Вы здесь: Главная /
Литература /
Мнение /
Татиана Хлебянкина. «Золотая середина – Надежда Середина в Схождении Огня…»
Татиана Хлебянкина. «Золотая середина – Надежда Середина в Схождении Огня…»
10.04.2018
/
Редакция
С православной писательницей, однокашницей по ВЛК, Надеждой Серединой я познакомилась в конце 1990-х, на пороге Миллениума. Она приехала на родину серых журавлей, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Сергея Клычкова и Василия Ажаева по приглашению литератора, члена Союза писателей России Вячеслава Морозова. И, конечно, побывала в Доме-музее С.А.Клычкова в Дубровках. Тогда её особо волновала православная тема. Я не преминула заметить, что Клычков любил путешествовать по святым местам, посетил Троице-Сергиеву Лавру, Николо-Пешношский монастырь, бывал на Новом Афоне, а в своих произведениях даже упоминал Иерусалим… Мне же очень нравилась песня иеромонаха Романа: «Иерусалим, Иерусалим // Светлая моя мечта… // Иерусалим, Иерусалим // Город моего Христа…». И промыслительно, что в следующий раз мы встретились с Надеждой в ЦДЛ на презентации её книги «Дорога в Иерусалим – исповедь паломника».
Оказалось, что она не просто совершила паломничество на Святую Землю, а прожила там целых полгода при женском монастыре. И ныне продолжает упорно осваивать Святую Землю – уже в своих воспоминаниях — и дарит её нам в этой новой книжице в виде семи новелл. Остановимся на их открытиях хотя бы в нескольких словах. «Рождество»: одно только предложение — «Загадочная восточная музыка увозит меня в город Рождества» — и ты ощущаешь себя рядом с автором, сопричастным великому таинству открытия врат Вечности и дороги от Земли до Космоса: «Я сижу на полу в пещерке, где родила Она дивного Младенца. Хорошо. На душе мир. Спаситель рядом, близко. И не покинет…». «На Иордане» — «воды священные, холодные, мутные, кипящие даже в январе»… И тут «бросил первый раз Патриарх Крест в воду, вспенилась вода, закружилась, потекла вспять у берега… Отделился лепесток от венка, закружился, поплыл в другую сторону. Вот оно знамение – с лепесток… И голубь пролетел. Дух святой в виде голубине» — так просто, о чуде, что произошло рядом, да не одно…
Следующее в новелле «Вознесение на Елеоне»: «Увидеть Вознесение дано было немногим, а восход солнца – всем…». Потом оказывается «на фотографии два солнца: одно вознеслось на небо, другое – на Елеоне. Все удивлялись и говорили, что ещё не такие чудеса здесь бывают»… Чудо происходит и в следующей новелле «Камень Миропомазания», где «сразу при входе в храм Гроба Господня – камень Миропомазания. Над ним красивые, разных цветов, как радуги, лампадки.
Паломники опускаются на колени. Это большая гранитная плита, на которую сейчас кладут вещи и предметы для освящения, а раньше сюда положили Самого Иисуса, снятого с Креста. Только две тысячи лет отделяют нас»… Появляется «старчик – провидец», после ухода которого «как нерукотворный, нетварный образ», оживает птица на картине: «И вдруг голубь оживает и стремительно вылетает из храма»… Стремление к новым приключениям и поиски свежих впечатлений порой приводят автора к духовным прорывам в иную ипостась бытия, как это произошло в новеллах «Дорога на Синай» и «Уроки русского»… Меня же особенно потрясла новелла «Схождение Огня».
Конечно, я неоднократно видела, как это происходит, по телевизору и даже пыталась сочинить стихи об этом Таинстве по настойчивой просьбе одного моего знакомого, видевшего чудо воочию и даже общавшегося со святейшим патриархом Алексием… Но не зря говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…». Надежда видела и её видение дорогого стоит – видение человека, который «видит всё в другом Свете» и дарит нам частицу Святого Огня. Да будет так!
Татиана Хлебянкина
председатель комиссии по литературному наследию С.А.Клычкова при Союзе писателей России
город Талдом
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ