Пятница, 26.04.2024
Журнал Клаузура

У виноватого прощение проси. Или кто ты, писатель?

И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму:

что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?

Ветхий Завет

Глобальное — глобальному. А вот увидеть цветное в сером воробье, прекрасное в гусенице, открыть раму и выпустить бабочку, застрявшую между стёкол, на волю. Да ещё много-множество дел у писателя. А ещё «милость к падшим», любовь «к недостойным». Но не на словах, не в рифмах, а на самом деле соответствовать тому, что сказал. Потому что много людей пишущих, рифмующих, издающихся, но читать «Дневник убийцы», написанный в тюрьме, «Повествование оборотня», «Счастье насильника» — это не является сферой настоящего чтива. Это за гранью.

Писатель в первую очередь, это личность всепрощающая, находящаяся словно надмирно, взирающая с высоты, умеющая охватывать, понимать, вникать, входить в положение, становиться не просто частью своего текста, а именно быть им – текстом, выстраданным, выплавленным, текстом человеческим, людским текстом. Именно такой текст будет шедевром. А не иной, где писатель обижен и мстит посредством своего повествования.

То есть личность писателя является первичной.

Далее следует талант.

Писатель-злодей никогда не станет любимым в народе. Вот представьте Каина или Иуду в образе гениальных писателей. Кто их будет читать? Никто. Разве  только редкие литературоведы. Это всё равно, что Павел Фёдорович Смердяков Достоевского в образе неотразимого красавца.

Писатель – и благословен, и проклят. Это некая Валаамова ослица, которую били, но она спасла жизнь самому Валааму.

И ослица просит прощенье у Валаама, хотя не виновна абсолютно.

И склоняет она свои хрупкие передние ножки, и цокает копытцами. И кладёт голову на пыльную дорогу, и трясёт ушами, но с места не двигается. Трогательная картина. Лишь только пред такою торкает сердце. Закипают слёзы, хочется погладить рукой пыльную жёсткую спину ослицы. Стань ею! Стань этой поруганной ослицей! Спасшей жизнь твою. И розовый закат, плача, ткнётся в землю, и громадное жилистое солнце падет за горизонт. И ничего нет лучше, чем просить прощенье у виноватого, у побившего тебя три раза беспричинно.

«Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя».

Но не было у Валаама меча, и оставил он ослицу жить.

Моя симпатия в данном случае вся – к образу ослицы. К ей испуганным глазам, но твёрдом взгляде. К её опущенным ресницам, но стёклышкам слёз на них. К её склонённому лбу в белых пятнах.

И травинка прилипла к шкуре.

Вот бы стряхнуть её.

Вот бы прижаться телом к тёплому телу. Так, иногда образ, который, казалось бы, не должен вызывать сочувствия, наоборот, вызывает его. Сам Валаам, считался пророком, но оказался грешным. Вот так и писатель, считающий себя праведным, добрым и честным, является лишь подобием Валаама, ввергшим Израиль в грех. Уводящий от правды. И лишь ослица – она и есть одна из всех, заслуживающая сострадание.

И вот вопрос Смердяков (в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы»)– это некий прообраз, которого тоже ввели во грех? Или этот образ в грех вводящий, искушающий? Некая Валаамовская ослица в квадрате или антипод её? Для этого надо обратиться к образу Родиона Раскольникова, восклицающего:

«Я не старуху убил… я себя убил…» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») И поэтому, убивая кого-то – убиваешь себя в первую очередь. Всё живое в себе, сердечное, духовное. И никакая цель не оправдывает средства. Никакие мотивы. Выше человека и его жизни нет ничего. И никого. Нет избранных. Больших. Великих. И писатель, переступивший – в первую очередь это убивший в себе писателя. Творца. Искусника. Сотворителя.

И жизнь, словно раздваивается на две жизни – разветвляется. Раскольников с ужасом нечеловеческим признается Соне: «И не деньги, главное, нужны мне были… когда я убил… мне надо было узнать тогда, вошь я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу?» Вот этого не надо – смочь! Суметь! Переступить! Ни за что!

Писатель сам себе, как пожизненная каторга.

Писатель переступивший.

Теперь перейдём к покаянию. Преодолению своих страстей и ревностному отношению к себе подобным. Не секрет, что писатель писателю не только друг. Писатель писателю – это и брат, и соперник, и подстегиватель. Он отчасти сам Раскольников, идущий на Сенную площадь, как ему советовала Соня, становящийся на колени и целующий землю, людей…

«Все заодно в нем смягчилось, и полились слезы…»

Писатель отчасти Валаамова ослица и пророк Валаам. И хочется, чтобы ослица была в теле писателя. Чтобы вопрошала: «…что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?» И каков будет ответ? Потому что хочется кушать, как в басне Крылова? Переступать, выхватывать премии из рук другого, соперничать? Неужели у такого станут книги читать? Раскупать их в магазинах? Нет. Образ писателя должен быть иным. Я не говорю о безупречности. Ибо это – живой человек, он может ошибиться, оступиться, стать ослицей упирающейся.

Сейчас очень легко быть человеком пишущим – бумага, авторучка, компьютер, несколько курсов, мастер-классов – и вот уже специалист готов. А там и премии не за горами, издательства, гонорары. Но, несмотря ни на что – Достоевский один единственный, Гёте, Фейербах, Гомер, Пушкин, Лермонтов, Блок – всё в единственном экземпляре.

Как и Валаамова ослица, чьё кредо – спасать даже путём своей собственной жизни.

И снова, снова тянется рука погладить её тёплую шкуру, увидеть её глаза – слегка раскосые, широко открытые. И понять, что кроме пятидесяти оттенков серого, есть её более ста оттенков этих оттенков.

Приведу ещё один пример исключительности писателя. Это Януш Корчак — великий педагог, родившийся в 1878 году в Варшаве, в семье адвоката, который  учился исключительно в русской гимназии, с детства читающий Достоевского, Пушкина, Тургенева. Написавший книги «Правила жизни», «Как любить ребенка», «Король Матиуш Первый», «Кайтусь-чародей». Судьба Януша Корчака сложилась так, что он со своими воспитанниками детского дома оказался в концлагере Треблинка, и вместе с детьми добровольно сам пошёл в газовую камеру. Вот он подвиг человеческий! А ведь Корчак мог отказаться – ему даже немцы предлагали не ходить с детьми, остаться. У Корчака была возможность бежать, бросить детей. Спастись. Это словно бы вдруг у пророка Валаама оказался в руках меч…

И вот она музыка – тихая…

Вот она – судьба настоящего писателя. Вот она – высшая принадлежность. Вот он памятник – на века. Вот он путь – в вечность.

Всё остальное – не путь. Не память. Не благодарность. Не вечность.

И лишь высшая мудрость становится мученичеством. Выстраданностью. Осознанно и бесповоротно Корчак произнёс: «Не все люди мерзавцы!» и шагнул в бессмертие.

Казалось бы, чем связаны в данном повествовании Корчак и Достоевский? Ибо времена разные. Века иные. Обстоятельства – тем более.

Эта связь – высота духа. Жертвенности. Умение быть до конца своих дней подлинным писателем.

И глядит, глядит – пронзительно, взыскующе Валаамова ослица.

И ты садишься на неё, глядишь руками розовую холку, трогаешь её шершавые уши, прикасаешься к тучным бокам.

И трижды твоя рука вздымается, а в ладонях хлыст зажатый крепко-накрепко.

Но не спеши, писатель, погонять её, ибо она ангела видит. Блаженного. Кропотливого. Прозрачнокрылого. А вокруг сады – яблоневые. Яблоки так и валятся в твою корзину. Сами.

Но одно откатывается, ударяет тебя в бок с бешеной силой. Аки пуля.

Поэтому склони чело своё, послушай ослицу, опусти руку. Смирись.

И лишь когда наполнится сердце  твоё невыносимой любовью, жертвенностью, умением пойти вместе с сиротами на смерть, когда ты сделаешь этот шаг – вот тогда ты и есть писатель. Творец.

И пей этот воздух. Думай на этом воздухе – дымном, красном, яблочном. Мысли его языками. Огня, пламени, воды, неба.

Ибо высшая правда – это шаг. Всего лишь шаг. Шаг в пропасть.

Пропасть может вытолкнуть тебя на поверхность, а может и унести в своё горнило.

Поэтому не убивай себя сам.

А живи, как Корчак Януш живёт в меди, став ею.

***

Пусть я худшая твоя сестра, пусть мертворождённая, пусть злая или добрая. Не молода – стара. Но из всех последних сил я обнимаю! Не руками, ибо из Венер я Милосских, каменных, безруких,  безъязыких, убранных из сфер социальных в чёрном списке, круге.

У тебя, виновной, я ищу, сколько лет прощенье – век ли, два ли? Но за эти земли умирали, если б можно, чтоб перерождали, пересотворяли, возвращали.

Ты же – как подросток: розов, щупл.

Плечи, кости, рёбра, что скрывать – и родные, тёплые ключицы. Да, я – худшая твоя сестра, хуже самых худших – зверя, птицы, хуже камня, дерева, травы! Проспала я и не доглядела, как ушла ты, выпорхнула смело, плюнула и – настежь дверь! Увы!

Библией клянусь! Звала! С виска кровь смывала, что была горька. Библия вся снята с языка, вырвана!  Ты мне:

— Пока, пока!

Хочешь, я признаю, вот те – свет. Ты – кричащий. Я – вся крик – поэт? Хочешь, смерть бери. А хочешь, жизнь! Лишь вернись!

Светлана Леонтьева

Иллюстрация к статье: Картина «Портрет мужчины, записывающего результаты своей работы». Художник Гюстав Кайботт


1 комментарий

  1. Алексей Курганов

    Явный перебор с пафосом. Современный писатель это обыкновенный обыватель, для которого написание текстов или забава, или призрачная надежда заработать на этих тестах денег.

Добавить комментарий для Алексей Курганов Отменить ответ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика