Что Вы сделали с писателями?
10.06.2020
/
Редакция
Дорогая страна Россия, очень плохо живут писатели – врачеватели душ и воспитатели ума! Роятся в помойках, спиваются, сходят с ума, практически погибают от безделья, подумывая о суициде. Главное – им не к кому обратиться. Они рассказывают о своём бедственном положении на страницах в социальных сетях, и если повезёт – в толстых журналах, газетах и на порталах мировой сети. Умирает писательство, всецело предаётся забвению искусство, исчезает цензура – и растлевается культура. А разложение культуры обещает крах образованию и другим областям, важным для развития и работы человека. Нельзя забывать о тех людях, которые умеют и должны воспитывать остальных, иначе общество деградирует.
– Как же я им дам учебную дисциплину, если у них с начальной школы ценности перевернуты – жалуется заслуженный учитель РФ Людмила Анатольевна Сергеева. Общий педагогический стаж у неё пятьдесят три года, полвека века она отдала образованию. И не останавливается, работая в третьей школе по счёту – «№ 99 с углубленным изучением отдельных предметов». – Малой части ребят интересны приобретаемые знания. Начиная с третьего-четвёртого класса, они с большим удовольствием черпают информацию из мобильного интернета. Я бы поощряла их игрой на «гаджете», но не позволяла бы им сидеть в нём постоянно. Я помню, что радостью для меня были книги, леденцы, прогулка на улице. Теперь у детей есть всё в неограниченном количестве! Я считаю, что систему ценностей и поощрений государство упустило в корне!
Относительно молодой омский настоятель храма Святой Татианы о. Александр Алексеев верит, что дисциплина и работа способны вернуть духовность на круги своя, однако начать необходимо с возрождения культуры и ценностей. Образование – это не галочка в бланке, а общение с духовно-развитым человеком. Быть может, в будущем роботы и смогут заменить некоторые составляющие сфер жизни человека, но продублировать душу они будут не в состоянии, это точно.
Также православный священнослужитель, но гораздо моложе – о. Артемий Ахметшин; он уверен, что в ближайшую сотню лет Русская Православная Церковь не позволит искусственному интеллекту массово проникать в жизнь человека. Есть замечательные примеры – художественные фильмы о том, как искусственный интеллект разрушает в человеке сам источник гуманности и великую драгоценность – душу. Перевод организма в некое количество байт откроет лишь возможность существовать дольше, но не чувствовать, проецируя уникальнейшие свойства характера, помноженного на темперамент. Люди скучают не за сгустком информации, не за совокупностью двигательных функций, им нужен живой и непредсказуемый потенциал с плотью и кровью, достигающий своего энергетического и логического предела. Почему героиня модного сериала «Чёрное зеркало» отказывается от представленного ей изделия – якобы совершенного человека-андроида, с множеством преимуществ. Потому что её не устраивает психическое состояние этого «спутника жизни».
Жалуется мне старый писатель – Николай Владимирович Переяслов, секретарь правления Союза писателей России. Нет в обеих писательских организаций человека, который бы не знал творчество этого автора.
– Нет литературы, Виктор, есть одни старые группировки, которые не могут действовать сообща, – отвечает мне писатель Переяслов по электронной почте. – Нет премий, а есть бордель, где старики договариваются между собой. Мало того, я никому не нужен в литературе и мои заслуги – тем более! Я ни одной книги не выпустил за государственный счёт, ни одной… получал премии… и чтобы мне их потратить на себя, на отдых, я снова выпускал свои книги крохотным тиражом… Я только и делал, что доказывал себе: я – писатель!
Я рассказываю с грустью об этом письме Николаю Васильевичу Березовскому. Он хватается одной рукой за лицо, а второй за стол, открывает рот, как больной, говорит ошалело:
– Мама-дорогая! Коля Переяслов!.. жалуется на жизнь!.. Сколько публикаций и заслуг у этого человека!.. И никому не нужен, кроме супруги и детей, разумеется.
Потом Березовский как будто помешался. Он встал и пошёл по кухне, бормоча невразумительное о себе и других старых писателях, которые превращаются в ненужных литературе графоманов.
Я дай и напиши в шутку где-то в интернете, мол, Н. В. Переяслов стал графоманом. А тот возьми и прочитай вскоре.
– Неужели, Виктор, ты считаешь меня графоманом!.. – присылает он ответное письмо. – Утверждаешь, что я впустую работал все эти годы на литературу, не просвещение народа?
Мне стыдно, правда. Обижаю хорошего человека-писателя, который помогал молодым, обсуждая их на литературных семинарах. Я представляю себя старым и дряхлым, ослепшим наполовину. И мне присылают подобное:
– Ты, Витя, графоман, автор повести «Красный лотос» и романа «Последний рассвет». Зря вернулся из Америки и написал заметки «По ту сторону неба». А рассказы твои – позор!
Надо сказать, что писатели опускаются морально и физически. Я знаю, что молодой поэт и прозаик Игорь Федоровский шастает по помойкам, видя выброшенные там книги. Обливается кровью сердце юного литератора, мечтающего занять место хотя бы среди современников, которых редко, но читают. Скитаясь по сомнительным местам, он подражает известному омскому поэту Аркадию Кутилову, а внешним обликом Игорь Федоровский походит на советского и российского поэта, музыканта Егора Летова – у него длинные засаленные волосы и борода. А между тем, Игорь – лауреат двух молодёжных главных литературных премий им. Ф.М. Достоевского, выданных ему председателем омского отделения СРП А.Э. Лейфером. Игорь работает корреспондентом в коммунистической газете «Красный путь», его гоняют, как дворнягу, обзывают, не считаясь с его большим авторским талантом. А ведь рекомендует его в редакцию газеты сам Юрий Петрович Перминов.
Как отвратительно разит «потняком»-мочевиной от молодого поэта и прозаика Андрея Козырева – члена Союза писателей Москвы, редактора крупного омского альманаха «Менестрель» и мелкого – «Точки зрения». Ещё поражаешься его длинным ногтям, словно у Кощея Бессмертного. Но пишет парень очень талантливо, знаком с множеством известных российской литературе людей, а вынужден работать в школе с восьми утра до семи вечера. Приходя домой, он подавлен, лыка не вяжет, а ведь надо спасать литературу, помогать печататься авторам и самому не отставать от литературного процесса. Звонишь Андрюхе – он с удовольствием выдаст последние новости, касающиеся писателей в частности или культурных событий в стране. Он – как справочная, работающая в режиме художественного изложения, отвечает по первому зову-звонку.
Молодые писатели смешны и жалки, точно герои фельетонов. Честно говоря, у меня те же проблемы: я работаю в школе – у меня огромная нагрузка, я отец семейства. Правда, ещё не лажу по помойкам, как американский писатель и художник Генри Миллер или Игорёха Федоровский. А что касается авторов старше, необязательно членов писательских организаций, то распространяться не хочется. Ходят по школам и предлагают свои малюсенькие книжки на продажу, стоят на остановках и в переходах, читая стихи и рассказы, одеваясь маргинально. Игорь Егоров, например, член СРП, до поры до времени ходил и продавал свои брошюры в школах. Грешил недугом «торговли» в «храмах знания» Николай Седов, председатель Омской областной писательской организации – третьего союза писателей в городе. Это огромный и лысый мужик, похожий на ушастого тролля Шрека, он склоняется, прежде чем с вами поговорить. Подставляет крупное красное ухо-вареник.
– Специально издают мини-брошюры и договариваются с музыкантами по соседству, чтобы аккомпанировали, – с грустью пересказывает одну из своих статей омский журналист Дмитрий Карин. – В школы уж многих писателей не пускают, а в переходах смотреть на них жалко. Ладно, если молодёжь слэмится, разгуливая по барам, а если подражают старики… это диагноз!
Как подрастающее и образованное поколение оценит писателей, если они попадаются в столь странном виде? Молодёжи важно поговорить с живым писателем, прощупать его жизненную позицию, вдохновиться идеями, осмыслить мощность предлагаемого им продукта. Поняв спасительную необходимость чтения и творчества в 21 веке, молодые люди меньше станут интересоваться цветом штанов Филиппа Киркорова или формой причёски Максима Галкина.
К слову о форме и качестве… Приезжала в Омск Марина Саввиных – редактор красноярского литературного журнала «День и Ночь». Внимательно послушал её стихи восьмидесятилетний поэт и редактор Николай Трегубов, истинный ценитель творчества и женщин. Прокомментировал Вениамину Каплуну, мол, как поэтесса – слабенькая Марина Олеговна, а как женщина – намного лучше!
Почему-то я не представляю в стиле маргиналов ни Прилепина, ни Быкова, ни Шаргунова, ни Алёшкина тем более – эти люди отрекомендованы здраво. Не воображаю в облике разнузданности Кудимову, Шелленберг, Замлелову, Саввиных или Йохвидович. Однако государство не стремится облагородить представление о талантливых писателях, выходящих на страницах «Литературной газеты» или «Дня литературы». Не желают родные министры, чтобы молодёжь думала о ценностях, переданных авторами в «Октябре», «Знамени» или в «Нашем современнике». Не вызывает восторг одежда Юрия Полякова и Максима Замшева. И наш талантливый омский прозаик и поэт Николай Березовский ходит в обносках. Не вдохновляет душевное состояние Платона Беседина и Александра Балтина. Первого снова попросили уволиться, о чём он пожаловался на странице «Вконтакте», но СМИ для него единственный заработок и реализация таланта, ничего другого он делать не умеет, как тот же Березовский – собкор двух газет. А наш член Союза писателей России Юрий Виськин, борец за права рабочего класса – получает грошовую пенсию журналиста, он работал заместителем редактора газеты «Красный путь». Больше получил проблем и неясного отношения к себе, работая под редакторством Остапа Погарского.
Меня призывает Митрополит Омский и Таврический Владимир – я бываю часто в просторном кабинете начальника священнослужителей. В шутку и по-отцовски ласково Владыка называет меня великим писателем. Положит руку на голову и приговаривает:
– Что ты написал, Сусанин? Показал бы хоть моему секретарю – о. Димитрию Олихову.
Я пишу иногда для сайта Омской епархии Русской Православной Церкви, обозревая церковные мероприятия и делая очерки о священнослужителях. Владыке почти девяносто лет, но чувствует он себя молодцем; он издал столько книг, что позавидует любой старый писатель в прекрасном смысле.
– Не пиши того, Виктор, за что будешь винить себя, – он беседует со мной, сидя в кресле.
– Писатель честен, прежде всего, перед Богом и с самим собой! Всякое терпение вознаграждается.
И терпят писатели, ждут своего часа, когда им назначат хоть маленькое вознаграждение-жалование за работу, за публикации.
Правительству РФ как будто хочется лицезреть своих писателей униженными даже не ради удовольствия. Запертые в клетку равнодушия, прозябают и по-настоящему гениальные авторы. Не проводится профессионального отбора среди писателей, не ведётся счёт публикациям во благо великого дела. Конечно, государственный аппарат принимает письма с просьбами и жалобами, отвечает на них чинно, но ответственных за просвещение не волнует реальное стечение обстоятельств. Им невдомёк: писатель творит не ради единовременного обольщения Куняевых, Чупринина или Шульпякова – у него есть талант и потребность, он готов делиться самым дорогим – собственной душой.
Надо регулярно вести на крупных сайтах Отечества рубрику «Расскажите стране», где известные деятели будут делиться с аудиторией тем, как живут и о чём думают писатели, учителя и священнослужители, то есть люди, объединённые единым навыком – способностью воспитывать других. С писателями должны чаще сотрудничать СМИ и официальные структуры.
Карикатура: Виктор Власов и Захар Прилепин
Автор карикатуры: Евгений Васильев
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ