Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

1 июня 1989 года в Международный день защиты детей в Ленинграде открылся Театр Опера Кукол

ОПЕРА КУКОЛ

В Санкт-Петербурге есть Театр Кукол-марионеток имени Е.С. Деммени. В 80-е годы ХХ века главным режиссёром в нём работал Владимир Лопухин, с которым я был знаком ещё по Москве, когда он был в такой же должности в Московском областном театре кукол. Тогда я впервые попал в театр кукол не зрителем, а по рекомендации режиссёра Юрия Фридмана участником постановки «Весёлый балаган» – мне предложили написать песни для этого спектакля, персонажами которого были герои русских народных сказок.

Когда Владимир Николаевич Лопухин возглавил театр в Ленинграде, он не забыл наше удачное сотрудничество и привлёк меня к работе. Мне довелось написать песни ко многим спектаклям театра кукол-марионеток с композиторами Ольгой Пертовой, Борисом Синкиным, Олегом Хромушиным, Сергеем Баневичем… спектакли были интересные, очень динамичные и насыщеные музыкой. Я работал с интересом и большим удовольствием, но мечта моя долго не осуществлялась: написать мюзикл для кукольного театра! Это тем более было реально, что Владимир Николаевич любил музыкальные спектакли и очень умело и, прошу простить за сухое канцелярское слово, эффективно использовал такое мощное изобразительное средство – музыку.

И вот – свершилось! Сначала на сцене этого театра был поставлен мюзикл «Добрый год», который мы написали с композитором С.Баневичем, а потом «Мы спешим» с композитором О.Хромушиным. Спектакли получились удачными, зал всегда был полон ребятами и взрослыми, и зрители, расходясь уже напевали запомнившиеся песни. Кстати хочу заметить, что оба эти мюзикла были вскоре перенесены на пластинки фирмой «Мелодия», и это был единственный случай, когда спектакли кукольного театра были целиком записаны на пластинку.

Удачный опыт постановки целиком музыкальных спектаклей натолкнул Лопухина на такой интересный замысел, когда по требованию театрального и партийного начальства театр должен был сделать патриотический спектакль к какому-то советскому юбилею, — не искать и потом без всякого удовольствия ставить «дежурную» пьесу, а инсценировать ряд песен, связанных одной темой! Такой спектакль когда-то ставил Георгий Александрович Товстоногов в БДТ, но в кукольном театре, кажется, никто! Это было очень сложно и даже опасно, потому что была реальная опасность перейти какую-то невидимую грань и не впасть в профанацию! Спектакль, который поставил Владимир Лопухин назывался «Песня горна»,  по широко известной песне, которую мы написали с Олегом Хромушиным, и она стала стержневой в спектакле. Спектакль был отмечен премией на Всесоюзном конкурса, а исполнитель главной роли горниста артистка Фаина Костина была признана лучшей исполнительницей в номинации артистов детского театра. Она играла «вживую», и созданный ею романтический образ лидера трубача был очень убедителен.

Владимир Лопухин с Олегом Хромушиным. 1982 год

Спектакль получился отнюдь не дежурным, пользовался большим успехом не только у детей, но больше даже у взрослых, которые буквально со слезами смотрели происходящее на сцене, подпевали любимые песни своего детства, времён войны и часто, как потом выяснилось приходили в театр ещё и ещё раз на это представление.

На афише много автографов – всех участников представления: и актёров, и художника, и театральных служб, от которых в кукольном спектакле зависит очень и очень многое. Приведу только один:

«Мише Садовскому

«С песней горна начинаем все дела»

А мы наш спектакль начинаем и заканчиваем твоей песней, давшей нашему спектакль Имя и Смысл!

Спасибо!

В. Лопухин»

Я рассказываю это так подробно, чтобы было понятно, как у Владимира Лопухина возникла идея создания нового театра. На самом деле тому было две серьёзные причины. Во-первых, он хотел создать музыкальный театр, в котором мог бы полностью воплотить свои творческие мечты, во-вторых, ему надоело быть вторым в театре в творческих вопросах. Объясню в чём дело. В то время по положению в любом театре председателем Художественного совета был директор! Не главный режиссёр, который естественно должен был осуществлять творческую жизнь коллектива, а директор, что естественно вызывало конфликты при подборе пьес, актёров, художников, композиторов. Так было, потому что начальству театральному и партийному было удобнее руководить! Творческому человеку приказывать бесполезно, если он не приспособленец! Он не будет подчиняться очередному «Жданову»! Он строит свою судьбу, исходя из творчества, а не наоборот! Трудно совмещать две должности директора и главного режиссёра, но это был и есть единственный на мой взгляд режим существования творческого коллектива, которого советские руководители страшно боялись и не допускали! Свободомыслие, возможность самостоятельной работы без бдительно надсмотра? Боже упаси! До чего это по их мнению могло довести, страшно (им) было подумать!

И вот когда руководители страны почувствовали, что во всех областях жизни наступил застой, тупик и пытались каким-то образом найти выход из него, в середине 80-х годов прошлого века в Советском Союзе начался масштабный эксперимент – театральная реформа. В театральном деле надо было дать больше самостоятельности коллективам в выборе репертуара, в хозяйственной деятельности – позволить театрам заработанные деньги тратить не по заранее разграниченным статьям, а по необходимости: на постановки, заработную плату или выезд на гастроли, т.е. перевести их на хозрасчёт.  Для начала выбрали 50 театров в различных регионах. Во главе этого процесса был начальник Управления театров Министерства культуры СССР Вадим Петрович Дёмин. Я был с ним хорошо знаком с той поры, когда он занимал такую же должность в Министерстве культуры РСФСР, а потом стал Зам Министра, Лопухин тоже хорошо его знал в силу своего служебного положения, Дёмин не однажды бывал в театре, когда приезжал в Ленинград с инспекторской миссией — ох, как все боялись таких приездов начальства! Вадиму Петровичу нравились спектакли театра кукол-марионеток.

Вот с идеей о создании нового театра Владимир Николаевич и направился посоветоваться прежде всего к Дёмину, а меня захватил с собой, как «сообщника». Дело в том, что мы уже неоднократно говорили с ним на эту тему, «крутили» эту идею, и даже название театра Лопухин придумал: «Опера кукол». У некоторых людей это вызывало тогда, да и потом, когда театр уже существовал, сомнение: как это – куклы будут исполнять оперу?!

Идея как раз возникла вовремя: самостоятельный театр! Но была масса организационных вопросов, которые Дёмин и озвучил: кто будет субсидировать? – Никто! Хозрасчёт! – Где  возьмёте помещение?  – Найдём сами! И главный вопрос: Кому будет театр подчиняться? Кто даст ему «шапку»? – На этот вопрос ответа у нас не было… и оказалось, решить его так сложно, что отсутствие этой пресловутой «шапки» чуть не погубило осуществление идеи.

Михаил Садовский и Владимир Лопухин. 1983, Минск.

Не один раз мы посетили Дёмина. Он был опытным большим чиновником, но как-то удивительно не закостенел в той системе, не стал равнодушным, и в одно из посещений сказал нам откровенно и доверительно: «Ребята, все к кому вы обратитесь, будут говорить вам «Да!» и помогать будут, но вы не преодолеете систему! Поверьте мне!» Мы, честно говоря, загрустили – не было большего авторитета в стране в этом вопросе, и у нас не было никаких оснований не верить этому человеку…

Но всё же мы решили не сдаваться! Возможность иметь свой театр и осуществить в нём свои творческие замыслы была так притягательна, что…

Мои музыкальные связи и творческие знакомства очень пригодились! Вот, что мы придумали: заручиться письмами поддержки нашей идеи авторитетными творческими людьми. Не буду долго рассказывать – места не хватит, но в нашей папке оказались письма с поддержкой Министра культуры Захарова, Тихона Хренникова, Бориса Покровского, Владимира Минина, Станислава Гусева, Владислава Соколова, Зураба Соткилава, Всероссийского Хорового общества, Музыкального общества, Виктора Попова… боже мой! Наверное я пропустил кого-то… столько лет минуло, действительно – никто не хотел нас брать под своё крыло! Ни Союзы Композиторов страны и России, ни Министерства страны и России, ни музыкальное общество…. нет смысла перечислять – никто!

Но… О, Господин случай! У меня брала интервью журналист Радио «Маяк» Майя Крючкова. Говорили мы долго. В конце она, конечно, как обычно спросила о творческих планах, и я рассказал ей про нашу идею и

про наши мытарства. После этого мы ещё проговорили очень долго, и вдруг она сказала: — А знаешь, давай попробуем поговорить с Альбертом Анатольевичем Лихановым, он председатель правления Советского детского фонда имени Ленина! Правда, попасть к нему на приём так сложно – он депутат Верховного совета СССР! Но я его пресс секретарь и постараюсь Вам устроить встречу. Только Вы должны быть готовы ответить на массу вопросов, как я понимаю! Будьте во всеоружии!

Дорогая Майечка ещё в который раз Спасибо!

Нам было дано на встречу 15 минут. Мы пробыли у Альберта Анатольевича больше часа и ответили на все вопросы, показали финансовые расчёты и обещали ничего не просить у Фонда, а с каждых гастролей переводить часть прибыли, которую верили, что заработаем, на их счёт!

Трудно поверить, но благодаря Лиханову  с Бюро Фонда всё было согласовано для быстроты по телефону и все поддержали идею! В течение суток было напечатано постановление о создании  театра «Опера кукол» при Советском Детском Фонде имени В.И.Ленина. На шапке страницы стояла дата 1 июня 1989 года. Это Медународный день защиты детей!!!

К сожалению, формат журнала не позволяет мне подробно рассказать о жизни уникального театра! Но… мы нашли помещение в одном из павильонов в Таврическом саду в Ленинграде, объездили с гастролями страну от Находки до Сочи, были удостоены чести открывать после реставрации оперой «Кот в сапогах» (Музыка Ц.Кюи, либретто М.Львовского) Эрмитажный театр, Дворцовый театр Особняка Юсупова… И я счастлив, что осуществилась уникальная идея, что в репертуаре театра были мой мюзикл «Мы спешим» и джазовая опера «Братец Кролик и братец Лис» (по сказкам дядюшки Римуса) с композитором Олегом Хромушиным.

Потом загремела перестройка, а вслед за ней и наш театр, который никак не вписывался в формат новой жизни…

Жаль. Всего несколько примеров подобного театра довелось мне видеть… но они не были рассчитаны на детскую аудиторию.

Михаил Садовский


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика