19 октября 2018 года исполнится 100 лет со дня, когда Председатель Совнаркома РСФСР В. И. Ленин подписал Декрет о создания Автономной области немцев Поволжья, первоначально именовавшейся Трудовой коммуной немцев Поволжья (die Arbeitskommune des Gebiets der Wolgadeutschen) в составе Саратовской губернии РСФСР. В декабре 1923 года она была преобразована в Автономную ССР, просуществовавшую до 28 августа 1941 года. Но именно этот период, по иронии судьбы, явился заключительным и наиболее драматичным в 177-летней истории поволжских немцев.
Революция с немецким акцентом
Начало формирования этой самобытной этнической группы относится к 60-м годам XVIII века. Именно тогда по приглашению императрицы Екатериной II с целью заселения и культурного освоения обширных почти безлюдных приграничных территорий в Среднее Поволжье прибыли переселенцы из Гессена, Вестфалии, Тюрингии, Саксонии, Вюртемберга, Пфальца, Ганновера других германских земель. В постоянной борьбе с суровой природой и засушливым климатом, неустроенностью, болезнями, голодом, набегами кочевников, стойко перенося превратности чиновничьего произвола, колонисты создали высокопродуктивные хозяйства, чем способствовали не только подъему экономики края, но и всего государства.
К 1914 году по обоим берегам Волги существовало более 200 колоний с населением свыше 400 тыс. человек. Они обрабатывали 1,3 млн. га земли, из которых почти 1 млн. га использовался для выращивания ценнейших пород пшеницы, большая часть которой шла на экспорт. В частном пользовании колонисты имели 228 тыс. голов рабочего скота (лошадей, волов, верблюдов), 106 тыс. коров, 456 тыс. овец и коз, 108 тыс. свиней. Четыре пятых немецких хозяйств относились к зажиточным – середняцким и кулацким. Была в немецких колониях и промышленность – предприятия, выпускающие сельскохозяйственный инвентарь, занимающиеся переработкой леса, выделкой кож, мукомольные производства, а также текстильные фабрики, полиграфические. Процветала торговля, причем не только внутри Российской империи, но и, как принято теперь говорить, с дальним зарубежьем.
«Красный обоз» с хлебом по дороге на ссыпной пункт (1933 г.)
Несмотря на то, что от исторической родины колонистов отделяли тысячи километров, они сумели сохранить свою самобытность: язык, традиции, обычаи, кухню, и, что немаловажно, религию. Одновременно кое-что переняли у соседей: русских, украинцев, татар…
И еще один примечательный факт: в канун Первой мировой войны грамотность немецких детей была самой высокой в Российской империи, а организация школьного образования в колониях — лучшей.
Говорить о том, что немецкие колонисты всегда были лояльны царю излишне. Несмотря на это ущемлять их в правах начали задолго до 1914 года. Ну а после начала войны не только колонисты Поволжья, но и все немцы, проживавшие в Российской империи, подверглись тотальной правовой, политической экономической дискриминации и моральной травле. Кстати, именно тогда царские власти «обкатали» на практике многие методы, взятые потом на вооружение большевиками, включая массовые депортации и взятие заложников.
На весну 1917 года была запланировано выселение всех колонистов в Сибирь, невзирая на то, что их сыновья и братья в это же самое время сражались в рядах российской армии на Кавказском фронте. Причем, сражались доблестно, чему есть масса документальных свидетельств.
После свержения самодержавия в числе прочих демократических движений возникла также партия «Немцы Поволжья» добивавшаяся отмены дискриминационных законов и указов, принятых царским правительством, и восстановления местного самоуправления, ликвидированного в 1871 году.
Первые документы новой большевистской власти, в частности, «Декларация прав народов России», с восторгом были встречены немецкой интеллигенцией, породив самые радужные ожидания. На съезде представителей колоний Новоузенского и Николаевского уездов, состоявшегося в феврале 1918 года, было принято решение направить в Москву делегацию с прошением о создании в Поволжье национально-территориальной немецкой автономии. Немного поколебавшись эту идею, не очень стыкующуюся с их главной целью – «мировой революцией» и «всеобщим братством», поддержали и местные большевики из Союза немцев-социалистов Поволжья.
Кремль поддержал эту идею, но опасаясь возможных демаршей со стороны Берлина, крайне болезненно относившегося к процессу большевизации и советизации немецких колоний, а также самоуправство местных властей, едва не подчистую изымавших у колонистов продовольствие так нужное центру, принял решение о создании автономной Области немцев Поволжья, напрямую подчиненной органам государственной власти РСФСР. Кстати, немецкая национальная автономия стала первой автономией на территории страны.
Ну а ситуация с продовольствием в тот период действительно была критической. Единственным регионом, откуда большевики получали хлеб, оставалось Нижнее и Среднее Поволжье. Поэтому неудивительно, что его закупку и транспортировку курировал сам В. И. Ленин. 17 августа 1918 года в Баронск (Екатериненштадт) уполномоченному коммун Северной области С. В. Малышеву он отправляет следующую телеграмму: «Приветствую успех. Телеграфируйте срочно и регулярно, сколько именно ссыпано и доставлено в Саратов и когда. Особенно важно не разбрасываться, а собрать полностью все излишки хлеба в одной волости и дать ей громадную премию. Телеграфируйте исполнение».
О том, как немецкие колонисты спасают от голодной смерти десятки тысяч жителей Петрограда и Москвы» регулярно сообщала пресса.
25 июля 1919 г. Марксштадт (центр Немобласти) посещает всесоюзный староста Михаил Калинин, и слезно умолят увеличить поставки зерна в Центр: «Теперь особенно острый момент для наших красных столиц. Вы не вполне сознаете ту невероятную голодовку, которая происходит в Москве и Питере. Обращаюсь к Вам с искренней просьбой помочь. Вынужден указать, что Саратовская и Самарская губернии не выполнили свой гражданский долг даже в сотой части его».
А спустя 22 года он же, забыв все, чем советская власть обязана этим людям, недрогнувшей рукой подписал Указ о депортации немцев Поволжья.
Перед тружениками полей выступают музыканты из Энгельса (1935 г.)
Любовь большевистских правителей к этому крохотному клочку российской земли, на момент образования площадь автономии составляла менее 0.1% общей территории государства, а население — около 450.000 человек (96% немцы) около 0.3%, объяснялась еще и тем, что законопослушных, набожных немцев, в отличие от бунтарствующих русских или украинских крестьян, можно было грабить и обманывать без особых проблем. И их грабили, унижали, обманывали, и не только в первые годы советской власти. Но об этом политики, как советские, так и российские, официальная пресса, предпочитают особо не распространяться. Как и о том, что именно Немкоммуна стала эпицентром ужасающего голода, поразившего Поволжье и некоторые другие районы СССР в 1921-22 годы.
Календарь одной даты
19 декабря 1923 года Автономную область преобразовали в Автономную республику немцев Поволжья в составе РСФСР. Сделали это, преследуя, в том числе, внешнеполитические цели, дабы повысить привлекательность советской власти за рубежом и «высветить германскому пролетариату ориентиры борьбы за светлое будущее».
Но превратить «немецкое Поволжье» в «цветущий уголок социалистической Родины» не получилось. За советский период бывшие колонисты утратили ведущие позиции по таким показателям, как урожайность и качество зерновых, продуктивность скота, надои молока и др. Их благосостояние и жизненный уровень, как подтверждают исследования, проведенные проф. Саратовского университета д-ром Аркадием Германом (Dr. Arkadij Hermann) в сравнении с дореволюционным периодом значительно понизились. Опровергает пропагандистский миф о том, «как хорошо в стране советской жить» и тот факт, что с 1920 по 1937 годы в условиях мирного времени(!) население немецкой автономии сократилось с 660,8 тыс. до 489,9 тыс. человек.
Знакомясь с документами тех и последующих лет, скажу, что разделяю мнение сотрудника Института восточноевропейской истории Гейдельбергского университета д—ра философии Виктора Кригера (Dr. Viktor Krieger): «Если бы такое героико-революционное прошлое было у любого иного народа СССР, то пропагандисты всех мастей и направлений продолжали воспевать его по сию пору. Сколько бы диссертаций, популярных брошюр, романов, художественных и документальных фильмов, мемориальных досок, не говоря уж о газетных статьях, радио и телепередачах появилось. Но ни одной(!) публикации, даже самой махонькой статьи, о „невольных спасителях революции“ в советской прессе не появилось. И сегодня пресса России, официальные лица стараются забыть, а лучше вычеркнуть из исторической памяти этот фрагмент собственной истории».
Справедливости ради, замечу, что и германская пресса, высокие государственные чиновники и политики ФРГ тоже пока не вспомнили о близящемся юбилее первого немецкого (выделено автором) социалистического государственного образования на планете — Трудовой коммуны немцев Поволжья.
И все же не будем категоричны, говоря, будто история Немреспублики никого не интересует. По инициативе д-ра Виктора Кригера Землячеством немцев из России выпущен настенный календарь, с уникальными фотодокументами и фактами из истории АССР НП. В июне в Берлине состоялась конференция «100 лет республике немцев Поволжья. Немцы России между автономией и непризнанием», в которой приняли участие историки, публицисты, общественные деятели из Германии и России, а также непосредственные свидетели ликвидации АССР НП и насильственной депортации подразделениями НКВД немцев Поволжья. В России по инициативе Международного Союза немецкой культуры и «Московской немецкой газеты» в Центре фотографии им братьев Люмьер (Москва) прошла фотовыставка «Немецкое Поволжье. Неоконченная фотолетопись», на которой были представлены уникальные кадры фотохроники из Государственного исторического архива немцев Поволжья (г. Энгельс), Российского государственного архива кинофотодокументов, а также материалы авторов «Московской немецкой газеты» о современном состоянии бывших немецких сел и городов Поволжья. Ну а в помещении старейшей из выходящих в РФ немецкоязычных газет «Московской немецкой газете» в мае открылась постоянно обновляющаяся фотовыставка, посвященная 100-летнему юбилею Поволжской республики. На ней представлены фотографии и документы из архива самой газеты, Государственной библиотеки им. В.И. Ленина и Берлинской государственной библиотеки.
Дом правительства АССР НП
А с 14 по 19 августа в Саратовской области пройдет XVII Международная научная конференция «Российские немцы: от национально-территориальной автономии – к современной системе самоорганизации. Исторический опыт длиною в 100 лет» с участием ведущих ученых из России, Германии, Казахстана, Украины, других стран, а также представителей региональных органов власти и Самоорганизации немцев России (СОРН). Параллельно там же пройдет Социальный форум, цель которого — продвижение социально-значимых проектов для российских немцев, реализуемых ими как самостоятельно, так и в сотрудничестве с общественными фондами и государственными учреждениями РФ и ФРГ. В кругу прочего на нем будет представлен проект «Социально-культурного центра для пожилых российских немцев в городе Марксе». А с 11 по 19 августа в Саратовской области из различных регионов РФ соберется немецкая молодежь на этнокультурный лагерь-семинар «Национальная деревня». Основная цель — актуализация этнической идентичности у молодых российских немцев путем воссоздания традиций и этнокультурных особенностей немцев России. Кроме того, юноши и девушки будут знакомиться с диалектами колонистов, их бытом, традициями, песнями, танцами, кухней.
Отметят столетний юбилей первой и последней немецкой автономии на территории СССР также в Казахстане и Киргизии, где еще живут потомки депортированных туда немцев Поволжья.
член Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев
Мюнхен
На архивном фото обложки к статье: Глава советского правительства Алексей Рыков выступает на митинге в столице АССР Немцев Поволжья Энгельсе (1924 г.)
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ