Пятница, 26.04.2024
Журнал Клаузура

Четкое выговаривание и его парадоксы. ПСЕВДО ДЕФЕКТЫ …

ТЕОРЕМА ДЦ-13

Согласно логике – маскировки дефектов произношения дефектных фонем, доказанной в предыдущей теореме ДЦ-12, чтобы привести в «порядок» речь любого человека, необходимо максимально сократить время звучания всех фонем. И наоборот, если мы начнем добросовестно выговаривать все фонемы, мы начнем их удлинять, и сразу же появиться возможность их диагностирования.

Если нормальные фонемы начинать утрировать, то они начинают отклоняться от норм речевого произношения. Никто не говорит, например, «Р-р-раки», «Ш-ш-шар-р-рик», «З-з-звез-з-здоЧ-Чка». Любое поползновение в чрезмерность произношения ведет к анамальности произношения! В этом случае возникает ПСЕВДО ДЕФЕКТНОСТЬ дикции, даже у человека НИКАКИХ ДЕФЕКТОВ НЕ ИМЕЮЩЕГО…!

Таким образом, добросовестное выговаривание все фонем слов приводит к ОБРАТНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ – к удлинению фонем и, как правило, к аномальному произношению, отличному от принятых норм произношения…! Появляются КОСНОЯЗЫЧИЯ. Короче говоря, все хорошо в меру! Возникает вопрос: «Где начинается и заканчивается эта мера

Мера достаточности произнесения фонем по ВРЕМЕНИ…

Представьте произнесение слова «шАрик» с активным (более громким и длинным, чем необходимо для узнавания этих фонем) произнесением буквы «Ш» и «Р», в результате чего получится «Ш-Ш-Ша-Р-Р-Рик». В результате этого наше внимание начинает привлекать согласные «Ш» и «Р», и Ваша нормальная речь вдруг начнет выдавать «шипящие» и «рычащие» звуки, вызывая сомнение слушателей в нормальности вашей психики. Чем ЧЕТЧЕ и АКТИВНЕЕ Вы будете произносить эти СОгласные («Ш» и «Р»), тем сильнее будет «ШИПЕНИЕ» и «РЫЧАНИЕ» – круг ЗАМЫКАЕТСЯ. В последнем случае речь будет изобиловать очень большим количеством «букв». При этом ударные гласные начинают «теряться» и вычленить целые звуковые блоки-слова становится очень трудно, а речь становится, чтобы это сказать покорректней, аномальной….

С другой стороны, активное произнесение согласных фонем, в данном случае «Ш» и «Р», приводит к тому, что они подсознательно начинают восприниматься, как громкие ударные фонемы, то есть возникают ПСЕВДО УДАРЕНИЯ от согласных «Ш» и «Р», а с этим и ПСЕВДО СЛОВА… Дело в том, что в любом слове ОДНО УДАРЕНИЕ, которое обозначается более громким и более протяжным произнесением ударного слога, а точнее, УДАРНОЙ ГЛАСНОЙ ударного слога. Таким образом, любое активное произнесение то ли СОгласных, то ли НЕУДАРНЫХ СЛОГОВ приводит к наводнению устной речи ПСЕВДО УДАРЕНИЯМИ, что усложняет ее понимание.

КАКИЕ ФОНЕМЫ МОЖНО и НУЖНО УДЛИНЯТЬ?

При общем требовании сокращения времени звучании всех фонем, для улучшения их произношения, слова бы стали очень короткими, поэтому возникает вопрос о мере сокращения тех или иных фонем слова.

Так с увеличением расстояния до слушателей КРИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ УЗНАВАНИЯ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ! В жизни, например, когда мы кого-то ищем, мы начинаем его звать, кричать. Чем больше расстояние, в котором потерялся человек, тем громче и протяжней мы кричим, например, в лесу. Если расстояние уменьшается, то мы зовем более коротким криком…. Вспомните, как Вы заходите в квартиру и спрашиваете: «Коля, ты дома?» В связи с этой тенденцией возникает следующий вопрос: «какие фонемы можно и нужно удлинять, а какие нет?»

И тут мы опять возвращаемся к возникновению ПСЕВДО УДАРЕНИЙ и СТРУКТУРЕ ЗВУКОВЫХ БЛОКОВ-СЛОВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ УДАРНОЙ ГЛАСНОЙ под один «ЗОНТИК»! (Рис. 6) Структура звуковых блоков-слов требует, чтобы в нем было одно ударение! Именно ударная гласная упрощает процесс вычленения звуковых блоков-слов из потока звуковых фонем и их идентификации, то есть узнавание, и, как следствие, понимание устной речи.

УДЛИНЯТЬ МОЖНО и НУЖНО

ТОЛЬКО УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ!

Удлинять МОЖНО и НУЖНО ТОЛЬКО УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ слов! В этом случае все неударные слоги и фонемы автоматически сокращаются и возникает эффект КОСМЕТИКИ ФОНЕМ, КОСМЕТИКИ СЛОВ, а с этим и КОСМЕТИКИ ВСЕЙ РЕЧИ! Эта закономерность работает и в отношении и вокальной речи!

Говоря о вокальной речи, необходимо добавить, что наряду с косметикой речи возникает позитивная тенденция для вокального голоса! При активном смещении акцента на ударные гласные условия формирования голоса улучшаются, при условии, что ГЛАСНЫЕ строятся НЕ ВО РТУ, что доказывается в теоремах ГЛ-2, ГЛ-4…! При этом резко улучшается и упрощается вокальная фразировка

УДАРНАЯ гласная БЕРЕТ НА СЕБЯ ВСЕ ВНИМАНИЕ…

Итак, косметика речи начинает работать уже на стадии обыкновенного выделения ударной гласной в словах. При этом исчезают псевдо ударения, как от неударных слогов, так и от согласных, и происходит их сглаживание, и сокращение по времени, в результате чего речь начинает восприниматься только через ударные гласные. Если при этом все ударные гласные (их всего ШЕСТЬ!) произносятся громче и дольше всех других фонем слова, согласно нормам литературного произношения, то места для проявления искаженного произношения слов, косноязычной речи ПРОСТО НЕ ВОЗНИКНЕТ! Речь АВТОМАТИЧЕСКИ станет ЛИТЕРАТУРНОЙ….

Естественно, что степень выделения ударной гласной слова должна быть соизмерима с реальной художественной необходи-мостью и естественностью. В этом случае ударная гласная, подобно самой яркой звезде на небосклоне, будет привлекать к себе внимание слушателей, и отвлекать внимание слушателей от восприятия всех СОгласных и НЕУДАРНЫХ СЛОГОВ. Таким образом, ГРОМКАЯ и ДЛИННАЯ УДАРНАЯ ГЛАСНАЯ ВОЗЬМЕТ ВСЕ ВНИМАНИЕ НА СЕБЯ. Поэтому именно ударная гласная и должна нести звучание, согласно нормам речевого произношения, а с этим и художественную нагрузку,  и эмоциональный «фон» слова…. Другими словами в момент протягивания ударной гласной надо успеть подумать о смысловой стороне слова или фразы – так возникает ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ…!

Богаченко Сергей

Уважаемые читатели, Вы можете в интернете в поисковике забить запрос на поиск видео теоремы ДЦ-13: «Теорема дикции ДЦ-13, Богаченко СН», и посмотреть видео лекцию с хорошими иллюстрациями и простыми примерами, в доступной форме объясняющих суть этой теоремы дикции ДЦ-13.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика