Неспособность поставить себя под вопрос ведёт к расчеловечиванию
01.10.2020
/
Редакция
Что более всего отличает культурного человека от некультурного? Способность поставить себя под вопрос, дар саморефлексии, умение отличать свою личность от своей роли, функции, маски. Этого дара нет у животных, но в отличие от человека животные лишены и дара выхода из своей животной природы, т.е. лиса не может перестать быть лисой, а человек может перестать быть человеком.
Неспособность поставить себя под вопрос ведёт человека к расчеловечиванию, потому что он утрачивает важнейший для наших дней1 навык — пребывать человеком, входить в человека в себе, наблюдать себя как человека. Быть функцией (набором функций) и быть человеком — не одно и то же, и надо уметь видеть эту разницу, чтобы обнаружить свой выход из человека, особенно в условиях внешнего давления — выдавливания человека из человека.
Когда человек убеждён в себе, в своей постоянной «праведности», он по умолчанию умаляет всё, что не похоже на его фантазируемую им «праведность»2 — т.е. нормальность, адекватность, реальность в его глазах. Такой человек выпадает из реальности и впадает в грёзы — говоря христианским языком, в «прелесть».
Расчеловечивание — это поначалу выпадение из бытия в функцию, из реальности в грёзу, а потом противостояние невыпавшим (иным в сравнении). Заканчивается это человеконенавистничеством и богоборчеством, противостоянием жизни как таковой и всему живому.
* * *
Добромыслие — это позитивная трактовка другого, которая «включена» по умолчанию. Вспомним хрестоматийный пример благочестивого игумена, который обходит кельи монахов и одинаково позитивно трактует и порядок в келье, и беспорядок. Кроме того, добромыслие понимает, что большинство людей хотят быть хорошими, только не могут это осуществить в себе на данный момент времени. Почему не могут — отдельная тема, но добромыслие знает, что если только появится такая возможность у другого, он непременно станет по-настоящему добрым, праведным. Все перекосы в людях — проблема пути, движения, растянутости их личности во времени и пространстве и травмированность обстоятельствами, событиями, ложью, другими людьми.
Сегодня же технологиями расчеловечивания большинство людей всё больше втягивается в зломыслие, когда «по умолчанию» включена, наоборот, дурная, недобрая трактовка другого. Стремление обвинить, приговорить, пришпилить ярлык и вознестись над ближним — удобный способ для всего злого в нас, чтобы назначить себя «важной обезьяной» во исполнение животного принципа доминирования.
* * *
Бессознательное зло3 в нас держится за неспособность поставить себя под вопрос, усомниться в правильности своих действий, своего выбора, своих мотиваций. Сказать о себе «я вполне хорош» мало кто рискнет, но мы думаем так о себе, не говоря этого ни себе, ни другим. Мы просто действуем, исходя из такого понимания себя.
В нас есть разрыв между тем, что я есть и тем, что я думаю о себе, потому объективировать себя — первая задача, осуществление которой как раз начинается с постановки себя под вопрос. Не фиктивной, напоказ, а реальной — действенной, по сути философской, касающейся мышления.
ВОПРОС-ОТВЕТ
Вопрос: Какая философия и идеология? Люди — всего лишь разновидность приматов.
Мой ответ: Когда не стремятся выше — да, но человек становится человеком в стремлении за пределы примата в себе. В этом отличие. Более того, человека можно превратить в нечто более низкое, чем примат, перенаправив его вниз, а не вверх, так что любая обезьяна будет выше по уровню человечности, чем сам человек. Разница будет в том, что примат ограничен и вверх, и вниз, а человек — неограничен и может расти и падать бесконечно (вечно).
_______________
1 Из-за произвола расчеловечивающих технологий, построенных по духовному принципу — душевные люди не могут им противостоять (душевное по природе вещей подчиняется агрессивному духовному — чтобы сопротивляться ему, надо подняться в духовное);
2 Особо плохо с этим у православных, т.е. думать о себе как о праведном они не решаются, зато ощущать себя таковыми привыкли — нет навыка ставить себя под вопрос. Привычка ставить под вопрос других, а не себя сильно мешает православным быть действительно православными — не в своей голове, в а реальности, т.е. перед Богом.
3 Именно бессознательное зло — главное, т.к. сознательных негодяев очень мало. «Не ведают, что творят», — говорит Христос о бессознательных злодеях-распинателях.
1 комментарий
Александр Зиновьев
09.10.2020Ой, мама, не дай Бог вот такому: «Способность поставить себя под вопрос,» появляться на страницах нашего журнала!