Фестиваль малых городов России – детище Государственного Театра наций и одно из приоритетных его направлений. Фестивалю уже 15, и за это время он стал неотъемлемой частью театральной карты страны.
Организаторы Фестиваля отлично знают, что провинциальная сцена всегда питала обе столицы художественными идеями, богатыми и яркими талантами. «Сегодня российский региональный театр, — считают в Театре наций, — это важный пласт культуры, в котором сочетаются смелая режиссура, сложная драматургия и блестящие актёрские работы».
Начинался Фестиваль в Москве, затем поочерёдно перебирался в Лысьву, Балаково, Пятигорск, Подмосковье, Вольск. XV-ый по счёту прошёл в мае-июне 2017 г. в Тобольске. Здесь были показаны 15 лучших спектаклей региональных театров из Красноярского, Пермского, Краснодарского краёв, Нижегородской, Кемеровской, Самарской, Липецкой и Тюменской областей, а также из Ханты-Мансийского автономного округа, республик Удмуртия и Татарстан.
Зияш — Мадина Гайнуллина (спектакль «Магазин»)
«Это здорово, — говорит художественный руководитель Театра наций и Фестиваля Евгений Миронов, — что артисты могут регулярно встречаться и общаться в течение недели, смотреть спектакли друг друга, посещать мастер-классы. Многие из наших участников стали известными, их приглашают на другие фестивали, в том числе на международные».
По традиции, спектакли-лауреаты Фестиваля показывают в Москве на сцене Театра наций. На этот раз зрителям привезли «Магазин» Альметьевского татарского государственного драматического театра в постановке Эдуарда Шахова и «Лондон» Новокузнецкого драматического театра режиссёра Сергея Чехова.
«Магазин», который москвичи увидели 20 марта, — психологическая драма. Постановка в первую очередь о природе рабства, об отказе от свободы, о том, как генетически живуч тоталитаризм, о кривом мире, в котором подобие справедливости вершится посредством нового преступления.
Сцена из спектакля «Лондон»
Спектакль основан на реальных событиях, в его основе сюжет из криминальной хроники – рассказ о неком магазине в спальном районе Москвы, где хозяйка держала своих сотрудниц-азиаток на положении бесправных рабынь.
Режиссёр превратил пьесу в притчу, и, хотя все страшные её подробности сохранены, социальная заострённость идёт вторым планом. Основное здесь состояние героинь, которые становятся зеркалом своей патронессы.
«Когда один человек противопоставляет себя человечности, гуманизму, когда допускает мысль, что ему все позволено — он сверхчеловек, он выше других, он имеет право на насилие, — говорит Шахов. — Он сам дал себе это право, индульгенцию на насилие, оправдывая это какими-либо высокими целями, идеями мессианства. Все это, в конечном счете, приводит к краху личности, деградации человека, потере человечности».
«Лондон» столица сможет увидеть 9 апреля. Ироничный рассказ о провинциальном сантехнике Гене, впервые попавшем в столицу Туманного Альбиона, и о его тоске по родине, точно никого не оставит равнодушным.
Оба спектакля номинированы на «Золотую маску» нынешнего года сразу в нескольких номинациях.
Фестиваль получил поддержку Минкульта. В прошлом году возник проект поддержки театров малых городов, благодаря которому 149 театров получили средства на новые постановки и оснащение, появились 440 новых спектаклей. «Всё, что происходит в театрах малых городов, не может быть нам безразлично, — говорит зам. министра культуры России Александр Журавский. – И в ближайшие годы этот проект будет жить».
XVI-ый Фестиваль будет проходить с 4 по 11 июня в Новороссийске.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ