пр. Налаживание нынче диалога сил добра («позитив») и зла («негатив») сводится к изначальной трактовке символики своеобразной двусторонности маски Януса, причём, исходя из наличия научно обоснованного и социально выверенного курса развития общества без попытки ориентации на интерпретацию политико-экономической сути банковско-менеджментских особенностей власти капитала. А как непосредственно в мифах трактовалась суть так называемого «двуличия»?
Двойственность в любом варианте бипланова, как и теодуальность: «двубожие» превращается в соперничество двух сил – «злой», создающей хаотичность, а также разруху, и «доброй», служащей гармонии, порядку. Всё ассоциируется с принципом ускорения достижения противоречивыми методами ожидаемого результата. Сейчас бифуркация (раздвоение) всё реже сопоставляется с двуликим (двухголовым) римским богом дверей Янусом в рамках аналогии с ничем не оправданными проявлениями лицемерия и неискренности, ведь его образ изначально воспринимался как символический дар неба и солнечного света, обретение первичного начала (отсюда латинское «январь» – первый месяц) и завершающего конца, суть восхода и захода солнца, «перехода» (портала, некой арки) из земного в космомир.
Необыкновенность значимости Януса заключалась уже в том, что не каждый смертный мог приблизиться к нему. Наш же уровень сознания (очень точная лингвохарактеристика действия – «со-знание») апеллирует к возврату к исходной, билатеральной, двукратной подаче (возможно, к дупликатуре – удвоению) или к биполярной, двухполосной символике размещения маски Януса по обе стороны двери (на входе и выходе), к тому же, с чётким осмыслением, что требования при разнонаправленном (в данном случае – встречном) движении (и к входящему, и к выходящему) идентичны, неизменны, равные для всех. Так что же, Януса на примитивном уровне человеческого развития ошибочно окрестили «богом дверей» с учётом явной предметной принадлежности? Ведь он истинно был «хранителем портала» в местах силы (точках энергообщения Земли и Вселенского разума), своего рода швейцаром, привратником. При рациональном мысленном восприятии в виртуальном пространстве компьютеризированной среды информация такого плана сработает во благо обогащения IQ социума, индивидуализируя единственную в современном мире ценность – душу – при олицетворении в ней высших достоинств личности.
Итак, статус Януса – «открывающий пути», что вполне равнозначно синонимам «вожатый», «ведущий», «лидер», «глава» и т.п., ибо в каждом отдельном случае тотем отвечал своей функциональности, что учитывалось посвященными. Кстати, храм Януса закрывался в мирную пору, а в грозные боевые времена через его сквозные ворота пропускали рать на поле сражения; в случае же триумфа «обратным курсом» принимали победителей, осеняя их славой защитников и спасителей края. Чем мотивирована такая ритуальность? Янус слыл вершителем войны и мира, поборником правого дела и непременного торжества добра? История религии сведена к единому тексту, переведенному на разные языки, вследствие чего смысл нередко был искажён, а иногда просто вывернут наизнанку массой комментариев, которые со временем заменили основное содержание. Общая идея замысла проявляется, когда теологически установлено, что имена и роли персонажей древних феерий совпадают, хотя внешность изменена, а представление разворачивается в иных декорациях. Тогда любой из современников атрибутирует себя то вовлеченным в историческую быль статистом, то зрителем, вольно или невольно ассоциируя с прозрением по канонам дилеммности открывшееся знание в связи с выбором между двумя противоположными возможностями.
В современном мире сконцентрированность на проблемах зарождения, развития и достижения прерогативности в социуме позитивными или негативными силами заостряет внимание общества на поиске основ научного решения задачи дня, учитывая, что при формулировании национальной идеи, в частности, важно не исходить из задачи поиска чёрного кота в тёмной комнате (особенно, когда его там нет и в помине), осознавая, что корни всенародного блага исконно зиждились на символах веры, надежды и любви. Вот и следует вернуть их людям, ибо круг интересов подобного типа стирает любые границы – территориальные, имущественные, расовые, этнические, языковые либо религиозные.
Сегодня отмечаются попытки рассматривать «параллельным курсом» возможные аналитические дилеммы для установления их первопричины. В свою очередь, считается, что рациональнее исследовательский подход к атрибутам власти и морали подчинять лидирующему авторитету (http://coollib.com/b/333305/read#t17), хотя и не исключается факт отнесения в моносферу индивидуального видения мутации нравственных характеристик при широкой гибридизации принципов общественной ориентированности взглядов (например, см.: Ф.Зимбардо/ Эффект Люцифера: Почему хорошие люди превращаются в злодеев. – М.: АНФ, 2015). Итак, раз аналитиками запев сделан, хоровой состав обязан подхватить припев, чтобы песня как музыкально-литературный жанр могла сложиться. В данном случае – это могут быть действенность, событийность, которым, вероятнее всего, суждено быть протяженными во времени, с эпическими углублениями согласно своей весомости, а также с былинными аллегориями и этническими особенностями. Один из великих русских мыслителей и писателей-классиков Л.Н.Толстой, между прочим, наряду с важностью тела для физического здоровья человека не исключал и доброту его души: «…Она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле».
Бинарная векторность мира нашего бытия сегодня проявляется всё чётче, причем, как материального (физического), так и духовного (сакрального, высшего) начал. Биполярность повсюду, включая и погашение в себе негативных черт во имя торжества положительных задатков личности. К этому, кстати, сводится предназначение факта земного пребывания человека. Так как истоки добра – безмерная ценность жития, соответственно, высшая истина (http://www.muslim.ru/articles/298/13092/) призывает не порождать негативность, когда лидерские позиции вполне мотивированно отдаются таким высокоморальным категориям как вера, надежда и любовь. А вот которая среди них главенствующая? Апостол Павел, между прочим, любовь выводит в ранг «большей» (1 Кор. 13:13), придавая ей особую смысловую нагрузку, так называемую первичность, что легко трактуется отводимой сердцу ролью в прямых контактах земной и высшей сфер. Тогда вера, базируясь на «веровании», становится средством не только демонстрации приверженности и преданности избранным ориентирам, но и оценки уровня самоотдачи вопреки принадлежности к определённой конфессии.
Высоконравственные адепты, старшинство по ранжиру отдавая любви, обрекли её быть защитным крылом и для веры, и для надежды, токи которых пробуждает именно любовь, служа эталоном чистоты помыслов и дел, праведности и справедливости, ведь, как уж повелось, для человека нет ничего важнее собственной значимости, когда критерии любви и верности предполагают не столько контроль и критичность, сколько уступчивость и жертвенность. Любовь к Спасителю в таком случае приобретает необоримую силу, в то время как любовь к ближнему становится и относительно сбалансированной, и осознанной, и компромиссной. Хотя в этой плоскости проявлены также черты существования без истинной любви и веры, когда от ненависти отделяет лишь луч надежды на то, что человек по сути своей есть творением божьим
Не потому ли сейчас усиленно вуалируется нравственная чистота помыслов людских, нигилируются скрижальные заповеди и процветает культ золотого тельца? А тем самым выстилается ковёр для победного шествия эры, когда «Всё моё!» начинает восклицать злато, получая в ответ «Всё моё!» от кровавого булата. Вот и пошла в последние годы молва о маячащем возврате к почти заглушенным временам «холодной войны», причём, не без варианта превращения использования обычных вооружений в стычку с ограниченным применением ядерного арсенала, для чего потребуется минутный срок (https://www.youtube.com/watch?v=GXJElG19uHE).
Какими в такой обстановке должны быть цели передовых стран мира? В какое русло направлять международную дипломатию? Почему разделено на расы «адамово семя» от сотворённого по образу и подобию божьему родителя? Не пора ли главенствующей церкви раскрыть утаиваемые от массового осознания апокрифы? Какие проявления жизни превалируют во внесолнечных системах? С какой целью и кем блокируются так называемые «места силы» на планете? Неужели высшие заветы сведены на нет душепродажными договорами о праве господства в околоземной сфере?.. Сонмы вопросов современности на передний план общей картины земного существования начинают выводить скрытые реалии, требуя широкого обнародования тех сведений, которые хранимы на Земле тысячелетиями. К сожалению, ныне есть и заинтересованные дать ход апокалиптической драме, всеми правдами и неправдами не допуская прочтения Писания как предостережения для землян в развитии общества не избирать гибельный путь материального прогресса при оторванности от духовного роста каждого гражданина. Это ли не осовремененное звучание национальной идеи: во благо сохранения человечества – добиваться сродства науки и верования?..
Так что же в состоянии спасти планету от преждевременного ухода с отведённой по космическим законам орбиты? Будем «отстреливать» кометы? «Зашьём» озоновую дыру? Наладим «подземное» химическое производство, с тем чтобы не осквернять атмосферу? Решим проблемы с перенаселением благодаря обживанию «белых пятен» на географическом глобусе? Вырвем из рук политиканов партийное право управлять народом и передадим руль светочам разума и чести? Объявим табу пиарному пустобрехству и лживым предвыборным обещаниям?.. Ответ затруднён, хотя обо всех возможных бедах нам оставлено предостережение, а предупреждён – значит, вооружён знанием. Вот и пора осознать, что начинать каждый должен с себя, внутри семьи, родного селения, своей родины.
C чего же стартовать (см. проект «Задача времени» на ma-aura.at.ua)? Да не мешало б хотя бы вспомнить десять заповедей Моисея и попытаться неукоснительно соблюдать их, к тому же, в первую очередь – лично! Тогда и проявятся пути решения самых глобальных вопросов.
Во-первых, в части определения подходов к стратегии и тактике дипломатии. Здесь определяющим должен быть мудрый принцип «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», т.е. для исключения неуправляемости ситуацией важно конкретно выделять границы влияния и интересы задействованных сторон при недопустимости явного либо скрытого во времени территориального, экономического, политического, этнического и иного ущерба.
Во-вторых, опыт революций для мира в целом продемонстрировал их губительность как для власть обретающих, так и для угнетаемых масс.
В-третьих, информационный прорыв реально минимизирует шансы обеспечения секретности.
В-четвёртых, отторгнута социальная оправданность роли некогда популярных планов достижения «мира во имя мира». Из разряда анекдотических ситуаций и фарсов перетекает в реальность «бородатый» юмор, мол, войны на земле отныне не будет, но начнётся такая борьба за мир, что и пыли от планеты не останется… При таком раскладе становится понятной несовместимость с проблемами дня афоризма «Хочешь мира – готовься к войне».
Сложно принять, что для крупнейших финансовых структур и средств массовой информации всё ещё весомы суждения относительно определения судеб мира (http://akademiagp.ru/v-b-pavlenko-bolshaya-igra-rotshildov…/), ибо они не нацелены на обеспечение стабильности в социуме. Нынешнее их кредо – не признание права народа на самоопределение, государственную независимость и выбор самостоятельного пути экономического развития, а сохранение принципов наднационального владычества финансистов мира и правящей элиты. Именно поэтому для них предпочтительнее становящиеся сырьевыми придатками в мировой экономике общественные формации, система государственной власти с разросшимся чиновничьим аппаратом в качестве основы плутократии и коррупционного администрирования. Клерки пожирают науку и производство, искореняя какие бы то ни было надежды на технический прогресс и из-за отсутствия рабочих мест лишая работодателей потребности в высококвалифицированных кадрах, тем более – в их подготовке.
Теперешний этап общественного развития предполагает наличие научной теории поиска путей гарантированного процветания всего человечества. Нельзя вступать в эру торжества знаний ни под партийными знамёнами, ни под эгидой диктаторства. Выстраиваемая вершина власти – конгломерат носителей прорывных идей на фундаменте сцементированных социальных устоев под штандартами вводящих справедливые законы созидания его столпов. Поскольку явно в сложном мире всё взаимосвязано, то гарантировать открытость данных о степени сбалансированности экономики, а также о духовном и материальном уровне населения призвано информационное поле. Котлованом для здания передовой науки служит успешность системы образования, над которой не должна довлеть второстепенность значимости, как над рождённым дитятей не нависает временной долг отплаты родителям. Прочной связи научной сферы и образования безотлагательно обязано содействовать познание законов логики, а этика призвана способствовать формированию высокой культуры нравственности. Общество лишь в такой совокупности достигнет духовного равновесия без злых умыслов по отношению к согражданам и эмигрантам. Подобное притягивает подобное, оттого добродетельность подвигнет к взаимному доверию, крепя дружественные узы на базе проникновения в сложности мироустройства, постижения принципов исторической взаимосвязи, знания законов социального развития, объективной оценки реалий и пр.
Времена кулуарных судачеств о новом мировом порядке поминутно иссякают. Планета, оберегая свои «белые пятна» в части территорий, утрачивает достояния Красной Книги фауны и флоры, этнически уходит в Лету языковое разнообразие. Впрочем, усиливается и противостояние этим проявлениям. Например, захлестнула волна зарождения микродержавности с концентрированием населения по языковым признакам и национальным традициям. Этот процесс зародился не спонтанно, так как побудителем стало стремление к свободе, равенству и независимости от «чужеродного тела» в пределах рода-племени. Демократические каноны сейчас исполнены библейских истин космического единства и совершенства. Отход от принадлежащего одному субъекту или группе лиц, в том числе и государству, исключительного права монополизации влечёт за собой отказ политики управления от следования тактике монотипажности, давая отбой цельности, единению, неразрывности, слитности и сплочённости правителя и народных масс. Знамениями времени стала предвыборная бравада с лозунгами вроде «Услышу каждого!», «Только мы – совесть нации», «Закон един для всех!» и т.д. Забыть Герострата стремилась история, но в более поздние времена постоянно натыкалась на одни и те же грабли. Имена новых мировых злодеев и злоумышленников ныне осознанно заносятся в анналы памяти человечества.
Чему научились мы у прошлого? Почему продолжаем раздувать реноме супердержавности, прекрасно зная финал Вавилонской башни, Колосса Родосского, Великой Римской Империи и т.п.? Каждый ли правитель дан в наказание народу? Ведь были и радевшие за его долю Соломон, царь Давид, король Артур и пр. Неужели фантом добра больше не намерен вселяться во властоимцев? Эра зла начала править бал? О чём же тогда сатирически скорбно стенал великий Насреддин? Разве не раскрыл горькую правду о методах выковывания «своих» нуворишей незабвенный Остап Бендер? Но никто не мог предощутить, что тип сограждан-златодержцев будет стремиться, всеми способами защищая и приумножая материальную часть личного скарба (поскольку это ему выгодно в мире капитала), но приглушая духовное своё естество (оно для него вторично), тайно использовать двуличие для передачи части припавшего ему дохода террористам… А ведь следовало бы в далекой перспективе ожидать печальных событий вроде «арабской весны» с казнью Хусейна, убийства Каддафи, воен в Египте и Сирии и пр. Вот почему мировое сообщество нацеливается на подготовку научно обоснованной доктрины спасения homo sapiens не так от локальных войн, как от планетарного самоуничтожения. Природа разумна и подсказывает нам о необходимости обеспечения выживания всего сущего.
Согласно диалектике, живя в обществе, быть свободным от общества невозможно. Но каждый вправе влиять на своё окружение, тем более при информационном буме, постигая суть происходящего и подытоживая данные с экскурсом в будущее, преломляя событийность в научном ракурсе. Для этого важно мыслить в масштабах приближённой к вечности высшей реальности и осознания предназначение человека на земле. Именно поэтому целесообразно обратиться к утраченному прошлому, дабы с космическим размахом не искривить будущее. Нельзя забывать, что силы зла не дремлют, для своего триумфа рассчитывая на пассивность доброго начала.
Трезвый взгляд на уроки жизни даст понимание того, что происходит на самом деле, а, зная правду и умея её направлять в нужное русло, социум совладает с зигзагами исторических моментов. Основным движителем этого прогресса станут эволюция на фоне противоборствующих реалий дня в части кристаллизации этнического самосознания и появление духовно обогащённого гражданина, способного мыслить и творчески, и созидательно, т.е исходя исключительно из «правильно ориентированных» побуждений философического кредо мыслителя и материальных ценностей прагматика.
Духовно развивающаяся личность понимает, что за гранями «плюса» и «минуса» сокрыта аксиома плодотворного существования, поскольку мир руководствуется строгими вселенскими правилами, отражение которых видно как в передовых достижениях науки и техники, так и в религиозных догматах. Здесь – базовые основы прогнозирования будущего, целевого выбора перспективы эффективного движения вперёд.
Прогресс, как правило, упорядочивает развитие, служа мерой оценки его рентабельности, регресс же, наоборот, отождествляется с разрушением жизненных устоев, анархией, нравственным упадком. По логике вещей, преобразования следует отождествлять с достигаемым социальным результатом (http://psichel.ru/dobro-i-zlo/). При этом, главным образом, должны превалировать научно выверенный, взвешенный подход и профессиональный уровень аналитика как гарантия правильного суммирования «pro et contra». Но и жаждущая избавления от удушающих жизнь проблем «толпа» должна быть готова к пересмотру устоявшихся убеждений, достигая иного понимания избранного общегосударственного курса и наличия конкретного выхода из любого пата. Судьбоносность принимаемых решений исключает язык эмоций, как и, само собой разумеется, неисправимые ошибки, а для каждого индивидуума ещё и осознание антагонистической (биполярной) несовместимости доброго начала и противостоящих ему сил зла, тем более, принимаемых чужих убеждений в качестве личных. Если даже действительно весь мир – театр, то каждый должен стремиться стать актёром от бога, способным разворачивать при лицедействе жизненные ситуации под личиной заведомо прописанных и отрежиссированных ролей. Но, творя во благо, главное следует помнить, что надо быть во всеоружии против злобных веяний эпохи, которых сейчас в избытке (человеконенавистничество, злато- или наркомания, коррупция, падение нравственности, алкоголизм и пр.).
Будущее ждёт тех, кто способен, вооружившись стратегией и тактикой Януса, не только регулировать взаимосвязь между изменяющимися системами государственного управления, но и формировать конкретные основы конституционно-законодательной, гуманитарно-правовой, научно-технической, финансово-инвестиционной и культурно-этической эволюции социальной сферы. Неугасающим факелом и маяком может стать принцип «поиска икигая». Новейшие исследования в области медицины, нацеленные на изучение связи между долголетием и психологическим благополучием, часто в своих планах для характеристики и оценки комплекса намечаемых или проводимых работ ассоциируют с удачным употреблением японского термина «икигай», не имеющего до сих пор общепринятого аналога в европейских дефинициях.
Кстати, «икигай» одновременно объединяет понятия «цель жизни» и «смысл жизни», а также «то, ради чего человек по утрам просыпается». Если брать метафоры из западной культуры, то это «то, что может быть упомянуто в разговоре со Святым Петром, дабы доказать ему своё умение здраво распоряжаться судьбой, с тем чтобы заслужить проход чрез врата рая» (вот так – слишком мудрёно, но полновесно). Его суть компактно может быть сведена к трактовке вроде «оставленный след на Земле», хотя тоже не в виде монотермина.
При поиске нового места работы часто приходится подавать «резюме», а после выполненного командировочного задания писать «рапорты», «отчёты», аналитику ж следует мотивированно аргументировать «результат». И, всё-таки, вопреки смысловой ёмкости и многофакторной точности «икигая» всё это далеко от попадания в цель. Может, как терминологический стандарт может быть введена аббревиатура с формулировки «оставленный след на Земле» – в русской транскрипции соответственно ОСЗ? Если же, как вариант, принять английскую трактовку вроде «abandoned track on the Earth», то созвучие АТЕ вполне лояльно получит право заменить «икигай» на мировой арене.
А прожить с АТЕ отнюдь не сложно, если блюсти десять божьих заповедей, причём, памятуя, что перед законом все равны, а сам закон – не дышло, которое, как повернул, так и вышло.
Проплыть победно между жизненными дилеммами, как между Сциллой и Харибдой, жизненно необходимо, но это невероятно осложнено на данном этапе из-за многовекторности социальных коллизий, отражаемой в биполярности стратегий и устоев государства, противоречивости политики выбора конституционной модели согласованности действий структур власти (законоуправляющей элиты и «слуг народа»), а также структурообразующей массы (народонаселения), не исключая учёта интеллектуально-прагматического уровня среды обитания, исторического опыта становления государственности, способности национальной идеи объединить разнополярные кланы при консенсусе различий между социальными прослойками и т.д.
Когда-то капитализм, организуясь как новая общественная формация, не упустил возможности провести тщательный анализ накопленного земного опыта, чтобы не быть бабочкой-однодневкой в реестре учреждаемых систем управления средой обитания землян. Пока его штандарты не спущены, а приоритеты подъёма на пути прогресса постоянно варьируются. Непроизвольно учитывается и дуалистический характер мира сего, сотканного из противостояний по сторонам света (север – юг, восток – запад), различий по расовому признаку, соперничества экономических особенностей зон расселения и пр.
Неужели человечество на подходе к воскрешению божьих наставлений, чтобы распрощаться с ролью блудного сына и возвратиться во Вселенское Братство богоподобных? А ведь это для него – шанс исполнения молитвенной просьбы, чтобы и на Земле было, как на Небесах. Уж не настало ли время для понимания потайного смысла миссии Януса на Земле? Двери-то следует использовать в обоих направлениях…
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ