Вторник, 16.04.2024
Журнал Клаузура

«Ночь перед Рождеством» как образец народной карнавальной культуры

Наша страна в очередной раз отметила праздник Рождества Христова, один из государственных праздников России. В этом году он прошёл под знаком пандемии коронавируса, и потому в  православных храмах было намного меньше верующих, чем в прошлые годы. Многие сограждане томятся в тягостных раздумьях о причинах, по которым высшие силы подвергли их такому испытанию. Известно, что среди жертв пандемии немало верующих и священнослужителей.

Как относятся современные россияне к старинному празднику Рождества? На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. Мнений и раздумий по этому поводу очень много. Было бы небезынтересно вспомнить в эти дни о трактовке этого традиционного христианского праздника одним из талантливейших русских писателей – Николаем Васильевичем  Гоголем. В 1830-ом или 1831-ом году он написал замечательную повесть «Ночь перед Рождеством», вошедшую в его ранний прозаический цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это было вступление в литературу человека, определившего пути её развития на долгие годы. Действие повести происходит в селе Диканька на родной автору Украине (или Малороссии, как её тогда называли). Как следует из самого заглавия, временем действия произведения стал канун Рождества. В это время в Диканьке произошли удивительные события, которые впоследствии сделались предметом художественного осмысления известными музыкантами, живописцами, литературными критиками и несколькими поколениями читателей разных стран.

Сюжет повести выдержан в фольклорном стиле, и поэтому включает элементы сказочной фантастики. Жительница села Солоха, имеющая репутацию ведьмы, поднимается на метле к ночному небу и собирает звёзды.

«Скоро ведьма набрала их полный рукав», — с видимым простодушием сообщает автор-рассказчик.

Вскоре на небе появляется ещё один фантастический персонаж — чёрт, который похищает месяц.

«Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя перекатывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец, поспешно спрятал в карман и …побежал далее»

Причина этой забавной кражи состоит в том, чтобы помешать богатому казаку Чубу дойти до дома дьяка Осипа Никифоровича, где намечалась предрождественская сходка односельчан. Чёрт задумал расстроить встречу дочери Чуба Оксаны с кузнецом Вакулой, влюблённым в неё. Причиной же этих козней нечистого духа стала работа Вакулы, увлечённого живописью, в местной церкви, где он изобразил в красках изгнание чертей из ада после Страшного Суда. Автор не заботится о правдоподобии излагаемых происшествий, передавая народные представления об устройстве жизни, включающие нечистую силу, которая часто  вредит, а порой и помогает добрым христианам. Особенно активизируются черти и ведьмы, как верили тогдашние украинцы (да и русские тоже) накануне православных праздников. В дальнейшем повесть изображает весёлую кутерьму нелепых событий: к ведьме Солохе являются гости, и один за другим прячутся в мешках, чтобы не быть уличёнными в связи с разбитной хозяйкой; кузнец Вакула, сын Солохи, вытаскивает мешки из дома и теряет их на улице, тяжело переживая  отказ гордой озорной Оксаны; сельская молодёжь во время рождественских колядок воображает, что в мешках находятся вкусные угощения, полученные кузнецом, и с удивлением обнаруживает в них спрятанных Чуба, дьяка и сельского голову. Вакула совершил полёт верхом на чёрте в Петербург, чтобы достать черевички (башмачки) царицы для любимой девушки (комическое переосмысление полёта на чёрте святого Иоанна Новгородского в Иерусалим).  Читатели этих строк, наверное, помнят фильмы, снятые по этой повести Гоголя, и всю вереницу забавных приключений, заканчивающихся счастливым соединением Вакулы и Оксаны в день Рождества. Отечественный кинематограф не раз обращался к этому образцу народной карнавальной смеховой культуры.

В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь выступает выразителем этой культуры. В ней причудливо смешиваются церковные традиции, языческие обычаи (колядования парней и девушек, попытки нечистой силы подчинить себе людей), иронические насмешки над слабостями земляков и их суевериями. В повести создана атмосфера веселья, праздничной раскрепощённости, далёкой от строгих церковных правил. Его герои любят пошутить, много едят и пьют (образы кума и  Пузатого Пацюка), сильно и искренно влюбляются, веселятся от души, не прочь использовать в своих интересах даже нечистую силу. Сцена сечения Вакулой чёрта хворостиной напоминает эпизод из жизни святого Никиты Бесогона. Ранний Гоголь был образованным человеком со здоровым мироощущением, хорошо знавшим и любившим  народную жизнь, свободным от мистических представлений последних его лет. Его изображение рождественских праздников представляет собой комический спектакль, в котором люди радостно отдыхают от трудов и тягот повседневной жизни. К сожалению, в наше время такое  свободное, «игровое» отношение к религии почти исчезло из обихода, поскольку влияние сельского образа жизни практически утрачено. Перечитывая весёлую сказку Гоголя, мы  сознаём, что с развитием цивилизации потеряли многое из народной смеховой культуры, столь яркой и  украшавшей жизнь нашим предкам.

Аркадий Цоглин

г. Саратов

 


1 комментарий

  1. вопрос,

    Уважаемый автор, позвольте заметить: «игрового» отношения к религии в народе никогда не могло быть, нельзя путать народную шутку, игру, народные байки, шутливые рассказы — любое народное творчество и религию народа, эти вещи не совместимы! А Вы этого не чувствуете, судя по вашим суждениям. Вы правильно заметили, что Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством» отображает народный быт и культуру, но не отношение к религии, потому что сам писатель это чётко понимал, а вы домысливаете по своему восприятию. И с развитием цивилизации мы ничего не потеряли из народной культуры, мы её храним и бережно передаём новым поколениям, а шутить, уверяю Вас, и сейчас народ умеет.

Добавить комментарий для вопрос, Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика