Суббота, 27.04.2024
Журнал Клаузура

Аккордика песни В. Федорова «Сегодня пасмурно»

Серия статей «Галерея концертной аккордики бардов».

Статья № 3

Начиная с этой статьи, их названия будут указывать на аккордовый аккомпанемент песни, который рассмотрен в данной статье. Однако, это не значит, что в статье дана информация только этого типа. Мы будем придерживаться тройственной структуры в подаче нашей информации, а именно: 1) разбор отзывов читателей на предыдущую статью; 2) подробности инструментария и программы накопления опыта аккордового аккомпанемента хорошего исполнителя песен; 3) аккордика песни, названной в заголовке статьи.

§ 1. Разбор отзывов читателей на статью № 2

Читатели как всегда раскачиваются потихоньку. На нашу статью было меньше отзывов, чем на первую статью. Но, все же, отзывы есть и мы их обобщили и представляем их здесь с нашими на них ответами.

Замечание № 1. То что у вас написано как B, H на самом деле B7/G# и H7/A, «секундаккорды», которые и звучат не так, как B, H. – Ваша правда не учитывает наши установки. В тексте статьи подчеркивается, что мы записываем название аккорда  только как базовое положение аккордово-берущей руки. Сексты, септы и так далее исполнитель должен находить, опираясь на свой музыкально-песенный слух.

Замечание № 2. Общепринятым обозначением считается горизонтально-зеркальная гитара, а у вас она вертикальная. Зачем эта разница с общепринятым. Неудобно читать тем, кто уже привык к общепринятому. – Мы дали обозначения, которые использованы в нашем учебнике «Песенная гитара бардов». Вертикальная гитара, по нашему мнению, удобнее чем горизонтальная и часто встречалась нами в различных песенниках. Пока мы не склонны к переделке вертикального ориентирования грифа на горизонтальное.

Замечание № 3. Вы пишите, что ваша школа ориентирована на эмпирическое обобщение только опыта аккордового аккомпанемента бардов, даже если это не совпадает с официальной теорией музыки. Это же дремучее прошлое. – Это, как вы выразились, «дремучее прошлое» является актуальным состоянием исполнителя песен бардов. Посильное ориентирование в песенно-слуховом пространстве – основа его исполнительской деятельности. Оно должно опираться на минимальный каркас усилий – не на универсально-теоретическую сумму, а на простые правила, привязанные к конструкции гитары. Эмпирическое обобщение помогает аккордово-берущей руке двигаться на грифе гитары и вдоль него. Пример простого различия «лесенка аккордов гармонии ↔ квинтовый круг таких аккордов в теории музыки».

Вопрос № 1. Есть ли в этой статье умышленные ошибки или неточности с вашей стороны? – Нет, в этой статье такой тип замысла не предусмотрен. Но он возможен в последующих статьях. Будьте внимательны, не расслабляйтесь.

Вопрос № 2. Вы написали, что не обнаружили записей аккордовых аккомпанементов у тех, кто заявил себя в Интернет как аранжировщик «песен бардов» или «авторской песни». Нам представляется, что здесь вы чересчур широко размахнулись. Например, не ошиблись ли вы с оценкой уроков аранжировки песен бардов со стороны Е. Быкова, выставленных в Ютуб? – Отвечая на ваш вопрос, нам пришлось выполнить немалую работу по анализу видеоматериалов Евгения Николаевича Быкова. Однако, мы благодарны вам за это. Действительно, материал этих видеоуроков является хорошим источником для накопления опыта аккордового аккомпанемента исполнителя песен, в том числе и исполнителя «песен бардов». Мы оцениваем ваш вопрос как заявку на заказную статью, потому что аналитический разбор информации всего курса из 17 уроков Е.Н. Быкова [1] требует не менее одной статьи. Здесь же мы приведен только графический вариант нашей аналитической оценки (см. рис. 1).  Ученик приобретает не менее 75 различных элементов «звеньев аккордового аккомпанемента». Темп подачи учебного материала не малый – примерно 5 (75/17) новых элементов за урок. Разбор же по «сигналам знания» будет в нашей заказной статье. Такой курс – это емкий материал для самообучения аккордовому аккомпанементу одного исполнителя и даже исполнительского дуэта в две гитары.

Рис. 1. Аналитическая оценка информации видеоуроков Е. Н. Быкова. Где: ось Х – номера уроков; ось У – количество новых аккордовых звеньев; часть А) – дифференциальная картина «урок-новые звенья»; часть Б) – интегральная картина роста количества «новых звеньев», предлагаемых в учебном курсе

Вопрос № 3. Вы показали нам схему моделей обучения современных «Гитарных школ», вышедших из гитарных школ КСП. Получается, что все школы кроме вашей «Песенная гитара бардов» прицельно не ориентированы на погружение в песенность бардов, а значит и не готовят бардов-исполнителей песен? — Да, вы правильно уловили главное отличие нашей школы «Песенность бардов». Есть разница между подготовкой самостоятельного исполнителя песен вообще (позиция «исполнитель песен») и подготовкой исполнителя «песен бардов» (позиция «бард – исполнитель песен»): 1) исполнитель песен вообще. Это –  артист эстрады, имеющий навык исполнения песен со сцены. Человек «моноспектакля», имеющий навык гитарного аккомпанемента. Он использует этот навык для своих сольных выступлений, где он аккомпанирует себе сам. Здесь исполнителя называют по-разному, например: «артист театра песни одного актера», «исполнитель театральной песни», «исполнитель шансона», «артист авторского соло». Гитарная практика осваивается как цепочка «гитара инструментальной музыки → аккомпанирующая гитара песен»; 2) бард – исполнитель песен. Как правило, это – способный любитель-самоучка с улицы. Он пришел в «песню» потому, что не может не петь песни – погружен в метафизику песенности, нуждаясь в ней как в важной составляющей Мировосприятия и даже Мировоспроизведения[2]. Он входит в позицию «исполнитель песен бардов», обнаруживая несколько или только одну из трех сторон: «поющий композитор песни», «поющий свои стихи поэт», «поющий исполнитель песни». Он приспосабливает гитарный звук под звучание своей песни. Гитарная практика возникает здесь как специальная практика поддержки звучания «песни барда», то есть как связка «песня бардов ↔ гитарный аккомпанемент песен бардов».

Пожелание № 1. Было бы неплохо, если бы вы добавили музыкальные аудиофайлы. Речь идет о вашем исполнении песен, аккордовые аккомпанементы которых вы выкладываете в статьях этой серии. В стандартном для классической шестиструнной гитары строе. – Это возможно. Сейчас организовано «облако памяти» (диск Google) в Интернет. Там будут храниться тексты всех статей серии. Туда же добавлю и файлы аудиозаписей песен в нашем исполнении. Доступ к «облаку памяти» простой – по ссылке, указанной в нашем интернет-сообщении.

§ 2. Программа и инструментарий накопления опыта

И так, исполнитель песен бардов видится нам как «бард – исполнитель песен». Если он исполняет «песню бардов» как исполнитель в образе «бард», то это значит, что он попал в русло песенности бардов. То есть, он выполнил «исполнительскую триаду барда» (сокращенно «ИТ»): 1) развернул песню по-бардовски; 2) удерживает песенную тему по-бардовски; 3) завершил песню по-бардовски, оставив песенный след послезвучания.

Когда мы говорим о накоплении опыта исполнения «песен бардов», мы говорим о накоплении опыта реализации «ИТ», которая всегда двойственна – имеет две опоры: культурологическую (образные представления) и технологическую (техника слухового владения гитарой).

А. Культурологическая опора

Исполнитель песен бардов должен быть готов к тому, чтобы самостоятельно определять взаимоотношение «музыкальный звук ↔ песенный звук» (см. табл. 1). Песенный слух и музыкальный слух связаны, но взаимно обусловлены не однозначно, а специфически. Не все, что звучит музыкально, является песней. Но все, что является песней, звучит музыкально.

Таблица 1. Логическое раскрытие отношений в пространстве «акустика  ↔ слуховой след восприятие звука у человека». Где: «Акуст.» – акустический, «Муз.» – музыкальный, «Пес.» – песенный, «Поэт.» — поэтический, «Обыд.» – обыденный.

Не любое соединение текста, музыки и вокального исполнительства приводит к уровню «быть песней». Не спасает здесь и тот случай, когда каждый из трех отмеченных элементов является результатом из профессиональной культуры: музыки от профессионального композитора, текста от профессионального поэта, вокала от профессионального вокалиста.

Песня является серединой процессной тройственности «квази песня ↔ песня ↔ перехлест»[3]. То есть, песенный материал должен дорасти до уровня «быть песней» и не миновать его, допустив, например, преобладание излишеств инструментальных украшательств.

Но фактически культурная ситуация еще сложнее – нет прямой зависимости отношения «текст песни на национальном языке ↔ песня той же национальной культуры песен, что и язык». Например, песня известного «барда – композитора» С.Я. Никитина «Переведи меня через майдан» создана на основе поэтического текста Ю. П. Мориц на русском языке. В то же время она, по замыслу композитора, является иллюстрацией «кобзарской песни» из украинской песенной культуры. Самого же явления «песни кобзарей» мы не смогли найти в истории русской культуры. Самым ближним были «песни боянов», однако нам удалось найти только тексты, но без музыкального сопровождения.

Б. Технологическая опора

Пришло время ввести читателя в наше знаковое письмо, которое мы будем использовать при записи аккордового аккомпанемента песенной гитары бардов.

Как вы помните, мы договорились, что будем записывать только положение аккордово берущей руки. Что нам для этого нужно? – Всего три маркера: 1) номер лада на гифе гитары, с которого начинается прижимание струн аккорда; 2) маркер двойного отношения: а) к звуку гаммы; б) к мажору или минору; 3) маркер номера пальцовки из «накопителя базовых пальцовок».

Формальная запись тройной маркировки любого аккорда выглядит так, как показано на фото 1.

Фото 1. Определение знакового письма для записи аккордов гитарного аккомпанемента песен.

Необходимо дать смысловое пояснение к введенному нами множеству букв. Эти буквы являются одним из «сигналов знания» с названием «Музыкальная гамма». В пространстве мажоро-минорной[4] музыки такая гамма состоит из 12 звуков, каждый из которых имеет свое название (см. фото № 2):

Фото 2. Определение знакового письма для записи аккордов гитарного аккомпанемента песен.

Нам осталось ввести «накопитель базовых пальцовок» и тогда у нас будет готовность к тому, чтобы записать любой аккорд песенного аккомпанемента с достаточной для нас точностью. Но такое введение мы сделаем не в этой, а в следующей статье.

§ 3. Монтажный лист песни

Буквенное обозначение аккордов мы оставим пока в общепринятой, но укороченной маркировке. Так же, как мы это делали в предыдущих статьях.

Фото 3.  Монтажный лист песни известного барда В.Б. Федорова «Сегодня пасмурно».

Сергей Орловский

Примечания:

  1. Видеоуроки см. здесь — https://www.youtube.com/channel/UCP5Uyx9kVToj-2eqtpPFZ4w.

  2. Потому мы и пишем в статье № 2, что у бардов есть своя метафизика с названием «Учение бардов». Возможно, читатель помнит, как изучали «Учение йогов» в бывшем СССР. Метафизику йогов отбросили, ставили только оздоровительную гимнастику. Учение превратили в Гимнастику. Хотя те, кто глубоко погружался в такую гимнастику неминуемо приходил к метафизическим представлениям об устройстве организма человека. Поэтому, мы с самого начала пишем, что у бардов есть своя метафизика – метафизика саморазвития человека сквозь материю Песни. Песня – это фундаментальное явление психофизики человека и Природы вообще. Отсюда и название «Фундаментальное Песневедение Бардов», положенное в основу «Учения Бардов».

  3. Как показывают наши исследования песенной практики в целом (песня бардов, композиторская песня, академическая песня, фольклорная песня и рядом и др.) эта тройственность выражена универсально цепочкой из 21 позиции. Только пять из них соответствуют уровню «быть песней современной культуры».

  4. Все музыкальные звуки, которые мы извлекаем на гитаре, это звуки и пространства мажоро-минорной музыки. Все это пространство оперто на музыкальную гамму из 12 звуков. От каждого звука можно построить один чистый минорный аккорд и один чистый мажорный аккорд. То есть, всего 24 разных чистых аккордов: 12 минорных и 12 мажорных. Собственно поэтому наша форма «накопитель аккордового аккомпанемента», предложенная читателю в статье № 2, содержит 24 столбца, что позволяет записать любую последовательность из 24 чистых аккордов мажоро-минорной музыки без повторений.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика