«АМАРАВЕЛЛА» — группа художников-космистов 20-х годов ХХ века в России
02.07.2018
/
Редакция
Памяти Юрия Владимировича Линника
Художественная группа «Амаравелла», которая объединила первых в нашей стране художников-космистов, начала складываться в 1923 году. До момента окончательного оформления в нее входили: Петр Петровия Фатеев — глава группы, Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, Вера Николаевна Пшесецкая (Руна), Александр Павлович Сардан, Сергей Иванович Щиголев, Виктор Тихонович Черноволенко.
Название группы — это своеобразная криптограмма и не имеет однозначного перевода. Придумал ее А.П. Сардан. В нем прослушиваются явно санскритские корни. Расшифровывалось название по-разному: «несущий свет», «творческая энергия», «всходы бессмертия».
К выставке художников-космистов, а Нью-Йорке в 1927 г., на которую «Амаравеллу» пригласил Н.К Рерих, группа приурочила свой манифест. Приведем его текст полностью:
-
«Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь. Научить этому нельзя.
-
Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого первоисточника.
-
Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира.
-
В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенным, не претендуя на самодовлеющее значение.
-
Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчуствования и внутреннего сопереживания.
В своем манифесте художники спорят с рассудочно-аналитическим подходом к искусству, увлечением чисто формальным поиском, геометрией живописного языка — все эти черты, характерные для художественных течений того времени.
«Амаравелла» заговорила на новом языке: о великих мировоззренческих проблемах, о месте Человека во Вселенной, о творческой эволюции разума, о смерти и бессмертии.
Впервые на холсте стали появляться черты будущего человека, впервые искусство дерзнуло промоделировать другие миры — с иным представлением о прекрасном.
Говоря об «Амаравелле» надо отметить ее приоритет в развитии космической живописи, однако следует упомянуть также линию духовной приемственности, которая связывает ее с М.К.Чюрленисом, А.Н.Скрябиным, В.В.Кандинским. Эти мастера ратовали за синтез искусств.
«Амаравелла» органично вписалась в искания русского космизма, яркими представителями которого были Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский. Таким образом группа приобщалась к научным воззрениям и являлась как бы живописной параллелью этим исследованиям и философским взглядам.
Перемены космического масштаба, происходившие в стране, были чутко уловлены П.П.Фатеевым, который в ноябре 1917 г. в заметке «О супрематизме К.Малевича», писал:
«Новая музыка, поэзия, философия, последние течения в живописи: кубизм, футуризм, супрематизм, индийские йоги, теософы, последние данные науки — все проходит под знаком того, что может быть названо новым космическим сознанием».
Выражение «расширенное сознание» часто встречается у Н.К.Рериха, но оно же было программным и для художников «Амаравеллы».
Судьба «Амаравеллы» сложилась трагически. В 1929 г. состоялась последняя выставка художников-космистов. В 1930 г. была арестована Руна. От ее художественного наследия не осталось почти ничего, только 6 портретов членов группы. Тогда же был арестован на короткий срок А.П.Сардан. После всего пережитого он практически оставил живопись. В.Т.Черноволенко ушел в производственную деятельность. Мультипликатором научно-популярного кино стал С.И.Щиголев. В 1942 г. он был репрессирован. Дата и место его гибели неизвестны. Б.А.Смирнов-Русецкий был арестован на второй день войны за давно прерванную переписку с рериховским центром в Нью-Йорке и провел в лагерях 14 лет. Скрытный образ жизни вел все годы П.П.Фатеев, он не искал никаких компромиссов с этой жестокой властью.
Потенциал группы был огромен и она, несомненно, должна занять свое место в истории мирового искусства.
Теперь, наконец, пора перейти к личности необыкновенного человека, который собрал и сберег для нас наследие группы «Амаравелла». Это — Юрий Владимирович Линник, ушедший от нас 5 мая 2018 года.
Писатель, поэт, доктор философии, профессор Петрозаводского педагогического университета, основатель музея космического искусства имени Н.К.Рериха, издатель альманаха — вот перечень талантов и свершений Юрия Владимировича.
Мне довелось познакомиться с профессором Линником в начале 1992 г., когда он приехал в Москву, чтобы прочесть лекцию о группе «Амаравелла» в Политехническом музее. Я помогала ему организовать это выступление.
Личность Юрия Владимировича сразу же поражала своей многогранностью и глубиной. Усиливалось это впечатление чтением его печальных и провидческих стихов. Вот одно из них, опубликованное в книге стихов «Сораспятие», вышедшим в 1995 г.:
Солнце стало выше. Звезды стали дальше.
От Земли отпрянул синий небосвод!
Слишком много боли, слишком много фальши.
Горнее, святое душу не зовет.
—
Высмеян мечтатель. Утвердился — практик.
Только что так криво все дела пошли?
Это разбеганье тающих галактик!
Будто врассыпную: страшно им Земли.
—
Вот метаморфоза: камень вместо хлеба.
Смертный жар пустыни веет в паруса.
Поняли мы поздно, что нельзя без неба.
Ангелы свернули в свиток небеса.
Или еще одно стихотворение под названием «Наследники»:
Это будет:
исканья, кочевья….
перелёт со звезды на звезду…
Унаследуйте Землю, деревья! Мы на ней сотворили беду. Нам — сверканье Альдебарана. Млечный — с черными безднами Путь. Позабудь шелестенье платана! О дубраве осенней забудь. С расстояния в сотни парсеков мы хотим оглянуться назад! Никогда топоры дровосеков в роще девственной не зазвучат. И не будет никто на прицеле молодого держать журавля! Схоже с тризной у нас новоселье. Все настойчивей снится Земля! О, деревья! Вы тянетесь к свету…Так примите — в несчастнейший час — разоренную нашу планету: вы достойней и праведней нас!
Дай Бог, чтобы предостереженья этого праведника дошли до нас!
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ