ОПЕРА КУКОЛ
В Санкт-Петербурге есть Театр Кукол-марионеток имени Е.С. Деммени. В 80-е годы ХХ века главным режиссёром в нём работал Владимир Лопухин, с которым я был знаком ещё по Москве, когда он был в такой же должности в Московском областном театре кукол. Тогда я впервые попал в театр кукол не зрителем, а по рекомендации режиссёра Юрия Фридмана участником постановки «Весёлый балаган» – мне предложили написать песни для этого спектакля, персонажами которого были герои русских народных сказок.
Когда Владимир Николаевич Лопухин возглавил театр в Ленинграде, он не забыл наше удачное сотрудничество и привлёк меня к работе. Мне довелось написать песни ко многим спектаклям театра кукол-марионеток с композиторами Ольгой Пертовой, Борисом Синкиным, Олегом Хромушиным, Сергеем Баневичем… спектакли были интересные, очень динамичные и насыщеные музыкой. Я работал с интересом и большим удовольствием, но мечта моя долго не осуществлялась: написать мюзикл для кукольного театра! Это тем более было реально, что Владимир Николаевич любил музыкальные спектакли и очень умело и, прошу простить за сухое канцелярское слово, эффективно использовал такое мощное изобразительное средство – музыку.
И вот – свершилось! Сначала на сцене этого театра был поставлен мюзикл «Добрый год», который мы написали с композитором С.Баневичем, а потом «Мы спешим» с композитором О.Хромушиным. Спектакли получились удачными, зал всегда был полон ребятами и взрослыми, и зрители, расходясь уже напевали запомнившиеся песни. Кстати хочу заметить, что оба эти мюзикла были вскоре перенесены на пластинки фирмой «Мелодия», и это был единственный случай, когда спектакли кукольного театра были целиком записаны на пластинку.
Удачный опыт постановки целиком музыкальных спектаклей натолкнул Лопухина на такой интересный замысел, когда по требованию театрального и партийного начальства театр должен был сделать патриотический спектакль к какому-то советскому юбилею, — не искать и потом без всякого удовольствия ставить «дежурную» пьесу, а инсценировать ряд песен, связанных одной темой! Такой спектакль когда-то ставил Георгий Александрович Товстоногов в БДТ, но в кукольном театре, кажется, никто! Это было очень сложно и даже опасно, потому что была реальная опасность перейти какую-то невидимую грань и не впасть в профанацию! Спектакль, который поставил Владимир Лопухин назывался «Песня горна», по широко известной песне, которую мы написали с Олегом Хромушиным, и она стала стержневой в спектакле. Спектакль был отмечен премией на Всесоюзном конкурса, а исполнитель главной роли горниста артистка Фаина Костина была признана лучшей исполнительницей в номинации артистов детского театра. Она играла «вживую», и созданный ею романтический образ лидера трубача был очень убедителен.
Владимир Лопухин с Олегом Хромушиным. 1982 год
Спектакль получился отнюдь не дежурным, пользовался большим успехом не только у детей, но больше даже у взрослых, которые буквально со слезами смотрели происходящее на сцене, подпевали любимые песни своего детства, времён войны и часто, как потом выяснилось приходили в театр ещё и ещё раз на это представление.
На афише много автографов – всех участников представления: и актёров, и художника, и театральных служб, от которых в кукольном спектакле зависит очень и очень многое. Приведу только один:
«Мише Садовскому
«С песней горна начинаем все дела»
А мы наш спектакль начинаем и заканчиваем твоей песней, давшей нашему спектакль Имя и Смысл!
Спасибо!
В. Лопухин»
Я рассказываю это так подробно, чтобы было понятно, как у Владимира Лопухина возникла идея создания нового театра. На самом деле тому было две серьёзные причины. Во-первых, он хотел создать музыкальный театр, в котором мог бы полностью воплотить свои творческие мечты, во-вторых, ему надоело быть вторым в театре в творческих вопросах. Объясню в чём дело. В то время по положению в любом театре председателем Художественного совета был директор! Не главный режиссёр, который естественно должен был осуществлять творческую жизнь коллектива, а директор, что естественно вызывало конфликты при подборе пьес, актёров, художников, композиторов. Так было, потому что начальству театральному и партийному было удобнее руководить! Творческому человеку приказывать бесполезно, если он не приспособленец! Он не будет подчиняться очередному «Жданову»! Он строит свою судьбу, исходя из творчества, а не наоборот! Трудно совмещать две должности директора и главного режиссёра, но это был и есть единственный на мой взгляд режим существования творческого коллектива, которого советские руководители страшно боялись и не допускали! Свободомыслие, возможность самостоятельной работы без бдительно надсмотра? Боже упаси! До чего это по их мнению могло довести, страшно (им) было подумать!
И вот когда руководители страны почувствовали, что во всех областях жизни наступил застой, тупик и пытались каким-то образом найти выход из него, в середине 80-х годов прошлого века в Советском Союзе начался масштабный эксперимент – театральная реформа. В театральном деле надо было дать больше самостоятельности коллективам в выборе репертуара, в хозяйственной деятельности – позволить театрам заработанные деньги тратить не по заранее разграниченным статьям, а по необходимости: на постановки, заработную плату или выезд на гастроли, т.е. перевести их на хозрасчёт. Для начала выбрали 50 театров в различных регионах. Во главе этого процесса был начальник Управления театров Министерства культуры СССР Вадим Петрович Дёмин. Я был с ним хорошо знаком с той поры, когда он занимал такую же должность в Министерстве культуры РСФСР, а потом стал Зам Министра, Лопухин тоже хорошо его знал в силу своего служебного положения, Дёмин не однажды бывал в театре, когда приезжал в Ленинград с инспекторской миссией — ох, как все боялись таких приездов начальства! Вадиму Петровичу нравились спектакли театра кукол-марионеток.
Вот с идеей о создании нового театра Владимир Николаевич и направился посоветоваться прежде всего к Дёмину, а меня захватил с собой, как «сообщника». Дело в том, что мы уже неоднократно говорили с ним на эту тему, «крутили» эту идею, и даже название театра Лопухин придумал: «Опера кукол». У некоторых людей это вызывало тогда, да и потом, когда театр уже существовал, сомнение: как это – куклы будут исполнять оперу?!
Идея как раз возникла вовремя: самостоятельный театр! Но была масса организационных вопросов, которые Дёмин и озвучил: кто будет субсидировать? – Никто! Хозрасчёт! – Где возьмёте помещение? – Найдём сами! И главный вопрос: Кому будет театр подчиняться? Кто даст ему «шапку»? – На этот вопрос ответа у нас не было… и оказалось, решить его так сложно, что отсутствие этой пресловутой «шапки» чуть не погубило осуществление идеи.
Михаил Садовский и Владимир Лопухин. 1983, Минск.
Не один раз мы посетили Дёмина. Он был опытным большим чиновником, но как-то удивительно не закостенел в той системе, не стал равнодушным, и в одно из посещений сказал нам откровенно и доверительно: «Ребята, все к кому вы обратитесь, будут говорить вам «Да!» и помогать будут, но вы не преодолеете систему! Поверьте мне!» Мы, честно говоря, загрустили – не было большего авторитета в стране в этом вопросе, и у нас не было никаких оснований не верить этому человеку…
Но всё же мы решили не сдаваться! Возможность иметь свой театр и осуществить в нём свои творческие замыслы была так притягательна, что…
Мои музыкальные связи и творческие знакомства очень пригодились! Вот, что мы придумали: заручиться письмами поддержки нашей идеи авторитетными творческими людьми. Не буду долго рассказывать – места не хватит, но в нашей папке оказались письма с поддержкой Министра культуры Захарова, Тихона Хренникова, Бориса Покровского, Владимира Минина, Станислава Гусева, Владислава Соколова, Зураба Соткилава, Всероссийского Хорового общества, Музыкального общества, Виктора Попова… боже мой! Наверное я пропустил кого-то… столько лет минуло, действительно – никто не хотел нас брать под своё крыло! Ни Союзы Композиторов страны и России, ни Министерства страны и России, ни музыкальное общество…. нет смысла перечислять – никто!
Но… О, Господин случай! У меня брала интервью журналист Радио «Маяк» Майя Крючкова. Говорили мы долго. В конце она, конечно, как обычно спросила о творческих планах, и я рассказал ей про нашу идею и
про наши мытарства. После этого мы ещё проговорили очень долго, и вдруг она сказала: — А знаешь, давай попробуем поговорить с Альбертом Анатольевичем Лихановым, он председатель правления Советского детского фонда имени Ленина! Правда, попасть к нему на приём так сложно – он депутат Верховного совета СССР! Но я его пресс секретарь и постараюсь Вам устроить встречу. Только Вы должны быть готовы ответить на массу вопросов, как я понимаю! Будьте во всеоружии!
Дорогая Майечка ещё в который раз Спасибо!
Нам было дано на встречу 15 минут. Мы пробыли у Альберта Анатольевича больше часа и ответили на все вопросы, показали финансовые расчёты и обещали ничего не просить у Фонда, а с каждых гастролей переводить часть прибыли, которую верили, что заработаем, на их счёт!
Трудно поверить, но благодаря Лиханову с Бюро Фонда всё было согласовано для быстроты по телефону и все поддержали идею! В течение суток было напечатано постановление о создании театра «Опера кукол» при Советском Детском Фонде имени В.И.Ленина. На шапке страницы стояла дата 1 июня 1989 года. Это Медународный день защиты детей!!!
К сожалению, формат журнала не позволяет мне подробно рассказать о жизни уникального театра! Но… мы нашли помещение в одном из павильонов в Таврическом саду в Ленинграде, объездили с гастролями страну от Находки до Сочи, были удостоены чести открывать после реставрации оперой «Кот в сапогах» (Музыка Ц.Кюи, либретто М.Львовского) Эрмитажный театр, Дворцовый театр Особняка Юсупова… И я счастлив, что осуществилась уникальная идея, что в репертуаре театра были мой мюзикл «Мы спешим» и джазовая опера «Братец Кролик и братец Лис» (по сказкам дядюшки Римуса) с композитором Олегом Хромушиным.
Потом загремела перестройка, а вслед за ней и наш театр, который никак не вписывался в формат новой жизни…
Жаль. Всего несколько примеров подобного театра довелось мне видеть… но они не были рассчитаны на детскую аудиторию.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ