Новое
- Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 -1744) — Русский поэт-сатирик и дипломат
- Лидеры индустрии: Ваш вклад – наше общее будущее: Вручение Премии за развитие детской отрасли «Best for Kids» состоится 7 ноября
- Ляман Багирова. «Гончар». Рассказ
- Цвет и воздействие на зрителя: работы живописца Хоакина Соролья
- Да будет светозарен этот мир…
- «Ведь Грибоедов – отчасти о себе…». К 200-летию «Горя от ума»
«Сам черт не разберет»
19.02.2021Как известно, народная речь содержит в себе представления о жизни и нравственные принципы общества. В том числе, его религиозные воззрения, игравшие в истории столь активную роль. Особенно информативны устойчивые словосочетания с яркой образностью — фразеологизмы, в которых зафиксирован духовный опыт народа.
В богатом составе русских фразеологизмов, созданных фантазией народа, немалое место занимают образные словосочетания с упоминанием нечистой силы из церковной мифологии -чертей. Причем, в этих фразах черти зачастую оказываются носителями положительных качеств – ума, ловкости, находчивости и т.п. Например:
«Вот так спрятал! Теперь ни один черт не найдет»
Здесь явно выражено восхищение ловкими действиями человека, уподобленными необычайным способностям чертей.
Порой о чьей-либо смелости, решительности в поступках говорят:
«Ему сам черт не брат!»
А если в каком-то деле трудно разобраться, употребляют фразы «здесь сам черт голову сломит», «сам черт не разберет». Есть и выражение «сам черт ногу сломит» — о большом беспорядке в доме. В обоих случаях предполагается, что черти умственно способны и ловки в гораздо большей степени, чем люди. Интересно отметить, что словечко «сам» характеризует уважительное отношение к черту — этому традиционному противнику Бога. Часто можно услышать фразу «Черт возьми!» со значением возмущения, удивления и даже восторга по какому-то поводу. Люди тем самым связывают свои эмоциональные переживания с той же нечистой силой: «Черт возьми! Никогда не видел ничего подобного».
Но бытуют и фразеологизмы, где отражается исконно негативное отношение к чертям: «Принёс же чёрт этого типа!» или «Какой чёрт занес меня в это гиблое место!», «Чёрт попутал меня искать легких денег». В них тоже выражается представление о могуществе чертей, умеющих подчинить людей своей воле.
Известно выражение «чёртова дюжина», употребляемое в популярной песенке Пепиты из оперетты «Вольный ветер» («Чёртову дюжину детишек растила дома матушка моя…»). Как видим, русскоязычные граждане постоянно находятся в контакте с воображаемой нечистой силой, даже не сознавая этого. «Черти» у них просто с языка не сходят. Очень выразительны такие фразеологизмы, что и обусловливает их живучесть и распространенность.
Между тем, деятели церкви всегда предупреждали верующих о недопустимости самого упоминания в речи чертей и бесов. В основе такого запрета лежит древнее суеверие, гласящее, что упоминание черта может вызвать его появление с самыми печальными последствиями (помяни черта, он и появится). Священники пытались воспитать у людей страх и неприязнь к «нечистой силе». Но вопреки предписаниям руководства РПЦ, в русском языке, как мы убедились, существует и активно употребляется большое число образных выражений с упоминанием чертей. Интересно отметить, что в сознании народа часто черти были связаны с попами. Например, в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» будущий вождь восстания Пугачев говорит своему товарищу:
«Молчи дядя, поп в гостях — черти на погосте»
комментария 2
Александр Зиновьев
24.02.2021Собственно вполне так написать — ни один ЧЁРТ мне (нам) не сделал НИЧЕГО плохого! Собственно как и хорошего! А почему — да потому, что ЧЕРТЫ — придумка, их выдумали люди для неких эмоциональных отвлечений от СЕРОГО быта. А вот священники всех мастей, ну кто с нами контактирует и с нас на своё житие бытие деньги выманивает (и с Государства) — эти вполне могут быть и хорошими и плохими! Вот лично я их вижу совершенно несчастными, потому как они ступили на стезю обманов!
Но, простите, не нами придумано, а теми, кто был во те годы чёрен разумом и готов был верить во что угодно и кому угодно!
Диана
19.02.2021Статья смело разрушает стереотипы восприятия «богохульской» фразеологии, исследует истоки возникновения многих пословиц и поговорок. Благодаря беспристрастному взгляду исследователя, многие фразеологизмы с упоминанием чертей теперь не только «реабилитированы», но и открылись нам новыми гранями и смыслами.