Суббота, 20.04.2024
Журнал Клаузура

Такая вот французскость. Премьера фильма Дениса Бродского о Елене Камбуровой

В ноябре в столичном Доме кино состоялся премьерный показ документального фильма «Путь – есть мечта. Елена Камбурова» режиссёра Дениса Бродского. Это четвёртая, снятая в тандеме с оператором Алексеем Галкиным, картина из задуманного цикла о гениях современности для большого экрана.

Дорога. Подстрочник  – «Наблюдение во время путешествия». Студенты ВГИКа, для которых Бродский делал мастер-класс, назвали монтаж картины интуитивным, имея в виду приём «живая камера».  Но как иначе? Ведь всё самое живое как раз в дороге.

Лет 7 назад режиссёр увидел сольный концерт Камбуровой, где она пела Окуджаву. «И вроде ты всё это знаешь, — вспоминает он, — песни Окуджавы много раз слышал, но тут было совершенно по-иному, я как-то сильно почувствовал поэта в тот момент, и всё вместе очень мощно отозвалось».

Нечто из лучших традиций французских шансонье – Пиаф, Бреля, Барбары – так он воспринял тогда выступление знаменитой певицы, её театр песни.

«Для меня Франция, — говорит Бродский, — более всего – культура, и с такой очень выраженной индивидуальностью, этакой французскостью, личностным присутствием. Я по этому принципу, кстати, выбираю героев для своих документальных  картин.  Франция и Россия связаны давно, и мы друг в друга очень вхожи. Широта и душевность – вот что нас объединяет, мне кажется. И  есть понимание какой-то иррациональности и какой-то природы земли, поэтому французы любят очень русскую культуру, а мы благоволим к французскому. Елена Антоновна такая, потому и ассоциируется у меня с французскими бардами».

Дорога. В одном ряду с менестрелями, идущими по дорогам Вселенной, наблюдающими за этим миром, связывающими людей, события, судьбы …

Кадр из фильма «Путь – есть мечта. Елена Камбурова»

Вслед за Вертинским, Окуджавой, Высоцким … которые нынче в её репертуаре. Камбурова говорит, что давным-давно поставила Булата Шалвовича на высокий пьедестал и смотрела на него снизу вверх.

Но высокое, казалось бы, недосягаемое, получилось присвоить, потому что наступает время, когда надо подхватить и идти дальше по дорогам – средневековым улочкам, водам Парижа и Венеции, меж российскими лесами и полями, на поездах, автобусах, самолётах – снова и снова нести и раздавать перлы души, чтобы потом получился богатый урожай духа.

Дорога. А ещё её однажды потряс дикий темперамент Жака Бреля – то, как сочиняет, как поёт. И со временем она поняла, что теперь может в этот мир привнести что-то своё, что-то вкладывать и в его песни тоже.

Ведь ничто никуда не уходит и не появляется  ниоткуда, один подхватывает волну другого и это море даёт нам возможность вдыхать свежий ветер.

Кадр из фильма «Путь – есть мечта. Елена Камбурова»

Съёмки во Франции Бродский мастерски соединил с выступлениями в российских театрах, и уже не разобрать, не разъединить эти крепко сплетённые мысли, строчки, волны со сцены в зал и наоборот. Да и зачем? Полотно сплетается плотно.

Дорога. Есть в ткани картины Енгибаров, Томас Манн, Вертинский, Бердяев, тот же Брель – их размышления, соображения, мысли о пути, о предназначении настоящего художника. «Цитаты и людей, — говорит режиссёр, —  выбирал по принципу созвучности. Это не те имена, что называла в наших беседах  Елена Антоновна, но те мысли, которые звучали. Это мой выбор под впечатлением от неё. Это отчасти тот материал, с которым я тогда работал, это какие-то мысли, которые возникали, а следом, для верного оформления появлялись и авторы».

Всё, как в дороге – авторы, как попутчики, и они сменяются телефонными разговорами, пейзажами за стеклом поезда – казалось бы, такая сумбурная, жизнь идёт своим чередом.

Кадр из фильма «Путь – есть мечта. Елена Камбурова»

Дорога. Первым в цикле о великих был фильм «Нездешний Виктюк», затем – две картины о Юрии Соломине, теперь – Камбурова. Бродский считает, что ему повезло – эти неповторимые художники подпускали его и его камеру ближе близкого, позволяли дойти до самых сокровенных уголков души и творчества, что, впрочем, для художника одно и то же.

«Все эти картины, — продолжает режиссёр, — складываются внутри театра, так почему-то диктуют обстоятельства. И мне захотелось вывести их именно на большой экран, чтобы передать переполнявшие меня чувства и эмоции от общения с этими неординарными художниками. Это моё признание им в любви. Случаю с Еленой Антоновной я дал название «высокое возрождение».

И ещё его герои говорят о тишине, потому что только из неё рождается то тонкое и искреннее, что бесценно для зрителя, и что каждый раз зовёт их прийти в театр снова. А тишину, как известно, может создать только путь.

И, значит, идём дальше …

Наталья Косякова

Фото к статье: Кирилл Алексеев


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика