Пятница, 19.04.2024
Журнал Клаузура

СВЕТЛАНА ЗАМЛЕЛОВА: «ДЕРЖАТЬСЯ ПОДАЛЬШЕ ОТ «ТОРФЯНЫХ БОЛОТ»»

На одном из писательских съездов в середине двухтысячных годов гость из Москвы, известный поэт и прозаик Иван Голубничий, на вопрос, кого бы он выделил из молодых авторов, назвал несколько имён, но особо отметил одно – Светлана Замлелова. Он посоветовал обратить внимание и на её литературное мастерство, и на обширную эрудицию, и на глубину рассуждений в совокупности с философским взглядом на прошедшее и настоящее. Словно услышав отзыв коллеги, Светлана Замлелова всем своим дальнейшим творчеством стремится соответствовать ему, совершенствуя мастерство, выпуская в свет литературоведческие статьи, очерки, повести и романы, редактируя литературный портал «Камертон» и журнал «Великороссъ».  В этом году вышел её новый роман «Исход», который привлёк внимание и критиков, и читателей. Читателей – потому что написан увлекательно, при этом действие происходит в России предреволюционного периода, что даёт дополнительную пищу для анализа и сравнений времени и событий. А критиков – потому, что продолжает традиции большой русской прозы, для которой важен и стиль, и язык, и, главное, нравственные качества героев, их поиски смысла жизни, мучительные переживания и трагические повороты судьбы, совпадающие с изломами отечественной и мировой истории. В подтверждение сказанному приведу короткий отрывок из романа, в котором, на мой взгляд, отразились его основные мотивы, и этот отрывок наглядно демонстрирует, насколько актуальными остаются спустя сто лет тема и содержание романа:

Самая главная беда человека в том, что он не хочет быть человеком… Мир обустроен сильными для сильных, и слабым в нём неуютно. Сильные государства, нации, классы, сильный пол и сильные особи… Призывы к любви и кротости – это всего лишь робкая попытка обуздать сильных и убедить их не есть слабых живьём… Мужским или женским бывает только тело… Ищи настоящего человека, а главное – будь человеком… Не все люди, которых ты встретишь, окажутся теми, за кого себя выдают, то бишь людьми. Поэтому – ищи человека!..

О том, как и где искать человека, в том числе, человека пишущего и читающего, как пишется и что читается, и, главное, как ему живётся в условиях, когда кризис становится нормой жизни, а сама жизнь всё менее располагает к чтению и письму, мы говорим с писателем и редактором, литературоведом и философом Светланой Замлеловой.

В творчестве у каждого свой камертон…

В.С.: Говорят, в творчестве у каждого свой камертон. Кстати, музыкальный камертон настроен на ноту «ля». И, хоть, призывая уйти от пустословия, советуют: «Не надо ля-ля», тем не менее, без чистоты звуков (в том числе, и этой ноты) и слов, без точности мыслей, общее звучание искажается. И потому без камертона, особенно, нравственного, трудно. Вы редактор журнала «Камертон». Какие ноты и мелодии в душе были до его появления? С чего начиналась литература для Вас?

С.З.: Литературной деятельностью я занимаюсь лет пятнадцать. Именно тогда я стала не просто записывать забавные случаи из жизни, а писать на основе таких происшествий небольшие рассказы. Кстати, тогда же я на опыте убедилась, что литература обладает своего рода психотерапевтическим эффектом. То есть стоит описать события или ощущения, как в скором времени обнаруживается, что описанное будто бы стёрли из памяти, и то, что недавно воспринималось живо и ярко, кажется далёким и почти невозможным. Так что всем рекомендую просто записывать свои неприятные впечатления – таким образом вполне можно от них избавиться. Первое время я не пыталась публиковать написанное, да и с миром литературы никак не была связана. Но однажды отец одной моей приятельницы купил в электричке литературный альманах. Спустя какое-то время альманах попал ко мне и стал первым звеном в цепочке литературных знакомств. Уже потом я попробовала себя в переводах, в публицистике, стала заниматься крупной формой. Литература так разнообразна, что никогда не позволит скучать тому, кто относится к ней серьёзно.

В.С.: Вы – известный философ, литературовед, писатель, переводчик, критик, редактор… Как удаётся всё это совмещать? Какие приоритеты для себя считаете наиболее важными? Что подпитывает вдохновение?

С.З.: Слово «известный» – это очень опасное слово, я видела, как оно буквально сводит людей с ума.

Несколько лет назад в одном интервью я высказалась в том смысле, что среди современных известных писателей по-настоящему интересны очень немногие. Под «известными» я понимала тех авторов, чьи книги продаются во всех книжных магазинах страны, о ком не умолкает пресса. Как вдруг после публикации интервью на меня обрушился вал писательского негодования. «Позвольте! – думала я. – Да ведь речь-то не о вас…» Но тут поняла, что негодование связано с тем, что все эти писатели тоже считают себя известными. Известность внутри довольно узкого круга внушает людям иллюзию широкой известности. А тут ещё и социальные сети, где число подписчиков и комментаторов может совершенно сбить с толку. Помните, как у Конан Дойла: «Если рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от торфяных болот». Для писателя такими «торфяными болотами» являются мысли о собственной известности, значительности или даже гениальности. Одно дело – получать удовлетворение или удовольствие от творчества, и совсем другое – мнить себя «новым Гоголем». Когда человек уже не в состоянии скрыть, как высоко себя ценит – плохо дело. Если абстрагироваться от «торфяного болота», то всё перечисленное Вами и есть, по сути, литература. Даже философия так тесно с ней переплетена, что подчас границы не видно. Приоритеты же всё время меняются, литература действительно дарит богатство возможностей, позволяя, в зависимости от настроения, заниматься весьма разнообразной деятельностью. А вот что касается вдохновения, то соглашусь с Джеком Лондоном: ждать вдохновения не стоит, «за ним надо гоняться с дубинкой». Это значит, что вдохновение приходит во время работы. Главное – отбросить страх перед чистым листом и начать писать, делать наброски или зарисовки, создавать, творить новый текст, новое литературное измерение. Шаг за шагом, писатель перемещается в творимый им мир, где остаётся уже наблюдать и записывать.

В.С.: В Вашем творимом мире не только повести, романы, критические статьи и эссе, но и литературно-исторический журнал «Камертон». Как возникла идея его появления?

С.З.: Журнал «Камертон» существует в сети с 2009 года, то есть уже достаточно долго. С самого начала он задумывался как журнал для писателей из бывших советских республик, пишущих по-русски. Но это не означает, что у нас нет переводов с языков бывшего СССР. Более того, в «Камертоне» можно встретить и переводы с языков дальнего зарубежья. Например, с сербского или болгарского. Журнал изначально ставил перед собой задачу поддержки русского языка и русской литературной традиции не только и не столько в России, сколько в странах ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому журнал ориентирован на тех авторов, для кого русский язык продолжает, несмотря ни на что, оставаться родным, кто хочет говорить и писать по-русски и не позволяет тем самым окончательно выдавить русский язык из других стран, замкнув его в пределах России. На сайте собрана уникальная электронная библиотека современной литературы – проза, поэзия, публицистика известных и молодых писателей России и стран — бывших советских республик. Сегодня журнал знают, читают и цитируют.

Стоит вспомнить и о курьёзах, когда, например, издания, относящиеся к нам, как к конкурентам, распускают о журнале нелепые слухи. Вплоть до того, что «Камертон» финансируется не то ЦРУ, не то ФСБ, не то всеми разведками сразу. Одна дама в комментариях на некоем недружественном сайте даже поведала историю, как по телефону в редакции «Камертона» с ней говорил мужчина на ломанном русском. С английским акцентом он якобы приглашал её стать автором журнала. Но она, по собственному её выражению, «устояла». Всё это, конечно, и нелепо, и глупо, и смешно. Хотя в современном мире такая реклама неплохо работает. Что это – зависть или нездоровая конкуренция – не берусь судить. Одно можно сказать, что фантазёры эти только привлекают к нам внимание.

«Жизнь – это движение, исход из застывших состояний»

В.С.: «Жизнь – это движение, исход из застывших состояний». Это фраза из вашего нового романа «Исход», в котором можно увидеть отражение нынешних событий, несмотря на то, что действие в романе происходит сто лет назад. Расскажите немного о своем романе.

С.З.: Роман «Исход» вышел в 2018 г. в московском издательстве «У Никитских ворот». Сюжет не связан с современностью, события романа происходят на рубеже XIX-XX веков. Название следует понимать в библейском смысле, но не буквально – не как исход евреев из Египта, а иносказательно – как стремление человека от лишений в землю обетованную.

Любая жизнь – хоть отдельного человека, хоть народа или человечества в целом – это и есть исход. Можно сорок лет бродить по пустыни, а можно, блуждая, так и не найти своей земли обетованной. Русское общество пережило свой исход в 1917 году. Единственное, что невозможно – это вернуться назад. Как ещё любят говорить – «к истокам». Тем более что «истоки» могут оказаться у каждого свои, а в этом случае неизбежен хаос. Была также задача показать путь в революцию, превращение человека в бунтаря. Человек, постоянно отторгаемый обществом, выпихиваемый куда-то на обочину жизни, рано или поздно возмущается, приходя к пониманию, что такое общество должно стать иным. Мир устроен сильными для сильных, слабым тяжело и неуютно в этом мире. Но однажды слабые восстают. Или, как сказано в Библии, «Униженные возвысятся, а возвышающие себя унижены будут». Хотелось, чтобы произведение получилось занимательным, поэтому здесь и приключения, и драма, и немного от авантюрного романа. Кроме того, вымысел переплетается с действительностью, поскольку некоторые персонажи имеют реальные прототипы.

В качестве иллюстрации сказанного предлагаю ещё один отрывок из романа, очень актуальный и для сегодняшнего дня:

Всё, всё на свете придумано человеком! И нет ничего другого на свете!.. Навыдумывал себе религий, сословий, семей – всё придумал и сам играет… А не будешь играть – тебя сожрут. Надо быть сильным, чтобы не играть… Всё человечество едет в одной рассохшейся телеге. И многие думают: «Спрыгнул бы, да некуда…» И едут дальше. Им тесно, скучно, и от скуки нравится им дробиться, а потом ненавидеть друг друга. Так что забывают они о главном: родились-то все прежде всего людьми! А уж потом мужчинами и женщинами, русскими и поляками, христианами и иудеями… Вот все грезят о революции, но спроси: чего они хотят увидеть после революции?.. Многие понятия не имеют… Людей разделяет пошлость, когда главное заменяют неглавным. А что есть главное в сообществе человеческом? Любовь, жизнь во имя ближнего своего. И какое имеет значение, кто твой ближний – китаец, мусульманин или женщина?.. Но люди в пошлости своей забывают главное, забывают, что они люди…  Зачем все живут?.. Зачем всё это?.. Жизнь – это движение, исход из застывших состояний. Исход, потому что обратного пути нет… Помнишь ты, что стало с женой Лотовой?.. А почему, ты думаешь, она обратилась в соляной столб? Попытка вернуться назад – это самоуничтожение…  Жизнь – это движение, а смысл этого движения – поиск. Человек ищет, даже не сознавая этого. Можно сказать, что все мы ищем друг друга,  живём, чтобы найти человека… Не любого скота в человечьем обличье, а настоящего человека!..

В.С.: Как редактору журнала читать Вам приходится много. Но это по работе. А что читаете для души?

С.З.: Для души предпочитаю читать то, что проверено временем – русскую, советскую, зарубежную классику. Этот источник неисчерпаем, не думаю, что мне или кому бы то ни было хватит жизни перечитать всё лучшее, что создано человечеством. Конечно, читаю и современную литературу. В том числе, и какие-то модные новинки. Из последнего, например, это «Ночное кино» Мариши Пессл или «Книга зеркал» Эуджена Чировици. К современной отечественной литературе, за редким исключением, отношусь настороженно.

В.С.: Почему? Что вообще происходит с литературой? Видимо, не зря популярна фраза «Читатели почитывают, писатели пописывают». Но ведь пишется и серьёзная литература?

С.З.: Конечно, и определенный спрос на серьёзную книгу существует. Но, думаю, число тех, кто читает такие книги, всё же, сократилось. Современная литература переживает какой-то кризис, связанный с изменениями, начавшимися после 1991 г. Современный писатель измельчал, но измельчал и читатель. Сегодня существует медийная, то есть всем известная и доступная литература, и литературная резервация. Современный читатель знаком именно с медийной литературой или премиальной паралитературой. Всё остальное до него как правило не доходит. Читателю порой просто невдомёк, что книги, которые заполняют прилавки, это отнюдь не всё и далеко не лучшее, что создаётся сегодня на русском языке. Кстати, о языке. Современный писатель зачастую вовсе не владеет литературным языком. И в деградации отечественной словесности виноваты, в первую очередь, критики.

Это с их подачи не слишком талантливые и умные и даже не очень мастеровитые авторы стали сегодня лучшими писателями России. Наиболее удачливые критики обслуживают книгоиздательский бизнес. Остальные пытаются примазаться к «раскрученному» писателю, чтобы и на себя обратить внимание. Что касается издателя, то его дело – коммерция. Есть книги исключительно коммерческие, они издаются либо в сериях в расчёте на целевую аудиторию, либо под неким модным brand`ом. А есть то, что издаётся, условно говоря, «по просьбе нужных людей». Если вы написали гениальный текст, но не укладываетесь в серию, не имеете человека, могущего похлопотать за вас, а имя ваше пока не стало brand`ом, то и шансов быть изданным в ведущих издательствах у вас почти нет. Хорошая литература, как и хорошая музыка, живопись, хорошее кино, воспитывают вкус. Если читатель вырос на Пушкине и Диккенсе, то к современной литературе ему придётся подходить с ситом. Но главное – ему не заморочат голову рекламной или премиальной трескотнёй, зато хороший, настоящий текст он прочтёт с удовольствием.

Национализм — это патриотизм, потерявший благородство

В.С.: В идеале литература должна воспитывать благородство, любовь к своему Отечеству. В реальности всё обстоит не совсем так. Как воспитать достойного человека? Почему рядом с патриотизмом проявляется уродливое отражение национализма и даже нацизма?

С.З.: Всякое явление, доведённое до крайности, обращается в свою противоположность. Даже духовная жизнь прекрасна при господстве меры. В противном же случае праведность сменяется фарисейством, доброта – безволием, строгость и дисциплина – жестокостью. Что такое «патриотизм» в самом общем смысле? Это любовь к своей стране. Точно так же, как «национализм» есть всего лишь любовь к своему народу. Однако именно доведение до крайности прекрасных, в сущности, явлений, стало причиной того, что слова «патриотизм» и «национализм» нередко употребляются чуть ли не в качестве ругательств. О любви к Родине можно говорить много и безразлично. Можно, зевая, проводить мероприятия, возлагать цветы, писать стихи про берёзку и рябину. Но можно ли называть это патриотизмом?.. Подлинный патриотизм – это созидание на благо страны, понимание способов постижения бытия своим народом, приятие и разделение этих способов. Это отнюдь не слепая любовь, не замечающая недостатков, чванливая и заносчивая. Воспитать людей, любящих и понимающих свою страну нельзя, искажая историю и растаптывая культуру. Но, к сожалению, именно это сегодня и происходит… Патриотизм или любовь к своей стране сохраняется, пока мы знаем народные сказки и классическую литературу, пока мы помним пословицы, и воспринимаем национальную музыку и имеем верное, объективное (насколько это, в принципе, возможно) представление об истории своей страны – без грубых или нелепых искажений и фантазий. Пока всё это доступно и понятно, народ остаётся собой. А уж о том, чтобы это богатство никто у нас не украл и таким образом не изменил нашей физиономии, стоит порадеть самим.

В.С.: И, всё же, почему человечество не прислушивается к добрым советам, не вчитывается в мудрые книги, не следует христианской морали, в конце концов. Ведь Слово, которое было в начале, учило добру и милосердию. Где оно?

С.З.: Наверное, потому что человек по природе своей порочен. О том же говорит и Библия: первородный грех исказил природу человека. Грехопадение привело к потере человеком первозданного состояния, отпадению от Бога в греховное состояние. Именно поэтому человек не может не грешить и всю свою жизнь должен противостоять греху. Наука говорит, что современный человек – это продукт эволюции. А в процессе эволюции человек, как и любые другие существа на планете, учился выживать. Тот организм более живуч, что умеет лучше приспосабливаться. Грех – это и есть следование своей животной природе. Культура, в том числе, и религия, стараются облагородить человека, но, следует признать, что человеку это отнюдь не всегда нравится.

Премии дают люди. А утверждает или нет время. Оно справедливо.

В.С.: Как оцениваете результаты присуждения Нобелевской премии по литературе по итогам последних лет и исключение литературы из Нобелевского списка вообще в этом году? И параллельно – что можно сказать о конкурсах «НацБест» и «Большая книга»?

С.З.: К сожалению, премии во всём мире перестали быть тем, чем задумывались, возможно, изначально.

Принцип бытия современного мира – «казаться, а не быть» – не обошёл и премиальную сферу. Одно могу сказать совершенно точно: современные премии не свидетельствуют, как правило, ни о чём. Точнее, они могут подсказать, что награждённый имеет нужных и полезных знакомых, что издатель, возможно, решил заняться созданием нового модного brand`а, а может быть, зажглась звезда нового политика или общественного деятеля – но о литературных достоинствах книги ведущие премии ничего не скажут. Премии в современном мире дают не за что-то, а кому-то. Наверное, есть исключения, очень может быть, что в провинции всё обстоит иначе и люди действительно ищут хорошие талантливые книги или произведения. Но названные Вами конкурсы заняты отнюдь не поиском талантов. Ведь что такое премия – это путь к продажам, это возможность обратить на себя внимание иностранных переводчиков и издателей. Это такой же маркетинговый ход, как, например, «тотальный диктант», экранизация, инсценировка или что-то ещё в этом роде.

В.С.: Мы строим планы на жизнь. Но у жизни могут быть совсем другие планы на нас… Обычно планами предпочитают не делиться, чтобы не сглазить. Тем не менее, о каких планах можно сказать? И что пожелаете коллегам?

С.З.: Творческих планов много, хотелось бы, чтобы все они или хотя бы частично сбылись. Того же и всем желаю. А русской литературе хочется пожелать пробуждения и обновления.

Беседовал Владимир Спектор


комментариев 5

  1. Михаил Белозёров

    Ее «Разочарование» можно характеризовать так: научи дурака Богу молиться, он и лоб себе разобьет, иными словами, научи дурака писать.

  2. Алексей Курганов

    Прочитал с интересом. Автор прав: гордыня — разрушительна (имею в виду тех «известных-неизвестных» литературных сочинителях, которые тщеславны просто-таки до патологии). Успехов вам, Светлана Георгиевна.

  3. Николай Федорович Блохин

    Я читаю все, о чем пишет Светлана Георгиевна! Я не стану утверждать, что она — мой любимый писатель. Она просто — мой писатель, которому я доверяю.

  4. Александр Ралот

    Очень понравилось. Спасибо большое. Побольше бы таких материалов. Успехов и удачи.

  5. Светлана Демченко

    Спасибо Автору, редакции «Клаузуры» за этот ёмкий материал об одной из талантливых представительниц писательского сообщества современности Светлане Замлеловой.

Добавить комментарий для Николай Федорович Блохин Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика