Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

Елена Борисова. «Чудо, воплощённое на сцене». Очерк

Велик тот артист, который заставляет зрителей забыть о деталях.
Сара Бернар (1844 – 1923), французская актриса.

Теперь  подумай:  вот  пианино.  Начало клавиш.  Клавиш  конец.  Восемьдесятков и  восемь  их, знаешь, никто не посмеет оспорить это. Положен конецим. А ты бесконечен, внутри этих клавиш, и музыка, что ты играть умеешь, онабесконечна. Всего их восемь и восемь десятков. А ты бесконечен. Мне нравится это. Так можно жить.

Александр Барикко. 1900. Легенда о пианисте (Новеченто).

Зарисовка-воспоминание о Литературной гостиной «Есть глаза у всех цветов»

Ведущая: главный библиотекарь Городской библиотеки № 12 Химкинской Централизованной библиотечной системы Борисова Елена Николаевна.

Стихотворения российских поэтов читает: художественный руководитель Московского драматического театра «Турандот», режиссёр и актёр Жуков Владимир Юрьевич.

16 июня 2017 г. мною было выполнено давно задуманное творческое намерение: проведена Литературная гостиная с участием Владимира Жукова. Не менее всего прочего, я испытываю чувство радости оттого, что с творчеством этого удивительного, превосходного драматического актёра познакомилась та зрительская  аудитория, которая на спектакли МДТ «Турандот», с вероятностью 99% , не попадёт. И пусть люди, столь охотно посещающие библиотечные Вечера, даже не пытаются этот факт отрицать. Большинство людей традиционно признают «театром» лишь то,  хорошо известное им,  действо «мастодонтов» театрального мирка Москвы, к которому они были приобщены в 1960-80-е годы. Деятельность театров и студий, сравнительно недавно родившихся в отечественном искусстве и не имеющих в своих труппах «громких имён», предсказуемо не является для подавляющего большинства потенциальных зрителей интересной. Отсутствие таких привычных деталей театрального антуража, как величественная сцена, бархатные кулисы, обилие реквизита и т.п., попросту пугают «традиционного зрителя»: им так и мерещится непредсказуемость, авангард, абстракционизм, надругательство над классикой и прочая абра-кадабра. Спорить не стану: бывает и такое на современной сцене. Ещё И.Ильф и Е.Петров в «12 стульях» сатирически представили убожество постановки «Женитьбы» Н.В.Гоголя, наспех созданной силами бездарной бродячей труппы, которая превратившая прелестную комическую драму в ужасающий фарс (напомню: Агафья Тихоновна в цирковом трико ходила по проволоке…).

В.Жуков с давним другом по театру-студии «Химки-74», Оксаной Караваевой

Уверяю  –  подобных аналогий с МДТ «Турандот» не существует в природе! Что касается самого В.Ю.Жукова – этот человек, родившийся для театра, наделён природным чутьём на истинное, настоящее, без примеси фальши и наигранности… Воплощая на сцене «Турандот» современные пьесы, Жуков понятен и близок любому зрителю, от 18 лет и до бесконечности. А если он берётся за классику, например, произведения О*Генри либо А.П.Чехова, то безошибочно ориентируется на возрастное восприятие («Вождь краснокожих» легко воспринимается самым младшим школьником) и подаёт пьесу  мастерски, без малейшей деструктивности изначального материала.

Возможно, я вошла в ту область, где не являюсь профессионалом, и выражаю свои суждения дилетантски. Я – всего лишь зритель и пытаюсь говорить о собственном восприятии. Уверена, уже понятно: то, что делает Владимир Жуков на сцене, не оставляет меня равнодушной, восхищает, побуждает делиться своим восторгом с «непосвящёнными», вовлекать людей в эту замечательную сферу, где блистает актёрское дарование…

И вот – замечательный случай: Литературная гостиная, в программе которой заявлено 9-10 стихотворений отечественной классики. Обычно, если отсутствуют аудио- и видеозаписи, я читаю стихи сама. При том, что я вообще не чтец. Идея привлечь «крутого профессионала» давно меня терзала. Конечно, быть знакомой с выпускником «Щуки» (Театральным училищем имени Бориса Щукина) и не попытаться «использовать его «по прямому назначению» (известно, что «Щука» готовит превосходных чтецов), было бы преступным расточительством.

Встречаемся мы с В.Ю.Жуковым редко. Обременять его, крайне занятого режиссёрскими и актёрскими обязанностями, своими просьбами, мне не позволяла,  врождённая и культивированная воспитанием, деликатность (поклон моим родителям). Я обратилась к Владимиру через Фейсбук, опубликовав пост с красивейшим пейзажным стихотворением А.А.Фета и выразив надежду на его возможное сотрудничество…

Нельзя не восхититься самообладанием Жукова: он достойно принял очередную мою «заморочку». Честно сказать, я не ждала его появления, несмотря даже на полученное в ответ «был бы счастлив» и т.п. Вежливость – привилегия королей, а Владимир более чем галантен. Но его сверхзанятость не давала мне твёрдой веры в успех… Но всё же я подготовилась: все стихотворения программы «Есть глаза у всех цветов…» были сохранены на «флэшке» и ждали того часа, когда они появятся в бумажном варианте. Получилось 13 страниц. А до назначенной даты – 3 дня: вторник, среда, четверг. В пятницу – мероприятие. Я немного беспокоюсь, но проявляю выдержку, терпение, стойкость и готова ко всему. И я вознаграждена: в среду, часов в 15 – 16, — явление! Может, хочет, будет! Ура-а-а!!!

Владимир Жуков читает стихи

Напаивая Владимира Юрьевича кофеем, вручаю ему мгновенно «испечённые» принтером листочки со стихотворными текстами. И опять, нельзя не признать очевидное (и так редко встречающееся мне!): удар Владимир держит. Но слегка ошарашен. Не ожидал такого объёма… Стихотворения в диапазоне от князя Петра Вяземского до Сергея Красикова (1970-е); пиитическое ожерелье я нанизала то ещё! Почему и трепетала в ожидании… Ведь мне самой пришлось бы это исполнять! О, боги Парнаса!

Но речь не обо мне. Вижу главное: Владимир, слегка волнуясь, перебирает листочки, а я с радостью, граничащей с восторгом, с крепнущей надеждой наблюдаю, как творческое озарение овладевает артистом, актёрский «зуд» заставляет трепетать его жилки, наполняет сиянием его глаза, в которых будничный жемчужно-стальной оттенок вытесняется небесной лазурью… Совершенно, как июньское небо прошедшего года: откуда ни возьмись, заволоченный дымно-серыми облаками небосвод словно «прибрала» заботливая ангельская длань, смахнувшая с небесных окон осевшую на них городскую пыль; и рассеявшиеся тучи открыли истинные небеса,  вспыхнувшие чистым бирюзовым светом!

Итак, листочки, уложенные аккуратной стопочкой трепетной актёрской рукой, уплыли в ту обитель, где в неведомой мне лаборатории волнение и беспокойство мятежной творческой души преобразуются в уверенное публичное действо.

То, что «натворил» Владимир Жуков из собранного мною стихотворного многоцветного венка, вряд ли может быть изображено словесно. Попробуйте представить себе некое живописное полотно, на котором представлено священнодействие, магический ритуал, составленный из самобытных и самоценных категорий. Вот как я вижу их я:

  1. Данный Природой талант, развитый непобедимым желанием играть на сцене, и направленный в профессиональное русло;

  2. Умение внимать педагогам, умение учиться и перенимать азы актёрской науки у мастеров;

  3. Понимание, что в текст вложены душевное состояние сочинителя, а в тексты хорошие – ещё и глубина размышлений, мудрость автора;

  4. Обладание (отчасти – вложенное умелыми учителями, отчасти – врождённое) мастерством со-творчества (совместного творчества) с партнёром. Им может быть и автор произведения, и задействованный в представлении человек;

  5. Высший актёрский Дар – использование возможности импровизации, дающей чувство свободы, окрылённости, полёта, раскованности на сцене.

Вы  увидели красочный холст? Узрели палитру, благодаря которой он создан? Возникает вопрос: в чьих руках кисть, наносящая в должном порядке очертания и мазки на полотно? Ответ зависит от того, кто вы по своей мыслящей сути: материалист или идеалист, веруете ли Вы в Высшие Силы, управляющие земным промыслом, или вы – атеист. Собственно говоря, ответить не смог и А.С.Пушкин, вопрошающий:

Чья мысль восторгом угадала,

Постигла тайну красоты?

Чья кисть, о Небо, угадала

Сии небесные черты?

Может быть, это немного отвлечённо, высокопарно и, уж точно, восторженно. Но чудо на импровизированной сцене библиотечной Литературной гостиной присутствовало. Я являлась его участником и свидетелем. Главное – были довольны не только зрители, это было совершенно предсказуемо. Был доволен сам Владимир Жуков, а уж это, уверяю, ох как непросто!  И, благодаря Александру Пушкину, смогла выразить именно то, что я чувствую, что думаю об этом… Завершить очерк я должна откровением: волшебство происходит всякий раз, когда Владимир Жуков играет. И происходит это не всегда на сцене. Наше общение – всегда либо репетиция, либо импровизация, либо мини-спектакль. Работает Владимир «по высшему классу». Его профессионализм меня восхищает и заставляет прощать ему многое.

А эпилогом статьи послужат лишь два слова, для артиста — бесценные (если они искренние, что, в случае со мной, не подлежит сомнению Владимира) : «Браво!», «Бис!».

Елена Борисова

Фотографии предоставлены автором статьи


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика