Тревога о родном
24.10.2019Не побоюсь назвать событием всероссийского уровня выход новой книги критики и публицистики Валентины Семеновой «Под небом родным и тревожным». Вышедшая в серии «Моя Сибирь», эта книга повествует нам о писателях всероссийского и даже мирового уровня, так или иначе связанных с Сибирью. Сказать о том, что малой родиной этих писателей-творцов литературы, является Сибирь, было бы приумньшением огромности сибирского материка. И тем не менее понятие «малая родина» — это понятие не территориальное. Это понятие любви и судьбы!
Ведь любовью и пристальным вниманием к творчеству и судьбам писателей-сибиряков, которые в ХХ и XXI веке стали титульными для современной русской литературы, продиктована новая книга Валентины Семеновой. Как, впрочем, и все, что написано ею. Достаточно назвать ставшие именами фамилии Распутина и Вампилова, как все становится ясно. И это человеческий фактор душевного и духовного сопричастия. А вот фактор профессиональный в том, что Валентина Семенова при всей своей любви к литературе, никогда не уходила от острых вопросов современной литературы. Ведь именно острые вопросы и делают литературу современной и актуальной. Ранее многие эссе, вошедшие в книгу, прошли проверку публикациями в лучших современных литературных журналах России, автором которых является Валентина Семенова. Это такие журналы, как «Сибирь», «Наш современник», «Простор» и другие… Возможно, кто-то спросит, увидев обложку книги: «Почему это родное небо видится писателям тревожным?» Да ведь потому и видится, что оно – родное, за которое не тревожиться невозможно!
О том, что тревожит наше родное сибирское и российское литературное и жизненное небо, честно написано в книге Семеновой. А название всей книге, что, конечно же, неудивительно, а закономерно, дало эссе о роли Валентина Григорьевича Распутина в жизни земли Иркутской. Конечно, Распутин писатель не просто всероссийского, но и мирового уровня. Но тем более интересно читателю, каким образом это мировое литературное явление, которое в мире называют Валентин Распутин, связан со своей малой родиной, с той землей, где это явление имеет свои глубинные корни. Я бы назвал явление Распутина не просто явлением литературы. Это явление русской природы, русского духа, связанного с природой. Отсюда и такое всеобъемлющее разнообразие граней распутинской темы, которое отражено в эссе Семеновой. «Распутин и Иркутск: защита памятников старины». «Распутин и Байкал: борьба с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом». «Распутин и православный «Литературный Иркутск». «Распутин и Восточно-Сибирское книжное издательство». «Распутин и Дни русской духовности и культуры «Сияние России». «Распутин и альманах «Тобольск и вся Сибирь»…
Сибирь была и осталась навеки главной любовью Валентина Григорьевича… Ныне становящаяся все безлюднее, эта великая земля, на которой выпала честь родиться героям книги Семновой, переживает не лучшие времена. Давая России фактически ресурсы для жизни, Сибирь, как изнемогающая под тяжестью забот о детях мать, сама становится всё безлюднее. А ведь слова о том, что могущество России будет прирастать Сибирью, сказаны не вчера. И сегодня они актуальнее, чем были раньше! И речь не только о материальном, ведь ресурсы сибирские – это не только нефть, газ, золото, алмазы и прочее, что Господь в изобилии дал благословенной земле сибирской. Это в первую очередь – сибиряки. Люди совершенно особенного склада, я бы сказал – русские люди в наиболее полном их воплощении! Сибирь, словно некий таинственный тигль, создает и выплавляет людей высокого алмазного ранжира. Достоевский без сибирской ссылки не стал бы тем Достоевским, перед которым склонилась не только Россия, но и весь мир. ХХ век великой русской литературы чем был бы без писателей-сибиряков — Распутина, Вампилова, Астафьева и многих других?..
Будучи при жизни признан русским классиком, Валентин Распутин никогда не восседал в литературной башне из слоновой кости. Он был не наблюдателем, но творцом современности – и не только в литературе. Он жил и творил в потоке самых актуальных вопросов жизни своей страны. Кто-то скажет – мол, отнимал золотое свое время и талант от литературного возделывания русского поля. А я не соглашусь! Ведь жизнь питала распутинский гений, потому все, что создавал классик на ниве словесности, было так живо воспринимаемо народом, для которого он жил и творил.
Поднимать огромную тему Распутина и малой его родины – тут нужен не просто недюжинный талант литературоведа, тут потребуется поистине неженское мужество. От души хочу поклониться Валентине Семеновой, что она взялась за этот гуж! Ведь то, что перечислено выше, это далеко-далеко не вся распутинская тематика в применении к малой родине писателя. Сюда следует добавить и Аталанку с Усть-Удой, порт Байкал, Иркутскую православную женскую гимназию и Иркутскую областную библиотеку им.И.Молчанова-Сибирского. Добавить сотворчество Распутина с издательством Сапронова, с иркутскими театрами… И всюду Распутин был своим, родным!
Однако, думаю, надо дать слово самому автору книги «Под небом родным и тревожным» Валентине Семеновой, о том, как все начиналось, вся огромная распутинская тема: «Начало пути распутина в большую литературу связано с двумя городами: Иркутском и Красноярском. Еще будучи студентом Иркутского госуниверситета, в 1957 году он пробует перо как журналист-газетчик, в 19065-м на Читинском зональном семинаре молодых получает высокую оценку за рассказы и очерки, написанные во время недолгой работы в Красноярске, в 1966-м в двух сибирских городах выпускает сразу две книги: «Костровые новых городов» (очерки, Красноярск) и «Край возле самого неба» (Очерки и рассказы, Иркутск). В 1967-м в Иркутске вступает в Союз писателей СССР…»
Книг о Распутине сегодня пишут немало. Благо, живы еще люди, которые имели счастье знать его лично. Я и сам, грешный, не мог удержаться, чтобы не рассказать современникам, каким он был, «мой» Распутин, которого я увидел впервые совсем молодым человеком на том легендарном, упоминаемом Валентиной Семеновой, семинаре молодых писателей в Чите. Но то, как пишет Семенова о Распутине – отлично от многого, написанного о нем личностно, именно своей всеобъемлющей хрестомийностью. И тем, как неотрывно и органично вписана огромная распутинская тема в тему сибирской литературы, не подминая ее под себя, а высвечивая лучшее.
Блистательно эссе Семеновой об «Утиной охоте» Алексапндра Вампилова. О полемической книге Станислава Куняева «Любовь, исполненная зла». О прозе Альберта Гурулева. О постановках Распутина и Шукшина на сцене Театра юного зрителя им.Вампилова. О прозе Владислава Огаркова…
Вступительное слово автора «Оправдание или спасение»..» является своего рода личным авторским манифестом, программой жизни и осмысления задач литературы в жизни общества и конкретного человека. О том, что заветы, данные людям в Библии, не только не устарели, но именно сегодня, когда каждый из нас делает свой выбор между добром и злом, без подсказок партии и прочих руководящих сил, именно сегодня нашу жизнь и литературу надо соотносить с канонами библейскими. Вся лучшая отечественная наша литература, в том числе созданная в советский, официально атеистический, период – православна по глубинной сути своей. Из лучших текстов лучших наших писателей исходит тот свет, который иначе как библейским и божественным, назвать нельзя. Он пронизывает произведения, он дает им гарантию если не вечности, то очень-очень долгой жизни. Он уводит от вездесущей сиюминутной конъюнктуры. Соотнесение ветхозаветных и новозаветных заповедей в трактовке Семеновой поражает своей простотой и глубиной в применении к нашей стране. Это именно то, что люди старшего – нашего! – поколения привыкли называть человеческими отношениями друг к другу, где поддержка, взаимопомощь, желание пойти навстречу человеку ради общего дела – лежало в основе жизни. Когда слова «человек человеку друг, товарищ и брат» не звучали как анахронизм. Это движение настоящей литературы – к человеку, к душе его, помощи и поддержке этой души в непростые времена. И движение души читателя – навстречу Слову.
Сама Валентина Андреевна Семенова урожденная иркутянка. Она родом из деревни в Иркутской области. И, собственно, внешне ее биография выглядит очень просто. После школы закончила Иркутский пединститут, филологический факультет. Год проработала в школе пионервожатой, еще год учителем русского языка и литературы. А тут переехали Валентина с супругом в Иркутск, и отправилась молодая «филологиня» искать работу по специальности. Видимо, провидение привело ее в Иркутский дом литераторов, где молодой девушке предложили сначала поработать корректором в Иркутском книжном издательстве. Девушка оказалась настолько дельной в работе, что ее заметили и перевели редактором книг для детей и юношества. Вот так и работала эта скромная трудолюбивая талантливая женщина многие годы, отбирая и рецензируя рукописи. Работа в Иркутском книжном издательстве познакомила Валентину Андреевну Семенову с Распутиным!
А вот возможность общения с великим классиком подарила ей работа в газете «Литературный Иркутск», выходившей с 1988 по 2003 год и созданной по инициативе Распутина. Главным мотором газеты была Валентина Сидоренко, но Валентина Семенова тоже в стороне не стояла, будучи одним из наиболее активных авторов. В январе 1991 года, когда страна летела под откос, вышла статья Распутина «Интеллигенция и патриотизм». Право первой публикации этой статьи, о чем помнят немногие, принадлежит именно «Литературному Иркутску». Кто знает, прочти тогда внимательнее наша измотанная реформами страна эту статью и сделай правильные выводы, может, нынешней трагедии вымирания России бы не произошло…
В 1993 году «Литературный Иркутск» прозвенел на всю страну тем, что инициировал проведение Круглого стола совместно с авторами журнала «Наш современник» — Вадимом Кожиновым, Ксенией Мяло, Татьяной Глушковой, Игорем Шафаревичем. И, конечно, Валентином Распутиным. Горжусь, что у меня есть этот номер газеты – библиографический раритет, подаренный Валентиной Андреевной Семёновой! Тогдашним сотрудником этой газеты! Первая книга Валентины Андреевны вышла в Иркутске в 2002 году и называлась «Благодаря – а не вопреки». У меня тоже есть эта книга, подаренная автором. Уже сам автограф говорит о скромности этой талантливой женщины, написавшей мне на книге: «Дарю на всякий случай, вдруг да зацепит что-нибудь». Зацепить за душу и заставить думать – этим талантом в полной мере обладает Валентина Семенова, которая умеет рассказать нам о нас самих и о нашей стране через судьбы выдающихся тружеников русского Слова.
Эдуард Анашкин
член Союза писателей России
лауреат Всероссийской премии «Имперская культура»
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ