Четверг, 25.04.2024
Журнал Клаузура

Памяти Вячеслава Михайловича Клыкова

Вот уже много лет, как нет с нами великого скульптора и общественного деятеля Вячеслава Михайловича Клыкова. Это был удивительный человек, деяний которого хватило бы на несколько жизней. Ушел он рано, на 67-м году жизни, в самый расцвет своих многосторонних дарований.

В.М. Клыков любил повторять, что «для каждой творческой работы – я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей, музыкантов, скульпторов и т.д. – необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив – моё уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ. Я сам русский человек. Всё, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого. Я переживаю её судьбу как свою личную… Вы знаете, как легче всего выйти из болота – по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков – чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».

Памятник преподобному Сергию Радонежскому (Радонеж, Подмосковье)

Ему, как русскому человеку, было больно смотреть на всё происходящее в России. Он считал, что должно укреплять свой дом и отвечать за каждое своё дело перед потомками и перед Богом. Именно поэтому вместе со своими друзьями Николаем Богатищевым и Владимиром Хариным он построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на их родине – в селе Мармыжи в Курской области. На месте, где сейчас возведён храм, в 1913 году был построен храм в честь 300-летия дома Романовых, он выстоял в Великую Отечественную войну, но был разобран в хрущёвское время. «Встанет храм – возродится село», – считал Вячеслав Михайлович.

В.М. Клыков оставил после себя многие десятки художественных памятников – памятников великим поэтам, воинам, государственным деятелям, святым. Вот лишь немногие из них: художественное оформление Детского музыкального театра в Москве, памятники преподобным Сергию Радонежскому в Радонеже и Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, памятники Петру I в Липецке, П.А. Столыпину в Саратове, князю Владимиру в Белгороде, князю Дмитрию Донскому в подмосковном Дзержинском, Илье Муромцу в Муроме, памятник императору Николаю II в селе Тайнинское в Подмосковье, Константину Батюшкову в Вологде, Надежде Плевицкой в селе Винниково в Курской области, звонница на Прохоровском поле в Белгородской области, памятник Г.К. Жукову на Манежной площади в Москве, памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию в Самаре и в Москве на Славянской площади, олицетворяющие праздник – Дни славянской письменности и культуры, и многие, многие другие…

Эти памятники ярко и зримо являют свою воспитательную и гражданскую миссию. Во многих городах, исковерканных современной застройкой, они стали центром, доминантой, и люди стекаются к ним: сюда приезжают молодожены, здесь проходят парады.

Много уже написано о В.М. Клыкове, снят фильм, назван в его честь проспект в Курске, поставлены два памятника ему. Но самое главное – его идеи – воплощаются в жизнь. Он успел увидеть, как стал государственным праздником День славянской письменности и культуры, как начали привозить в Россию Благодатный огонь из Иерусалима, от которого теперь возжигаются все пасхальные лампады. А впервые (после советского времени) затеплился Благодатный огонь у подножия памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве. Благодатный огонь, который возгорается по субботам накануне православной Пасхи у Гроба Господня в Иерусалиме, был пронесён тогда через славянские страны как бы по стопам Кирилла и Мефодия и по прямому духовному пути Православия.

В 1998 году в одном из своих интервью В.М. Клыков сказал:

«Но накапливается огромный потенциал, который рано или поздно даст качественный скачок русского, славянского сознания. Может быть, мы ярких внешних проявлений этого пока не видим, а видим одни поражения, как в славянском мире, так и в русском, но эти силы подспудно копятся. И в этом, я считаю, огромная заслуга движения за поднятие этого праздника».

Сейчас День славянской письменности и культуры объявлен государственным праздником, и мы видим, с каким растущим размахом он проводится. Дело принесения Благодатного огня было продолжено фондом Андрея Первозванного, и мы с радостью возжигаем свечи на пасхальном богослужении от огня, привезенного из Иерусалима.

Одним из знаковых монументов, созданных В.М. Клыковым, стала звонница на Прохоровском поле, воздвигнутая в память о танковом сражении на Курской дуге и открытая в 1995 году в день 50-летия Победы. На Прохоровском поле был создан комплекс Победы как Третье ратное поле России – по образу и подобию Куликова и Бородинского полей. На Бородинском поле стоит обелиск с орлом и крестом, на Куликовом – брюлловская колонна, на Прохоровском – звонница. Построен поселок рядом с Прохоровкой, а в нём – храм во имя апостолов Петра и Павла (архитектор Д.С. Соколов).

Высота звонницы – 50 метров. Она венчается шестиметровой скульптурой «Покров Божией Матери», до 30-метровой отметки идут горельефы с четырех сторон. Первый, посвященный началу войны, – Собор всех святых, в земле Российской просиявших. На победной, на восточной стороне, – святой Георгий Победоносец, на южной стороне – изображение святыни, чтимой Русской Православной Церковью, – Курской-Коренной иконы «Знамение». Четвертую сторону венчает образ Троицы.

Открытие звонницы на Прохоровском поле в 1995 г.
Звонница на Прохоровском поле

Мало кто знает, что ещё в 1993 году Фонд славянской письменности и культуры подготовил обстоятельную историческую справку и в своем обращении в Правительство предложил восстановить надвратные иконы на башнях Кремля. Брошенное зерно дало всходы, и в 2010 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения отреставрированных икон.

«Такое сражение, как на Прохоровском поле, нуждается в глубоком осмыслении, – был убежден В.М. Клыков. – По свидетельству крестьян, живших в окрестных деревнях, после сражения вода ушла из колодцев. От содрогания ли земли или еще от чего, но вода ушла и появилась только через несколько месяцев. Женщины, которые хоронили убитых, рассказывали мне, что почти все наши воины лежали лицом вверх, а немцы лежали лицом вниз. И разве победа могла свершиться без воинства небесного? Значит, все это должно отразиться в памятнике. Разумеется, будут горельефы, говорящие о нашей победе. Это – маршал Жуков, принимающий парад на Красной площади, это освобождение народов Европы, тоже в символической форме, это тяготы войны, вплоть до образа женщин, тянущих за собой плуг. Этот горельеф будет одним из центральных, символических».

Клыков был монархистом. На многочисленные нападки, что его «монархизм» отрицательно скажется на творчестве, он отвечал:

«Жизнь любого человека невозможно разорвать на составные части: что тебе положено, а что нет. Как можно отстраниться от проблем экономики, политики, культуры и замкнуться на своем творчестве? Что тогда может натворить художник, оторванный от жизни своего народа, не знающий, не чувствующий его бед? В нашей жизни всё взаимопроникаемо и взаимосвязано. Только врагу народа придёт в голову указывать «своё место» учёному, военному, художнику».

Памятник Николаю II в с. Тайнинское (Подмосковье)

Клыков стоял на том, что единственной законной властью, Богом данной, является самодержавие. В самое напряжённое для Руси время Государь всегда призывался главным народным собранием – Земским Собором, во главе которого, естественно, стояли представители того же самого народа. По правде, по традиции, по закону, кроме Собора никто и никогда не имел исторического права решать эту проблему. Клыков был реалистом и в одном из своих интервью – 1997 года – говорил: «При сегодняшней политической обстановке мы не можем собрать Всероссийский Земский Собор, но посредством земского движения мы можем проверить обстановку в регионах, провести региональные земские собрания для того, чтобы поднять сознание людей до уровня правильного понимания этой проблемы. Необходимо, чтобы народ осознал свои исторические законные права, а уж потом будем говорить о главном решении судьбы и устройства нашей жизни – о самодержавном правлении в России как исторической правде, а значит, необходимости. Эти права исконные, тысячелетние». Клыковым, возглавлявшим земское движение, было проведено первое монархическое совещание в Белгороде, а также Донской, Крымский, Курский и Невский региональные земские соборы.

Ещё до канонизации царской семьи Русской Православной Церковью в Отечестве Клыков использовал все свои возможности, чтобы возвеличить в общественном сознании через искусство имя последнего русского царя – государя императора Николая II. Так, к 100-летию коронации Николая II, после проведения конференции «Романовы и российская государственность» в Ипатьевском монастыре в Костроме, которая тогда принимала «Дни славянской письменности и культуры», после молебна отправился крестный ход с хоругвями и иконами в Подмосковье. Здесь, в селе Тайнинском, 27 мая (День венчания на царство) состоялось открытие памятника Николаю II. Дважды в Тайнинском бывал император – в 1893 и 1896 годах, перед коронацией, по пути в Троице-Сергиеву Лавру.

Через некоторое время памятник был взорван хулителями и мерзавцами, но вскоре был скульптором восстановлен!..

В.М. Клыков остро чувствовал то, что нужно для спасения нашего Отечества. Спасти плодородные земли, спасти крестьянство. Разрушение крестьянской жизни есть разрушение страны – это хорошо понимал Клыков, родившийся и выросший в небольшом селе, затерявшемся на просторах курской земли.

Земля умирает молча, а вместе с ней и весь живой мир. Поэтому В.М. Клыкову принадлежит идея регулярного проведения широких народных собраний, на которых в едином ключе должны решаться задачи охраны природы, развития и укрепления русского Черноземья. Под руководством В.М. Клыкова прошли первые две научно-практические конференции в Курске (1992) и на Прохоровском поле (2000). Эти конференции продолжаются и сейчас. Благодаря огромной работе было принято законодательство об охране окружающей среды, которым русский чернозём был признан национальным достоянием.

Но В.М. Клыков всегда прекрасно понимал, что земля – это категория не только экономическая, но и нравственная. Две фигуры традиционно возвеличены в народном сознании – пахарь и воин. Пахарь – хозяин на своей земле, и всегда осуждался перекупщик, торговец землей. Земля принадлежит одному Богу, а хранителем её должен быть крестьянин. Клыков любил народное искусство, народное пение: ежегодное проведение музыкальных фестивалей имени Надежды Плевицкой на её родине в селе Винниково, которые были начинанием Клыкова, тоже продолжают свою жизнь.

Надгробие Вячеслава Михайловича Клыкова

Дело В.М. Клыкова продолжает служить России и после его земной жизни. Некоторые неосуществленные им проекты были реализованы Международным фондом славянской письменности и культуры совместно с мастерской художника. В 2007 году был установлен в Москве памятник братьям Лихудам, основателям Славяно-греко-латинской академии.

Памятник В.М. Клыкову в Курске. Автор – Андрей Клыков

В 2008 году на Прохоровском поле встали бюсты князю Дмитрию Донскому, генерал-фельдмаршалу Михаилу Кутузову и маршалу Георгию Жукову, символизирующие связь трех ратных полей России, а в 2009 году установлен в г. Серпухове Московской области памятник Владимиру Храброму, брату Дмитрия Донского, сыгравшему важную роль в Куликовской битве. Эти два проекта были исполнены в натуральную величину старшим сыном художника Андреем Клыковым.

В 2010 году установлен памятник великой княгине Елизавете Федоровне в с. Усово Московской области у церкви Спаса Нерукотворного образа.

Есть и другие проекты, которые ещё ждут своего часа на полках мастерской…

Надежда ДмитриеваМихаил Клыков (сын)

Фото из семейного архива. Фотограф А. Гринякин

2 июня 2011 г.

Интервью к 80-летию скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова


комментария 3

  1. Антонов Юрий Федорович

    Вячеслав Михайлович Клыков был и остается Главой Соборного Движения России. По Его инициативе и личной финансовой обеспеченности проведены Поместные Земские Соборы в Курске, Крыму и Санкт-Петербурге. Поместные Земские Соборы — предтечи Великого Земского Собора, который должен призвать на царство в Великой России Государя. Не обнулением сроков и изменением конституции нужно заниматься, а надобно созвать Великий Земский Собор. Демократия — в аду, а на небе — Царство. Вячеслав Михайлович всегда утверждал эти боговдохновенные слова Иоанна Дамаскина. Мы — русские, с нами — Бог. Как нам не хватает в земной жизни русского православного подвижника Вячеслава Михайловича Клыкова. Светлая Память…

  2. Александр Зиновьев

    Таким богатырями Духа и земля наша держится!

  3. Byuf

    Светлая память великому русскому скульптору… Мне пришлось работать в Международном фонде славянской письменности и культуры, когда фонд возглавлял Никита Ильич Толстой — это был счастливый творческий период деятельности всех его сотрудников по объединению славянских обществ города — научных, общественных, детских организаций. Проводились выставки работ художников, приезжавших из разных городов страны, ежегодные новогодние ёлки для детей, устраивались концерты, обсуждались планы творческой работы с молодёжью… Вячеслав Михайлович всегда был душой коллектива и привлекал своей неординарной личностью. Спасибо за публикацию авторам, которые всегда были в центре деятельности МФСПиК.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика