Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

МАЛАЯ ПРОЗА С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

В наше время, когда информационные потоки и темп жизни набирают обороты, катастрофически снижается количество читателей художественной литературы. Чтобы остановить эту негативную тенденцию или хотя бы притормозить её, необходимо предпринять целый комплекс мер. Одной из них могло бы стать продвижение в массы рассказов современных российских писателей. Именно рассказов, так как всё больше читателей одолевают лишь малые формы.

Ни для кого не секрет, что «пятая колонна» в нашей стране никуда не делась после развала Союза. Она стала ещё более многочисленной и наступает на всех фронтах, в том числе и на литературном. Писатели-либералы – это вооружённый отряд «пятой колонны», и на вооружении у них очень мощное оружие – Художественное Слово.

Убийственную характеристику либералам дал ещё Ф.М. Достоевский в романе «Бесы»: «Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить».

Прошло сто пятьдесят лет, а поведение российских либералов не изменилось: они по-прежнему устремляют свои взоры на Запад в поисках кому бы там «сапоги вычистить».

Хорошо бы им хоть изредка вспоминать написанные давно, но до сих пор не потерявшие своей актуальности слова Ф. И. Тютчева:

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В её глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

Рассказы пишут многие современные писатели. Но вот какой парадокс: в основном, «на слуху» далеко не самые талантливые авторы и, как правило, это писатели-либералы. На прилавках книжных магазинов их изделия присутствуют в изобилии. Это и неудивительно: те, кто определяет книжную политику – тоже либералы или в лучшем случае – их дальние «родственники» по духу; или же — люди, не умеющие думать и потому попавшие в «капкан» либерализма.

К счастью, кроме художественной литературы либерального толка у нас есть и другие писатели-рассказчики. Их называют по-разному: государственники, патриоты, консерваторы…

Не будем останавливаться на известных именах из этого «лагеря», а сосредоточим своё внимание на тех, кто широкому кругу читателей пока почти не известен. Среди таких писателей можно выделить два имени. Это Фёдор Ошевнев и Степан Деревянко.

Сергей Костырко в своей статье «Куда пропал современный русский рассказ» пишет: «… мы наблюдаем смену ориентиров в нашей прозе – ориентация на остроту социальной проблематики , которая совсем недавно объявлена чуть ли ни главным брендом в нашей сегодняшней литературе, сменяется ориентацией на проблематику бытийную, на художественное исследование самого феномена современного человека».

На наш взгляд, согласиться с такой позицией – значит впасть в заблуждение. У целого ряда современных авторов острота социальной проблематики и проблематика бытийная слиты воедино. А в рассказах Фёдора Ошевнева и Степана Деревянко за картинами изображённого быта отчётливо просматриваются социальные проблемы. Постараемся подкрепить своё мнение конкретными примерами.

У Фёдора Ошевнева есть рассказ «Открыто-запертый сейф». В этом повествовании автор показал, что, работая в правоохранительных органах современной России, сохранить честь — задача весьма сложная. Те, кто ежегодно 10 ноября поют «Если кто-то кое-где у нас порой…» нередко сталкиваются с выбором: или увольняться из этих органов, или стать подлецом, а то и преступником.

Читатели постоянно наблюдают, какие дворцы строят себе судьи, прокуроры, руководители (да и нередко рядовые офицеры) милиции-полиции, какие машины покупают, на какие из престижных курортов едут в отпуск, и т. п. Так что, прочитав вышеназванный рассказ Ошевнева, читатели, несомненно, оценят правдивость повествования. И лишний раз задумаются о том, что происходит сегодня в России и можно ли всё это терпеть и дальше.

В другом рассказе этого же автора «В неподходящее время в неподходящем месте» не только милицейско-полицейская тема, но ещё и прокурорская: сотрудники милиции останавливают машину, за рулём которой находится пьяная жена прокурора. Ну а дальше читатели увидят, что из себя в основной массе представляют современные прокуроры, которым, кстати, официально разрешено управлять автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Да, да, не далее, как в феврале сего года мы узнали, что МВД РФ запретило инспекторам ГИБДД задерживать пьяных сотрудников прокуратуры и судей. Теперь их нельзя штрафовать и тем более лишать транспортных средств…

Один из лучших рассказов Фёдора Ошевнева — это «Комсомольская характеристика». Стержнем повествования, пронизывающим весь текст, выступает документ, который называется «комсомольская характеристика». Главный герой рассказа Кошелев при некоторых «шероховатостях» его личности вызывает уважение. Этот человек три десятка лет, нередко с риском для жизни, отдал служению Родине в рядах нашей армии. Не раз ему приходилось сталкиваться с гнусными проявлениями нашей современной действительности. Однако, несмотря ни на что, совесть Кошелева не «деформировалась». Художественно-изобразительные средства в повествовании достойны наивысшей похвалы. Прочитайте это произведение, — и вы поймете, что настоящая литература есть в России и сегодня…

Значителен по своей художественной ценности и другой рассказ этого же автора — «Торжество справедливости». Образы в рассказе «вылеплены» мастерски, повествование изложено выразительным языком, достаточно глубоко показана психология героев. Хотя о безобразиях в нашей армии кое-что пишут, именно в этом рассказе читатель получит немало новой для себя информации о современной российской армии. А уж армейскую жизнь Фёдор Ошевнев знает «наизусть»: пятнадцать лет «под погонами» – это не шутка.

Какова же главная идея «Торжества справедливости»? Думается, автор хотел показать, что из себя представляют «новые русские», гордо называющие себя бизнесменами. И почему их поступки нередко «дурно пахнут», а иногда и просто «воняют». Что такое их поведение не случайно, что с детских и юношеских лет они взращивали в себе «бациллы», благодаря которым и вошли в класс буржуазии, сформировавшийся в ходе реставрации капитализма в России.

Обращаясь к армейской тематике, Фёдор Ошевнев продолжает линию Александра Ивановича Куприна, который в своих рассказах и в повести «Поединок» мастерски изобразил порядки и нравы в царской армии. В произведениях Ф. Ошевнева тоже пронзительно и бескомпромиссно

отражены недостатки нашей армии, которая во многом стала напоминать армию царскую. Взять хотя бы рассказ «Двойная подстраховка». Речевые характеристики выполнены блестяще. В тексте немало просто «шикарных» фраз, например: «…густую нецензурщину, атакующую его спину». Концовка рассказа придаёт повествованию особый «шарм». Умышленно не станем пересказывать содержание, чтобы заинтересованный читатель смог сам ознакомиться с этим произведением.

Читайте у Фёдора Михайловича Ошевнева такие рассказы, как ««Трёхлитровая» жена», «Пернатый муфлон», «Шоколадный символ воли», «Тост», «Болтыш и Жаба», «Записки букиниста», — что-то из этого и упомянутых выше произведений автора обязательно войдёт в раздел «малая проза» в истории русской литературы.

Есть у нас и другой малоизвестный, но талантливый писатель – Степан Павлович Деревянко. Тема его рассказа «Аккумулятор» сформулирована фразой, которую герой повествования – больной старик – сказал сам себе: «Что за жизнь пошла?.. Все стали друг другу чужие, будто звери-собаки…».

Сюжет рассказа прост как правда. Старик поехал из села в райцентр за лекарством для жены на своём стареньком «Москвиче». При въезде в райцентр увидел магазин «Рыболов». Зашёл в него, «минут двадцать глазел, как мальчишка», на дорогие рыбацкие «причиндалы». Купил кое-что по мелочи, вернулся к машине, а старенький аккумулятор «сдох»: хозяин забыл выключить свет. Единственная возможность завести двигатель – толкнуть машину, но людей на дороге не оказалось. Стал «голосовать»: все водители проскакивали мимо. Один джип остановился, и его владелец предложил старику: «Могу оттащить твою гарбу к себе на приёмный пункт, заплачу три штуки, как за чермет». Старик отказался и попросил: «Ты бы дёрнул, сынок, она и заведётся…». Ответ, видимо, не удивил старика: «Нет, дед, только на шнурок и в металлолом, я без пользы не катаюсь». Что произошло дальше, читатель узнает сам. Казалось бы, ничего аховского нет в этом сюжете, но написано настолько пронзительно, что мурашки по коже при чтении.

Другой рассказ этого автора под названием «Часы» на ту же тему: богатые и «униженные и оскорблённые». Ещё одна картина нашей жизни, отражённая в зеркале правды. Смотришь на эту картину и думаешь: «Когда же всё это закончится?». Подлинная литература должна изображать жизнь сегодняшнего дня, и автор в этой новелле и в других произведениях справляется с поставленной задачей блестяще.

Нет, не спешат наши критики и литературоведы обращать внимания на прозу Фёдора Ошевнева и Степана Деревянко. Правда, однажды появилась в журнале «Москва» статья профессора В. Юдина под названием «Заметки о рассказах, очерках и новеллах кубанского прозаика С.П. Деревянко». В этой статье высоко оценивалось творчество писателя.

Характеризуя один из рассказов, профессор Юдин пишет:

«Так, острейший накал извечной борьбы правды с кривдой, злая несправедливость социальной дискриминации в «демократическом» сообществе, дикий чиновничий беспредел как логически производное этого сообщества удачно воплощены в новелле «Царапина», в которой громко и отчётливо зазвучал публицистический голос С. Деревянко, «осмелившегося» прийти к выводу: при существующем ныне беспределе чиновников – этого «гнилого племени» — никак не возможно искоренить в России ни коррупцию, ни бардак в системе управления: «… ну разве будут пчёлы бороться с мёдом?..».

Да, пока ещё мало внимания уделяется в литературном сообществе творчеству названных нами писателей. Впрочем, это не снизит оценку их произведений читателями, открывшими для себя новых талантливых авторов. И не помешает назвать малую прозу Фёдора Ошевнева и Степана Деревянко прозой «с большой буквы».

Российская земля богата литературными талантами. Но мы знаем далеко не всех. Как их найти? При сегодняшней издательской политике этот вопрос, к сожалению, остаётся открытым.

Валерий Румянцев


комментария 2

  1. Светлана Демченко

    1.Разделяю мнение А.Курганова.
    2. И ещё: я, к сожалению, не читала упомянутых автором рассказов, поэтому исключительно по тексту статьи несколько раз возникал вопрос: отмечено, например, «Художественно-изобразительные средства в повествовании достойны наивысшей похвалы». Какие именно, кроме портретных характеристик?

  2. Алексей Курганов

    Для продвижения литераторов работающих именно в т.н. «малых» литературных формах, нужно создавать как можно больше таких журналов как КЛАУЗУРА.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика