«У него было невероятное чувство внутренней свободы».
Актёр Борис Токарев (Саня Григорьев из «Двух капитанов»)
«Я переняла у него то, — что в нашей работе никогда не должно быть ломовой пропаганды».
М.Захарова, МИД РФ
Однажды, в американском конгрессе 1986-го, к нему обратились с высокой трибуны: «А вы можете в простых словах сказать, что случилось с Чернобылем? На что В. Чуркин не задумываясь парировал: «А вы можете в простых словах ответить, что произошло с Челленджером?»
Коллеги по Совету Безопасности ООН, этой «горячей сковородке», — как выражались обитатели совбеза, друзья-коллеги В. Чуркина: — вспоминают о нём с чрезвычайной теплотой.
Ли Баодун (посол КНР): «В. Чуркин — это безусловно маэстро дипломатии. Выдающийся сын русского народа».
Эдит Ледерер (Associated Press в ООН, сейчас преподаёт в Гарварде):
«…он был маэстро! Суперпрофи: у него была способность биться до конца».
Антонио Гуттериш (генсек ООН): «Это огромная потеря для Российской Федерации. Потеря для всей Организации Объединённых наций. Память о нём навсегда останется со мной».
Чезаре Рагальини (итал. представитель при ООН): «Он был дипломатом с большой буквы. Умел спорить. Обладал потрясающей диалектикой».
А. Денисов (посол в КНР), старый товарищ Чуркина по студенчеству, вспоминает, что прозвище у Виталия было «Теоретик»: за его рассудительность и математически-аналитический склад ума.
Постоянный представитель US при ООН Саманта Пауэр (сейчас профессор в Гарварде) отмечала великолепное актёрство Чуркина, подвижность, приветливость. Одновременно «упёртость», строгость, дисциплинированность — вплоть до жёсткости: в непримиримых дилеммах политического бытия.
В музее МИДа РФ хранится знаменитая кожаная папка Чуркина, потёртая, видавшая виды, не совсем, скажем так, презентабельная:
«Человек-звезда, в бытовых вопросах он был абсолютно неприхотлив», — проводит экскурс в прошлое Мария Захарова.
56-й госсекретарь США Генри Киссинджер написал В. Чуркину к его 65-летию по старинке — на бумаге и в конверте. Среди положенных поздравительных фраз там было указано, что, дескать, из всех послов, которых он знал, В. Чуркин — самый выдающийся.
Увы, Виталий Иванович один день не дожил до юбилея. Так и не открыв конверта першего приятеля Генри. Ушёл прямо на рабочем месте 19 февраля 2017 года. Всегда спешащего, добродушно-живого, острого на язык его трудно было вообразить неподвижным. Навек уснувшим.
Спасателям из 911 надо было лишь перебежать 67 Авеню, где находилось постпредство. Но увы… Не успели.
В. Чуркин, установивший рекорд по длительности пребывания в должности постпреда ООН от СССР — до РФ, очень похож был на истинно западного персонажа: real establishment. (Шутка ли — больше 40 лет в дипломатии! Почти одиннадцать — при ООН.)
Ему даже предлагали (не всерьёз, конечно) перебежать на Запад. На что он (с ехидной усмешкой) отвечал, — мол, в ожидании подобного у вопрошающего пройдёт вся жизнь. [Хотя супруга Ирина Евгеньевна говорила, что, собственно, возможности покинуть СССР было сколько угодно. Но — и в мыслях такого не водилось.]
Он начинал служить полпредом в один из самых сложных периодов американо-российских отношений (Картер—Брежнев, Вена-1979). А на западных голубых экранах и вовсе стал появляться чуть ли не первым из советских официальных лиц. По популярности уступая разве что Горбачёву. И не исключено что Познеру — с его ярко ажитированными телемостами в шоу Фила Донахью.
С Нью-Йорком у Виталия Ивановича сложились непростые, одномоментно доверительные, братские отношения. Они будто созданы друг для друга: быстрый ахматовский бег времён покорил безапелляционностью, прямотой и поиском правды и только правды. И главное — преданностью идеалам того и другого. Социализм — капитализм. Новая Россия — Старый Свет. Антиглобализм — мультикультурализм.
Способствовало тому, кстати, виртуозное владение языком. О чём ходили буквально легенды.
В. И. Чуркин сыпал цитатами из кинолент, песен, стихов, текстов англо-американских классиков. Блестяще использовал сленговые выражения, в конце концов. Что восхищало англоязычных собеседников. [В англ. яз. существует целая культура сленговых оборотов. Их намного больше, чем в русском языке. Вовремя, к месту их употреблять — нелёгкое искусство.]
Особо хочется коснуться Балканского кризиса. Где Чуркин — был на передовой в прямом смысле слова. Делал всё, что мог в рамках своих полномочий спецпредставителя президента РФ. Что кончилось приснопамятным чуркинским вето «Нет» — на обвинение сербов в войне и геноциде. Предотвратившее дальнейшую эскалацию жестокого конфликта. За что сербы воздвигли ему памятник в Восточном Сараево: «Спасибо за русское «Нет»», — выгравировано на постаменте. [Это же самое можно сказать за «Вето» по Сирии.]
Именно сербы инициировали водружение монумента выдающемуся русскому дипломату на его малой родине. В деревне Маринкино Владимирской области. (Открыт 21 февраля 2019 г.)
«Ни от какой другой деревни или города, какими бы прекрасными они ни были, я не испытывал такого притяжения, как от Маринкино. И вот что в дополнение имею сообщить: чем дальше я нахожусь от Маринкино, тем притяжение сильнее», — читаем в мемуарах Виталия Ивановича.
Потом был Брюссель. Личное знакомство с монархом Монако — князем Альбером Вторым. Чем последний гордился чрезвычайно. Мало того, европейские официальные лица, приезжая в Нью-Йорк, частенько останавливались-столовались сначала у Чуркина. Позже уже разъезжаясь по протокольным гостиницам.
Затем — пять лет в Канаде. Что плавно переросло в крупную арктическую эпопею. Сделав в Арктическом комитете весьма много для спасения и сохранения русского Севера. Для восстановления там нашего влияния. Выведя мотив Северного ледовитого океана в совершенно иную плоскость — на новый уровень. Учитывая тему глобального потепления, увеличения судоходства — усиления присутствия РФ на крайнем Севере. Обильно политом героической кровью русских моряков — исследователей-первопроходцев ушедших, но незабытых, веков.
Чуркин — на передовой в Совбезе ООН уже по крымскому конфликту-2014. Где шли настоящие (и нешуточные) словесные баталии по проблеме возвращения («аннексии») полуострова. Со своей известнейшей (сродни антиглобалистской путинской в Мюнхене-2007) речью: «Вчера произошло поистине историческое событие…» — перейдя, по мнению некоторых политологов, к эпохе «личной дипломатии» (термин, мнемонически закреплённый за В.Ч., — авт.): когда к сухим разумным сентенциям присоединяется-подключается сердце, душа и совесть.
Когда жуткую войну на Донбассе он эмоционально, с надрывом в голосе, сравнивал с балканской. И небезосновательно. Сербско-хорватские руины очень напоминают по сию пору — Донецкие: «Любой политический экспромт должен быть подготовлен всей твоей жизнью», — объяснял свою сердечную заинтересованность, глубокую вовлечённость в тотальные мировые процессы В. Чуркин.
В заключение — пара-тройка фраз от Виталия Чуркина
«А что касается представителя UK, то хочу посоветовать: верните Мальвинские о-ва, верните Гибралтар. Верните аннексированную вами часть Кипра. Верните архипелаг Чагос в Индийском океане. Который вы превратили в огромную военную базу. …Потом и поговорим».
***
«Прекратите снабжать террористов оружием и деньгами! И я вас уверяю, — что гуманитарная ситуация в Сирии очень быстро исправится».
***
«Посол Лайалл Грант задал мне прямой вопрос: почему арестована Надежда Савченко? Вы что, газет не читаете, что ли? Вы такие наивные, что ли?..»
***
«США взяли привычку — воровать по всему свету российских граждан. Предъявят им надуманные обвинения — иногда в резкой провокативной форме. И всё».
***
«А я хотел бы спросить ув. представителя US. Оружие-то массового поражения нашли в Ираке или всё ещё ищете?»
***
«Про «художников» говорил украинский коллега. Там им в Вашингтоне нарисовали упрощённую схему: кого свергать, кого куда назначать, что делать. И они идут и идут по этой упрощённой схеме — тут даже красок не нужно».
***
«О каком достоинстве террористов вы ведёте речь?»
***
«Я не знаю, как вы будете плясать… Но переговоры будут вестись по широкой повестке наших отношений. И они не будут диктоваться Киевом по 1-2-3-4».
***
«Госпожа Пауэр начала с упоминаний о Толстом и Чехове. А закончила, опустившись до уровня бульварной прессы. Мы категорически не приемлем оскорбительных высказываний в адрес своей страны!»
***
«Я от всей души благодарю вас, господа… До свидания»
Примечание:
Заглавие заметки взято из любимой детской присказки В.Чуркина времён актёрства в кулиджановском фильме «Синяя тетрадь»: «Я обязательно буду дипломатом ленинской школы», — сказал Витя после съёмок в картине. Вместе с Б.Токаревым они сыграли тогда двух подростков — братьев-пацанов, начальников ленинского шалаша в Разливе. Так и оставшись на всю жизнь друзьями.
Фото с сайта NR
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ