Вы здесь: Главная /
НОВОСТИ /
МХАТовский «Студент» покорил сердца столичной публики
МХАТовский «Студент» покорил сердца столичной публики
30.01.2020
/
Редакция
Пьеса Грибоедова обрела популярность спустя 200 лет
Есть спектакли, на которых всегда аншлаг. Один из них — комедия «Студент», которая идет на Малой сцене МХАТ им. Горького. Это постановка по ранней пьесе Александра Грибоедова, которую он написал в 1817 году в соавторстве с поэтом и драматургом Павлом Катениным. Друзья высмеивали пафосность, и сентиментализм литературы тех времен. Впрочем, сегодня юмор в пьесе, можно сказать, отошел на второй план. Талантливый режиссер МХАТа, Народный артист России Михаил Кабанов смог разглядеть в водевиле настоящее драматическое произведение. И, пожалуй, в этом и есть главный успех МХАТовского студента.
«В пьесе Грибоедова есть все для полноценного драматического спектакля»
«Студент» — это прозаическая комедия в трех действиях. В произведении Грибоедов высмеивает самодовольство и снобизм столичной аристократии, предвосхищая реализм и сатиру пьесы «Горе от ума».
«Я набрел на критическую статью – такое упоминание о «Студенте» Грибоедова. Стал искать пьесу. Она мне понравилась. Правда, она показалась водевильного плана, но в ней есть все для полноценного драматического спектакля», — отметил в одном из интервью режиссер, народный артист России Михаил Кабанов.
Драматизма в «Студенте» действительно хватает. Среди действующих лиц комедии: студент из Казани Беневольский; Звездов – известный дворянин, и его жена; Саблин – брат жены Звездовой; Варенька – воспитанница невеста студента; Полюбин, поклонник Вареньки. Место действия комедии – Петербург, дом Звездова. Художник Виктор Федотьев со скрупулёзной точностью постарался воспроизвести интерьер дворянской усадьбы. На стенах картины эпохи Барокко, золоченые узоры на мебели, тяжелые парчовые шторы, витые канделябры… И вот ты и сам уже не замечаешь, как мысленно переносишься в пышный царский Петербург. Еще больше эффект присутствия усиливает камерность малой сцены, словно ты забрел сюда вместе с бедным студентом Евлампием Беневольским, которого играет молодой талантливый актер Максим Бойцов. Он так вжился в образ своего Евлампия, что так и хочется крикнуть в духе Станиславского: «Верю!». Бедный студент приехал в столицу из Казани. Петербургский помещик Звездов был когда-то знаком с его отцом и по неосторожности обещал пристроить его в столице, и женить на своей воспитаннице Вареньке. «Звездов ездит во дворец, – он будет моим меценатом, мне дадут пенсию, как всем подобным мне талантам, я наживусь, разбогатею, — мечтает по приезду Беневольский».
«Беневольский приехал в Петербург, чтобы прославиться, заработать денег, познакомиться, как и многие, кто приезжает в столицу, чтобы показать себя и посмотреть на других, — делится режиссер спектакля Михаил Кабанов».
Актер Максим Бойцов образ во многом рисовал с себя: «Я не москвич, приехал из Мурома, и думаю, каждый, приезжая в столицу с радужными мечтами, имеет шанс столкнуться с черствостью, равнодушием, собственно, ведь и сейчас ничего не изменилось. Люди остаются людьми, и поэтому наш спектакль актуален. Кого-то он остановит от необдуманных поступков, а кто-то узнает в нем самого себя».
«Я бы сам себя на его месте обраковал бы и пристрелил»
При этом студент все время пытается блеснуть своими знаниями, его печатали в известных в то время журналах «Сын отечества», «Музеон». Он использует высокопарные слова, причудливые обороты речи. Еще более комично ситуация выглядит, когда зритель знакомится со слугой Евлампия – Федькой, которого сыграл Павел Буйнаков. Молодой барин привез его из Казани. Это одна из находок Михаила Кабанова – Федька словно возвращает студента к его корням. Здесь мы видим противопоставления столичного Петербурга и провинциальной Казани. Слуга комично нараспев говорит на смеси тюркских языков, используя шутки, заставляя до слез смеяться весь зал. Многословность, пафосность речи Беневольского показана и в контрасте в диалоге со статским советником Полюбиным. «Как краткословен! Он меня убивает», – сетует Беневольский.
Надо сказать, что лучше образ статского советника помогает раскрыть диалог с Варенькой. Полюбин сам предстает жеманным и недалеким человеком, который поет песни, играет со своей невестой в прятки. На вопрос Беневольского: «Что ж вы читаете?» Полюбин раздражается, и зрителю становится понятно, что несмотря на чин статский советник весьма недалекий человек. Не заладились отношения у бедного студента и с братом Звездовой, картежником повесой гусаром Саблиным, которого блестяще сыграл Владимир Халтурин. После краткого диалога лихой ротмистр отмечает: «Я бы сам себя на его месте обраковал бы и пристрелил». Использована в спектакле музыкальность Халтурина — лихой ротмистр играет на гитаре, поет, делая постановку еще более живой.
Нам нужно злата, злата, злата! Копите злато до конца!
Еще больше зрителей рассмешила сцена знакомства Беневольского и Звездовой. Восторженный поэт опрометчиво перепутал ее со своей невестой Варенькой. Изображая влюбленного, актер Максим Бойцов ползает по сцене, целует подол платья воображаемой невесты. Так после ряда смешных и нелепых ситуаций студент знакомится с хозяином дома Звездовым.
Эта роль досталась известному актеру театра Сергею Кисличенко. Ему удалось передать характер барина, который готов все делать всем наперекор. К слову, который уже и немного забыл об опрометчиво данном обещании. Слишком много к нему обращающихся и за слишком многих он хлопочет. Не узнав Беневольского, он говорит: «Да как тебя узнать? вырос, постарел, помолодел». А потом и вовсе обманутый своей женой, он отдает Вареньку за Полюбина. На вопрос Звездовой, что делать с Беневольским, небрежно отвечает, что о госте не стоит думать, ведь он дурак, а дуракам в Петербурге всегда найдётся место.
Так Беневольский остается обманутым и отвергнутым всеми. Звездов уезжает в любимую всей душой деревню брать оброк с крестьян, Звездова с Варенькой и Полюбиным отправляются играть свадьбу на дачу. Саблин, улучив момент, подпаивает наивного студента. Евлампий проигрывает в карты все свои деньги. В итоге молодого барина бросает даже казанский слуга Федька.
«А еще разумник! Грамотник! вот-те разживусь да разбогатею, — говорит напоследок Федька. – Что ты от меня получаешь жалованья? малость! будешь получать тысячу. – Ан вышел сам без гроша!».
В этот момент по протекции Звездова приходит издатель Прохоров. Пожалуй, это была одна из самых сильных сцен. Здесь во всем блеске предстал режиссерский талант Кабанова. Внимание, издателя играло два актера, две личности продавца деляги. Одного Прохорова с пером в руке, с улыбкой сыграл актер Андрей Кравчук; другого, в темных очках, в черной одежде — Тимофей Ивашин. И если первый мило улыбался, то второй гротескно хохотал. И здесь мы уже услышали не только грибоедовские диалоги, но и отрывки из стихотворения Пушкина – «Разговор кингопродовца с поэтом». Так, в ответ на стенания поэта Прохоров отвечает: «Что слава? — Яркая заплата на ветхом рубище певца. Нам нужно злата, злата, злата! Копите злато до конца!». В итоге конце пьесы Беневольски признается, что бог его не наградил талантом и соглашается занять незавидную должность корректора.
Сергей Кисличенко считает «Студента» одним из любимых спектаклей: «Это легкая комедий положений, некий экзерсис юного Грибоедова, при этом трое героев перекочевали в более серьезные произведений, «Горе от ума», например. Режиссер даже позволил нам взять несколько фраз из этой пьесы — нашим героям. Написано очень интересным языком, как современные драматурги не пишут, зрителю это близко и понятно, зал живет вместе с нами, тем более это малая сцена. Язык был социальным маркером — люди изъяснялись высоким штилем, что делало даже неблаговидные поступки не столь плохими, а теперь же современная речь настолько скудна, что даже хороший человек порой себя принижает. Было очень интересно осваивать этот штиль».
В конце спектакля зал буквально взрывался овациями, зрители долго не хотели отпускать актеров то и дело кричали: «Браво!». После постановки они неспешно расходились из театра, по дороге обсуждали героев, о чем –то спорили. И несмотря на весь драматизм, спектакль оставил очень светлые и добрые чувства. Можно сказать, грибоедовский «Студент» «победил», ему удалось покорить сердца современной столичной публики.
Уже 1 февраля и 9 марта можно будет вновь встретиться со «Студентом» на малой сцене МХАТ им. М. Горького и сравнить словесные экзерсисы с тем, каким штилем изъясняетесь вы сами. Не так ли, милостивые государи и государыни? Соблаговолите сравнить.
Анастасия Арефьева
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ