Новое
- Александр Полежаев (1804 -1838) — русский поэт первой трети XIX века
- Бизнес и экология: поговорим о корпоративной социальной ответственности
- Истоки доброты музыканта Ирины Лебощиной
- Dasein и человечность: кино (не)прошлого («Перед рассветом», «Перед закатом», «Перед полуночью») как манифестация семейной состоятельности
- Международный день благотворительности: праздник добрых дел
Где оскорблённому есть чувству уголок? Алексей Бородин на сцене РАМТа представляет «Горе от ума»
19.02.2021В начале февраля Российский академический молодёжный театр представил премьеру грибоедовского «Горя от ума» в постановке Алексея Бородина.
В ходе репетиций Алексей Владимирович к основному названию прибавлял через запятую «или 200 лет спустя». «Со времени написания пьесы, — говорит Бородин, — прошло почти две сотни лет, и Александр Сергеевич красивым образом как будто протягивает нам руку и даёт некую помощь, чтобы получить возможность оставаться самим собой, и себе не изменять. Открылся какой-то очень ясный, над всем летящий темперамент, сила, энергия Грибоедова. Она просто открывалась, открывается и, я надеюсь, будет открываться».
Задумка поставить «Горе от ума» появилась у худрука РАМТа давно. «Надо же вообще когда-то поставить», — иронизирует он. Но воплощение замысла в сегодняшние дни кажется Бородину особенно важным, он всегда считал и считает, что театр, в особенности, молодёжный, обязан жить сегодняшним днём и доносить до зрителя сегодняшние смыслы.
И его «Горе от ума» именно такое — не хрестоматийное противостояние двух лагерей, по его словам, эта пьеса – какая-то бездна с множеством смыслов, которые приближаются к нам сегодняшним очень мощно, когда грубая дуальность, приобретая множество оттенков, перестаёт быть однозначной.
В РАМТе вообще никогда не бывает рутинно и скучно, и чуть ли не наизусть известный всем грибоедовский шедевр равнодушным никого не оставит точно. Вы не заскучаете — герои будут появляться из зрительного зала, из лож – отовсюду, и уводить вас в пространство снежной белизны и цвета, созданное главным художником театра Станиславом Бенедиктовым, пространство вопросов и смыслов, где вам будет уютно, но и тем для раздумья получите целую корзину.
Исполнитель роли Чацкого Максим Керин признаётся, что не осилил изучение всех исполнителей этой роли за 200 лет, но согласен, что его герой – неизменная лакмусовая бумажка своего времени, да и времени любого – кому удобен неудобный человек?
«В то же время, — говорит актёр, — мы пытались уйти от актуальной политичности. Я бы охарактеризовал ситуацию, следуя за Стоппардом, так: входит свободный человек. Мне кажется, спектакль больше об этом. Мой Чацкий – человек свободный во всём – в мыслях, в проявлениях, в поступках, в чувствах, его свобода – не вседозволенность, а особая ответственность».
И тут же исполнитель роли Фамусова заслуженный артист России Алексей Весёлкин даёт такую трактовку: Фамусов — парафраз Чацкого. «Он же всё это прожил, — говорит актёр, — а потом начинается какое-то прозрение. С мудростью, с образованием, с семьёй приходят совершенно другие понимания того, что существует в мире».
Его Фамусов всё видит и всё понимает, но в силу опыта и возраста уже знает, что не надо так радикально рушить, что надо, прежде всего, создавать. И с Чацким как он может не приятельствовать, коль отец молодого человека был его другом.
«Да, — продолжает Весёлкин, — Бородин сделал их друзьями, врагами они не стали, и это нормально. И всё же энергия Фамусова, который за три года отсутствия Чацкого так гармонизировал себя, что может защитить созданное им пространство, вытесняя того, кому, как это часто бывает с отсутствовавшими и возвратившимися, кажется, что он теперь обладает новой энергией и новым знанием».
Его Фамусов моложавый, энергичный и вовсе не брюзга. Зная, что эта роль знаковая, актёр, по его словам, тем более не видит смысла лепить привычный стереотип.
А ещё вечная российская история с дорогой, перекликающаяся с каретой Чичикова: эта Птица-тройка, спасёмся или не спасёмся, тьма и свет, преступление и наказание, отвалится колесо или нет, а кто здесь находится, куда мы приехали, будем ночевать или не будем, обокрали нас или нет, доедем ли… Карета- скиталица, некий ковчег – метафора, словами Алексея Весёлкина, в концентрированном виде возможная только в театре.
«И трудно было работать с текстом, — добавляет Максим Керин, — половина – крылатые выражения, которые по-актёрски хотелось подать предельно вкусно. А его надо было опрокинуть, чтобы за текстом возник гений Грибоедова, огромный человек – свободный по способу жизни, по способу мышления. Надо было найти в этом тексте именно ту грибоедовскую иронию, тот нерв, ту боль, при этом всё должно было возникать как бы само собой. Нам, как ни странно, от текста нужно было освободиться».
комментария 2
Лидия
08.07.2024зачем актёры так торопятся, так быстро говорят? Спектакль современный, в нём время летит и пролетает, а хотелось бы внимательнее присмотреться и к веку 19 , и к своему 21. Не увидела живых людей, у Грибоедова они живые, хорошо знакомые ему, увидела актеров, хорошо исполняющих свои роли и волю режиссера.
Спектакль смотрела дома , по телевизору, может , в этом дело. До конца не досмотрела
Инга
27.02.2021А.С.Грибоедов современен во все времена! Его ранняя потеря- трагедия для России, ещё не такое открыл бы для нас о нас!Конечно, надо посмотреть спектакль, чтобы оценить то, что предлагают артисты и сравнить с мыслями автора… Боюсь, что «исключить совсем текст», как говорите, невозможно — в нём вся соль и прелесть, которая восхищала Пушкина и до сих пор ценна тем, что и сейчас про нас! Желаю успехов Театру и коллективу исполнителей, очень хочу увидеть спектакль. Спасибо.