«Маркес. Без слов» в Театре С.А.Д.
Нас заболтали – собственный ум, потоки информации, говорливые друзья… В голове слишком много шума – услышать себя невозможно… А порой так хочется обойтись без слов.
Именно так и поступил Валерий Ушаков – создатель пластического премьерного спектакля «Маркес. Без слов».
В студенческие годы роман «Сто лет одиночества» перевернул его сознание, позже он жадно изучал Маркеса полностью. Симбиоз увлечения вылился в спектакль.
«Он вдохновил меня на первую режиссёрскую работу, — говорит Валерий, — но это вовсе не означает, что я хотел поставить «Сто лет одиночества». Маркес разбудил во мне творческие силы, которые хотели найти некий выплеск. Для меня желание работать, желание что-то сделать – и есть энергия Маркеса и он сам – ни его романы и не созданные им миры, а то прекрасное, на чём держится творчество».
А на пластическое выражение режиссёра вдохновил Джеймс Тьерре — внук Чарли Чаплина и его спектакли каждый год приезжают в Москву на Чеховский фестиваль. И отец у него артист цирка, так что кухня эта ему близка и очень нравится.
«Я почему-то, даже не знаю почему, — продолжает Валерий, — понял, что Маркес должен быть поставлен именно так, без слов, язык его героев на сцене должен быть нестандартным. Книгу лучше почитать – слова сильная сторона её автора, но это его сила. Со сцены пришлось бы только читать отрывки, диалогов там нет, нет драматических ситуаций. С Маркесом это, думаю, было бы плохо, да и слово произнесённое – уже ложь. Мы решили найти чистоту, и увидели её в отказе от говорения».
Команда Ушакова – молодые вахтанговцы с горящими глазами, гибкими телами, готовые броситься в бездну магического реализма. Постановка требовала такой нагрузки, с которой могла справиться только молодёжь подобного розлива. Валерий искал людей, которые смогут разговаривать на языке под названием physical theatre, где язык тела – больше, чем слова.
«Мне кажется, — говорит Валерий, — что сам Маркес, будучи умудрённым тысячелетними знаниями «старцем», на самом деле молодая сущность, это сквозит через все его произведения. Поэтому с ним справятся только молодые – надо было быть по-юношески увлечённым, чтобы эта работа пошла».
Да и совершенно серьёзно, по мнению Ушакова, к Маркесу подходить невозможно. Это будет бездна отчаяния, великий колумбиец рациональному разбору не поддаётся: «Думаю, он по-хорошему, как многие авторы, издевается над свои читателем, немножечко играет в бисер».
А ещё этот спектакль могут смотреть слабослышащие. Для них постановок в Москве катастрофически не хватает. Есть театр «Недослов», отдельные редкие постановки, а потребность большая.
«Однажды застал у кассы Театра Вахтангова таких любителей Мельпомены, — делится Валерий. – Они пришли на «Анну Каренину» раз, наверное, десятый, а хотели бы посмотреть не только её. Это тоже дало моей задумке добавку к вдохновению».
Наверное, иллюзия, что речь – лучший выразитель глубинного. Попробуйте в этом убедиться. Без слов.
СЦЕНЫ ИЗ СПЕКТАКЛЯ
Марк Бурлай (Полковник)
Анастасия Лукьянова (Урсула) и Василий Цыганцов (Отец)
Лада Чуровская (Прекрасная дама) и Ян Гахарманов
Анастасия Лукьянова
Андрей Вистинь (Тёмный рыцарь)
Марк Бурлай
Фото: Татьяна Чиченкова
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ