Суббота, 20.04.2024
Журнал Клаузура

Космос, человек и его здоровье

Сила космической мысли —

Путь к глобальному творчеству,

Сила глобального творчества –

Путь к здоровью, успеху…

Я. Колтунов

История развития человеческой цивилизации оставила в наследству 21 веку своё осознание многотрудного поиска ответов на вопрос, что такое Космос и человек, прежде всего его здоровье.

Особенно поражает понимание влияния Абсолюта космических закономерностей Вселенной на состояние организма и его систем, не только живого мира, с которыми сталкивался человек на своем пути познания окружающего мира.  Конечно, прежде всего на проявление потенциальных возможностей человеческого организма, роль его мотиваций с помощью мысле-образов и – форм в сохранении здоровья, о чем свидетельствуют удивительные результаты опыта врачебного искусства, знахарей и целителей всего мирового сообщества.

Так данные исследований к.м.н. В.С. Юрданова показали какой мощью обладает мысль: так её сосредоточение на руке во время вдоха приводит к уменьшению температуры в зоне концентрации до 6 град., а во время выдоха — к повышению её на другой руке до 12,4 град. (по Цельсию). А в данном месте, как при вдохе, так и при выдохе, меняется характер биохимических реакций, скорость оседания эритроцитов, содержание сахара в крови и т. д.

Не случайно удивительное преображение американского астронавта Эдгара Митчелла. Это он с двумя коллегами в 1974 году совершил 9-часовую пешую прогулку по Луне. С ней были связаны сильные переживания, и они полностью изменили его жизненные ориентиры. У него пробудилось всепоглощающее желание познать внутреннее, «Я — свой микрокосмос». Вскоре им был создан институт ноэтики – это наука о самоорганизации Космоса. Сегодня здесь исследуются процессы сознания, творчества, возможности для лечения болезней с помощью психической энергии и т.д.

Интересен опыт применения системы космического самопрограммирования и самовоспитания (КСП), основы которой были заложены Я. И. Колтуновым (1927-2016) в 50-х годах с целью профилактики факторов риска здоровья у будущих космонавтов от агрессии Космоса. Система и методики развития и применения скрытых возможностей и комплексного оздоровления человека основывалась на психосоциальной гипотезе, проверенной результатом многовековой практики духовного и физического здоровья человека, поиска методов его самосовершенствования.

Методики системы получили большую популярность в стране как космический комплексный оздоровительный подход с использованием самомассажа, психо-функциональных упражнений и аутотренинга-ауто-программ во время динамического медитативного бега.

Ян Иванович разработал ауто-программы системы КСП для настроя на волну  констант, открытых астрономом Кеплером, на эти вибрации, которые дают возможность  гармонизировать состояние организма.

Кеплер выявил, что планеты Солнечной системы, в в том числе и Земля, и наша Галактика живут по законам гармонии, соответствующие математической закономерности ряда Фибоначчи, который выявил также и Пифагор, назвав их музыкой сфер. И ноты звучания в этой симфонии – это константы, в целом составляющие Вселенский каркас.

В день семидесятилетнего юбилея Я. И. Колтунова, действительного члена (академика) Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского, автора книги «Моя жизнь среди Звезд, работы по ракетной технике и космонавтике», в поздравительном адресе подчёркивалась непреходящая ценность и приоритетность его научных разработок по развитию ракетно-космической науки и техники в деле становления Космической технологической Эры. Отмечена была приоритетность и важность вклада Яна Ивановича в процесс самосовершенствования, а также реализации  потенциала личности человека и его здоровья для приближении мирного Космического будущего. Созданная им система КСП и методики, как способ комплексного саморазвития-самопрограммирования на основе восточных, европейских и древнерусских практик, были апробированы в оздоровительном клубе КСП «Космос» с 1981 года.

По результатам изучения эффективности системы КСП, Ян Иванович считал, что: «…это многогранная философско-оздоровительная система, где само-программирование является методом познания, самопознания возможностей своего организма, взаимодействий и неограниченного развития человека, общества и природы». Он верил, что наука космического мировоззрения позволит понять закономерности воздействия Космоса на землян, развивая понимание непреходящей ценности единства народов в стремлении создавать условия для мирного гармоничного развития нашего земного сообщества.

Под само-программированием понимался выбор, изучение и сознательное закрепление в биологических кодах и памяти человека поставленных задач в состоянии глубокого расслабления под контролем самосознания.  Этому процессу помогало применение специальных целевых психофизических, интеллектуальных, социальных и других ауто-программ — с последующей их реализацией в предусмотренные интервалы времени при заданных параметрах биосистемы в зависимости от целевых задач.

Если говорить об опыте человечества над само-совершенствованием  человека, то он чрезвычайно разнообразен и во многих странах имел свои особенности. Они существовал и в России, и в Греции, на Среднем Востоке, в Индии, Тибете, Китае, Японии, Египте, у инков и ряда народов других стран мира. В большинстве случаев методы держались в тайне.

Медитативный бег как важный элемент системы КСП осваивался, как правило, под наблюдением инструктора, который знакомил занимающихся с правилами техники безопасности и самоконтроля. Обучение инструкторов-ведущих осуществлялось Я.И. Колтуновом в условиях Народного университета при Комитете Космонавтики.

Отзыв академика Д.С. Лихачева о системе КСП (20.09.84 г.) свидетельствовал:

«Я познакомился с Уставом клуба «Космос», а также с «Предложениями о развитии и дальнейшем более широком использовании метода комплексного само-программирования». Мне представляется, что оба документа чрезвычайно важны для внедрения в нашу воспитательную работу…»

Научное обоснование и эффективность системы КСП для занимающихся оценивалось в условиях НИИ гигиены труда в экстремальных условиях без сна и отдыха и функциональные показатели организма   были отражены в автореферате В. В. Семеникина, аспиранта Института психологии АН РФ. Результаты исследований на производстве в условиях МПО «Каучук» и Центра рекреационно-оздоровительных услуг по показателям повышения работоспособности, творческой активности и снижения дней потери трудоспособности по больничным листам были поразительными. Применение системы и методик КСП показали эффективность комплексного тренировочного подхода, помогая более интенсивно выполнять физическую работу в быту и на производстве, за счёт повышения функциональных возможностей организма. А также отмечалось снижение утомления и быстрое восстановлению сил после физических и умственных перегрузок, повышение эффективности активного отдыха на природе, восстановление силы и выносливости, возвращения бодрости, хорошего настроения.

Так психофизическая тренировка с привлечением самопрограммирования по системе Я.И Колтунова, основанная на опыте древних наук по совершенствованию организма помогали в изменении поведения биосистем в выгодном для человека направлении, в оптимизации их структурно-функциональной организации, т.е. в профилактике и лечении заболеваний. Для многих, это способ самостоятельного самопрограммирования и включения в работу, при необходимости, резервные возможности своего организма без ущерба для своего здоровья.

В древности определяли здоровье как отсутствие воздействий груза отрицательных поступков за время всей предыстории   своих предков и личных отрицательных поступков. И считалось, что только бескорыстные добрые дела могли помочь сохранить духовное и физическое здоровье, при этом важно быть единым со всей природой, ответственным за всё окружение, развивать своё самосознание и пробуждать самосознание других.

Полковник медицинской службы Е. Киркин был уверен, что: «Рассмотренные пути и возможности самосовершенствования являются дальнейшим развитием применения методов аутогенной тренировки», он понимал такой подход как своего рода самогипноз по известной методике Эриксона. Причем великий физик А. Эйнштейн рассматривая человека как физическое явление, замечает:

«Каждый человек заключен в темницу своих идей…»

Однако, ещё в давние времена обязанностью человека было умение «приходить к себе», увидеть своё место служению миру. Знаменитый девиз Дельфийского посвящения гласит: «Человек, познай себя, и ты познаешь Бога и Вселенную». О месте Человека во Вселенной и её влияния на него размышляли все обитавшие на нашей планете поколения, но исходя из разных посылок.

Вот выдержка из последней книги-завещания философа Николая Бердяева. «Царство Духа и царство кесаря»:

«Человек есть природное существо, он связан с космической жизнью многими нитями, зависит от круговорота космической жизни… отношение человека к космосу определяется тем, что он есть микрокосмос, он заключает в себе космос…»

Расширение взглядов на природу и самого человека всё больше усложняло отношения между исследователями. И, всё-таки научные поиски и эксперименты, прежде всего К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, смогли показать и оценить психосоматические взаимозависимости Человека и Космоса. По мнению врача Е.  Широковой, к.м.н. Г. Шаталовой, а также профессоров К.В. Судакова и Ю.С. Николаева, академиков  В.П. Казначеева, А.Е .Акимова очевидно, что

«… психофизическая система тренировок разработанная Я.И. Колтуновым методом космического комплексного самопрограммирования, органично сочетает достоинства европейской динамики (бег) и восточной статики с психофизическим настроем на доброжелательное взаимодействие с окружением, на активное решение жизненных задач, на бережное отношение к природе, на гармонизацию духовного и физического здоровья, собственного «Я» и отношений с другими людьми…»

Знания, передаваемые из поколения в поколение маленьких и      больших секретов живого организма, сегодня, в век прорыва нашей науки в Космос, благодаря существующего интернет-пространства, а также достижений биологии и медицины, дают   возможность сохранять здоровье практически каждому человеку.

Результаты применения системы само-программирования КСП и его государственная и общечеловеческая значимость для развития общества, человека, их контактов с природой неоценимы. При этом гармоничные отношения в семье и возможность соблюдения принципов здорового образа жизни с использованием тренировочных программ остеопатической направленности системы КСП, а также новейших методологий профилактической медицины, позволят сохранять здоровье своей семьи и будущих поколений.

Космос секретов организма человека на службе его здоровья

К.Э. Циолковского утверждал, что человек должен найти новые практические возможности взаимодействия с Космосом. Идеи великого нашего мыслителя, других учёных, раздумывавших о необходимости освоения Вселенной и дальнейшего развития человека, послужили отправной точкой для концепции самосовершенствования людей с помощью системы КСП, подтверждающей, что границ для развития человека нет.

Я.И. Колтунов, после окончания МАИ успешно работал в команде М.К. Тихонравова в ЦНИВКе, где он более 35 лет активно участвовал в решении технологических дерзновенных проблем для прорыва в Космос. Вместе с тем, Яна Ивановича интересовали возможности Человека в условиях взаимодействия его с непредсказуемым Космосом.

Досконально штудировались труды академиков И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, профессора И.Т. Фролова, объяснявшие психофункциональные резервные возможности человека и взаимодействие его внутренних систем, реакцию на различного рода раздражители внешнего мира. Обсуждение проблем и роль системы КСП в их решении с академиками Л.А. Орбели, П.А. Анохиным, В.Н. Пушкиным, Н.К. Платоновым и др. помогли привлечь опыт восточных мудрецов, сочинения которых хранились за семью печатями. Деятельность Я.И. Колтунова шла по двум колеям — инженерной и космоведческой. И всё очевиднее становилось: выход Человека в Космос закономерен и послужит подтверждением их слитности. Постепенно Яна Ивановича всё больше стало занимать многообразие форм этого слияния, осознание глубинных взаимосвязей между объектами Вселенной, продвижение не только вдаль, но и вглубь. Внимание всё больше концентрировалось на состояние Человека в Космосе, на его возможностях и его месте в необъятном космическом мире.

Внедрение методик КСП как практики естественного оздоровления поддерживали к.м.н. А.Ю. Катков, проф. Н.А. Агаджанян, а также академик А.А. Богомолец, изучавший причины преждевременного старения организма. Интересна была оценка системы КСП, созданной на   стыке наук, к. ф.-м н. А.Ф. Цандера:

«…Очень ценно, что на практике проводятся идеи самопрограммирования с помощью биополевых взаимодействий и введения управляющих систем, связанных с биополем…Плодотворна мысль о влиянии самопрограммирования на биокоды на генетическом уровне как о питании человека будущего (новые методы усвоения космической энергии с помощью биополя) и о взаимоотношениях между людьми и внеземными цивилизациями с помощью биополевого языка — это своего рода космическое эсперанто»

Согласно древним восточным подходам к здоровью, человек живёт благополучно до тех пор, пока его биополе по законам биоэнергетики не имеет изъянов, а энергетические каналы не перекрываются. Известно, что когда происходит нарушение духовного покоя и начинают одолевать негативные эмоции, чаще это раздражение, зависть, недовольство на грани выживания и т.д.—в системах организма идет разбалансировка, энергетическая оболочка повреждается и энергетические «пробоины» в биополе человека. лечат биоэнерготерапевты душевной теплотой, светлыми помыслами, любовью к врачуемому. Она-то и помогает энергии Космоса прийти на помощь к страждущему. Как осуществляется эта связь, какими механизмами пока неизвестно. И всё-таки со временем, будет найден ответственный механизм   за это икс- или зэт- поле, а также    будут изобретены измерительные приборы, и всё станет понятнее.

Известно, что современная медицина и биология признают только психосоматическое («сома» по-латыни «тело») единство человека. А по учению древней Аюрведы, за телесной и духовной реалиями организма стоит ещё одна, основная — «пара» (на санскрите — «сверх») глубинная, внутренняя реальность, т.е. за нашим физическим сердцем в области «пара» находится другое сердце, за мозгом — другой мозг и т.д.; от них в конечном счёте и зависит деятельность наших органов. Но таинственное «пара» уже находит объяснение на языке современной науки: это, возможно, квантовое поле, организующее нас как организм. И уже нащупывается ключ к управлению этим полем, и создаётся система приёмов. Выйдя на новый уровень знания, можно будет производить любые изменения в своём теле, т.к. все клетки организма реагируют на сигналы, идущим от квантового поля.

Требуется серьезная последовательная научная работа на уровне Академии медицинских наук, Академии общественных наук и др. с целью постановки экспериментов и исследований по комплексному развитию человека, по оздоровлению, очищению, само-программированию, саморазвитию, по системному подходу к воспитанию, дальнейшему развитию человека. Конечно важно также изучение взаимодействий с дельфинами, морскими котиками, рыбами, собаками, кошками, птицами, насекомыми на уровне мысли-образов и принципов комплексных позитивных взаимодействий при направленном само-программировании.  Интересны результаты применения Я.И. Колтуновым специальных ауто-программ непосредственно на себе при работе с дельфинами, другими животными и объектами природы в условиях Карадагского дельфинария в Крыму.

Известно, что индийских древних учениях отмелось большое количество самоуправляющих систем внутри организма. Так считалось, что, если человек полностью очистил свои 72.000 каналов и главные энергетические зоны, он способен ими пользоваться неограниченно. К примеру, почувствовать пульс в любой части тела, подвести энергию-информацию в любую часть тела, сконцентрировать свои волевые усилия на любой части тела. Или вызвать действие не только произвольных, но и непроизвольных функций организма—например, изменить сердечную деятельность, форсировать дыхательную деятельность, или же наоборот, замедлять её до одного дыхания в сутки (полсуток вдох, полсуток выдох). А можно воспринимать информацию на совершенно другом уровне — можно переводить возможность восприятия информации в область подсознания.

Таким образом, энергетический этап развития человека является не менее важным и ждёт своей экспериментальной объективизации. По древним представлениям, концентрация внимания связана с подводом энергии к объекту сосредоточения (на выдохе) или отводом энергии (на вдохе). Оказывается, можно концентрировать внимание на любой части тела (или внешнем объекте) и в результате, подводить (отводить) к ним энергию. Это может проверить каждый.

Развитие методов статического, динамического и психологического аутотренинга продолжалось и при обсуждении предложенных наработок в различных аудиториях. Это и секции био-электроники, биоэнергетики НТОРЭС им. А.С. Попова, и в институте прикладной математики им. М.В. Келдыша, и на Всесоюзных чтениях К.Э.  Циолковского, Н.Ф. Фёдорова, А.Л. Чижевского, Ю.А. Гагарина, С.П. Королёва — пионеров космонавтики. Общение с отдельными специалистами показывал большой интерес к концепции и практике само-программирования, ощущая в системе КСП громадный потенциал.

Становилось понятным, что разработанную систему можно реализовать в разных сферах: для эффективного и экономичного выполнения творческих задач, при создании уникальных объектов новой техники, в деятельности операторов напряжённых служб и руководящего звена, для оздоровления населения и освоения взаимодействий с природой, многофункциональной организацией биосистем всех живых организмов.

Сегодня всё больше сторонников идеи единого космического биоэнергоинформационного поля. Видимо, именно она со временем станет основой для объяснения важнейших явлений био-электроники, биоэнергетики, психологии и связи самопрограммирования со многими земными и космическими факторами.

Если, как известно, для системы КСП, в понятие здоровья входит духовно-нравственное, эстетическое, семейное, социальное, психическое, творческое, интеллектуальное, культурное, информационное, физиологическое, экологическое, физическое благополучие, то такое здоровье соответствует высоким установкам гармонического развития и самосовершенствования личности.     Такое понимание отражает умение взаимодействовать с окружающим миром, сохранять и улучшать окружающую среду, сберегать и множить высокие достижения цивилизации и управлять здоровьем при использовании не только методик системы КСП. Ведь наш здравый смысл, постепенно будет приближать нас к выбору правильной линии поведения в жизни, к обогащенному благодарному и конструктивно-информационному воздействия друг на друга.

Любые негативные, агрессивные мысли и действия порождают определённые био-программы: ничто не остается бесследным. Но духовное воспитание — не только стержень КСП, от него во многом зависит благополучие и нашей цивилизации.

Движение, поступок, мысль с отрицательной энергетикой, обращённые к обидчику, неизбежно обратятся злом для вас же. Многие болезни, особенно хронические, оставляют в подсознании свой след — отрицательную мыслеформу. Последняя бывает и следствием психологических травм— остается негативная информация — сохраняется болезнь. Научившись отсекать ущербные мыслеформы, негативную информацию, мы помогаем организму запускать механизмы самовосстановления. Во время конференций, слётов, тренировочных занятий клуба КСП использовалась богатейшая система психофизических упражнений, помогающая и ведущая к разумному взгляду на мир.

Один из таких подходов к самоуправлению организма— это использование и системы КСП, когда через самосознание осваиваются специальные программы аутотренинга в сопровождении медитации в покое и процессе двигательной активности. И как показывает практический опыт можно взаимодействовать с людьми не только словами, но, и мысленно. Надо медитировать об элементарных понятиях своей жизни и открывать для себя новые пути самореализации, подтверждая это делами. Это упорный ежедневный труд.

Я. И. Колтунов так оценивал умение и возможности концентрации мысли:

« …есть такая методика — медитация. Надо сесть с прямой спиной, сосредоточиться и разобраться, — чему нас учит Высокое, Божественное, совесть, опыт человечества для того, чтобы сделать правильный выбор действий. А когда мы чувствуем своё единение с Космосом, ощущаем своё слияние с ним, — это высшая форма медитации, —ведь этот объект беспределен и всепроникающий, по значимости нет ничего равного ему. И чем чаще возникает у человека названное чувство, тем справедливее говорить о его непрерывной медитации на Высшее Начало, а по мере духовного становления личности это состояние ведёт к глубинам космического мировоззрения. Мировоззрения, позволяющее реализовать позитивные мысли и дела, награждающие нас восстановлением здоровья, радостью жизни, творческим подъёмом, спокойным отношением к сложным ситуациям».

В результате наблюдается развитие творческих способностей человека, используется им колоссальная энергетика с помощью и таких способов как, например, древней Пранаямы, системы Цигун.  Эти методы и системы оздоровления также действуют через самосознание. Человек бросает пить, курить и другие вредные привычки, как только начинает чувствовать и понимать, что они снижают   не только энергетику организма, но и его удивительные возможности.

Не случайно в древности считали, что продвижение нужно начинать с очищения своих мыслей и языка, а самоконтроль —это твой взгляд на окружающий мир. О чём проницательно говорится в Благовествовании от Луки: «Ваши глаза — светильник вашему телу. Если глаза ваши видят ясно, то и всё ваше тело будет полно света. Если же глаза не видят ясно, то и всё ваше тело будет полно тьмы». Сопоставим эту мудрость с излагаемой концепцией о значении Космоса и нашем месте в нём с позиций нового миросозерцания. Ведь способность смотреть на мир доброжелательно — не что иное, как умение жить в унисон с положительными сигналами Вселенной, от этого радостнее живётся («тело будет полно света»). Убеждение, что Космос и Человек, наследующий его громадные резервы, неразделимы важно ещё и по другой причине: воспитывается уважение ко всем объектам единой природы, как к части себя самого и следованию   принципу «Я ответственен за всё» и «Я — это Ты».

Таким образом применение системы КСП, используя драгоценный опыт человечества по пробуждению самосознания убеждает, что любые негативные взаимодействия, поступки против внутренней совести и истины ведут к повреждению систем самоуправления и самоорганизации организма. А также его био-кодов, био-алгоритмов, био-программ и далее — рациональных взаимоотношений    личного Микро- и окружающего Макрокосмоса.

Приобретение человеком крепкого здоровья открывает широкие просторы для его практически неограниченного всестороннего развития. К примеру, в тибетских школах ученики обретают 72 чувства, а в индийских 48, вместо обычных пяти. В практике йоги, с помощью энергии, мысленно взятой из Космоса, при полной концентрации внимания снимается боль. При этом во время вдоха сосредоточивается внимание на солнечном сплетении, при начальной фазе выдоха — на щитовидной железе, а в конце его — на больном месте. Здесь благодаря этим приемам в зоне перенапряжённых мышц исчезает их спастическое состояние и неприятные ощущения уходят, особенно в сочетании со способами   очищения организма.

Разные народы мира накопили множество обычаев и традиций, связанных с физическим и нравственным очищением. Например, известна польза постов, как эффективная форма лечебно-профилактического голодания.  А на Востоке под Новый год звонят в колокол, и для верующих это сигнал: с каждым ударом приходит освобождение от — злобы, обид, раздражения.

Великий учёный, физиолог и врач, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов, живший задолго до эры кибернетики, считал, что человек есть система в высочайшей степени саморегулирующаяся и способная к само-программированию, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая.

Примеры оздоровительных комплексов по методу комплексного само-программирования Я. И. Колтунова

Сегодня, в условиях стресса и прессинга создавшегося напряжённого ритма жизни в мировом сообществе, важно, наряду со здоровым образом жизни активно использовать систему КСП в жизни каждой семьи. Нужно чётко понимать значимость такого профилактического подхода с целью духовно-нравственного и физического здоровья как семьи, так и будущих поколений.

Из 23 правил техники безопасности, которым занимающиеся по системе КСП обучались по принципу— ауто-программы контроля здоровья, можно привести такие примеры:

* на начальном этапе обучения исключались упражнения динамического аутотренинга (медитативный бег и др.) после статических занятий; допускать их можно было лишь со специальными программами самоконтроля на второй или третий год обучения;

* периодически рекомендовались, при освоении новых ауто-программ, проводить (в дополнение к регулярной диспансеризации) медицинский контроль перед началом и в процессе регулярных занятий и  т.д.

Важно было освоить и методы самоконтроля за состоянием своего организма.

Понятным становилась важность освоения методик, которые позволяли развить и ловкость, и силу, и гибкость, и быстроту, и обеспечить возможность переключения, допустим, с одного комплекса информации на другой за короткое время, увеличить возможности восприятия, развить интуицию, развить много новых качеств. Считается, что именно в статических условиях, вначале выполняя определённые упражнения с концентрацией внимания, человек может неограниченно развить силу, гибкость без ущерба для организма, При подготовке к упражнениям и ауто-программам в  покое  биохимические реакции идут полностью — до получения воды и углекислого газа, и в результате, человек не устаёт— становится готовым к значительной и конструктивной физической и умственной деятельности и даже исправляет свои нарушенные био-программы сравнительно быстро.

Обычно тренировочные занятия клуба проводились различными группами по 7-10 человек, при этом радостное настроение поддерживал инструктор-ведущий, предлагая время от времени вспомнить забавные случаи из своей жизни или вызвать в памяти образ дорогого человека. Известно, что эффективность любого упражнения в большей мере зависит от состояния внутреннего мира, от добросердечия. любознательности внешнего окружения. Так складывался культ преклонения перед тем, что уже заложено в каждом из присутствующих.  Выражением духовности служила   медитация-«настройка» занимающихся: все вместе, разом концентрировались на произносимых ведущим словах: «Мир» и «Добро», посылая искренние пожелания ввысь, в Космос, Вселенную для оздоровления и облагораживания нашего земного сообщества..

После предварительной разминки, которую можно было освоить и самостоятельно, проводилось обучение общему расслаблению всех мышечных групп тела во время пробежки с применением различных, из более 300 ауто-программ, разработанных Яном Ивановичем.

Разминка состояла из нескольких упражнений с использованием самомассажа, которые можно было использовать выборочно, например, таких как:

Упражнение 1:

— вытянуть горизонтально вперёд прямую левую руку. Ладонью правой руки провести сверху по левой руке от кисти до плеча с усилием 1,5—2,0 кг; сконцентрировав внимание на зоне контакта. Промассировать мышцы в области плеча;

— ладонью правой руки провести по нижней стороне левой руки, от пальцев её, и, минуя подмышечную впадину, по верхней части грудной клетки до правого плеча;

— ладонью правой руки снова провести по левой руке; в тот момент, когда правая ладонь поднимается выше локтя левой руки, согнуть её под локтем правой руки и обхватить ладонью правое плечо снизу. Локоть правой руки максимально приближается к левому плечу; её кисть в это время продвигается вниз по спине, массируя все мышцы под ладонью, так что со стороны кажется, будто человек обнимает сам себя. То же самое проделать другой рукой. Повторить 2 —3 раза.

Упражнение 2:

— провести ладонями сверху вниз по голове, загибая и массируя ушные раковины (где находятся до 300 активных точек), шею; затем выполнить движение снизу-вверх. Повторить 2—3 раза.

— провести ладонями сверху вниз по голове, массируя уши, щеки, шею и по верхней части груди. На груди развернуть все пальцы, кроме большого, к спине, и продолжать вести ладони, медленно наклоняясь, по спине, ягодицам, бедрам, голеням, пяткам; ноги держать прямыми;

— провести ладонями по передней части тела от пальцев ног до талии;

— провести ладонями от талии вниз до полного выпрямления ног.

Упражнение 3:

— рёбрами ладоней перерезывающими движениями (справа налево и слева направо) с прижатием, порядка с усилием до 2-х кг, массировать переднюю часть тела и затем, при медленном повороте туловища, бока. Сосредоточивать внимание вначале под рёбрами ладоней, а при скручивании тела также на позвоночнике;

— массировать большим и указательным пальцами спину, ягодицы, заднюю часть ног;

— рёбрами ладоней, расположенными друг к другу под углом, массировать переднюю часть ног, брюшную полость, грудную клетку. Продолжать массирование, поменяв положение ладоней — не под углом, а параллельно одна к другой (то левая ладонь сверху, то правая).

Упражнение 4:

— мысленно прочувствовать (представить себе образ щипка), что вы ущипнули себя, к примеру, за плечо; затем сделать щипок при концентрации внимания на пальцах или в месте щипка. Предварительно чётко представить себе последующие действия, щипать с разных сторон плечи, кисти рук, предплечья, бока, спину, брюшную и грудную полости, ягодицы, бедра, голени, пятки; постепенно усиливать щипки. Мысленное «проигрывание» каждого щипка весьма важно, поскольку этот приём развивает навыки самоуправления.

Упражнение 5:

— широко размахнуться и расслабленной левой рукой ударить по правому плечу, разворачивая туловище. Подобными ударами прорабатывать всё тело в той же последовательности, как и в предыдущем упражнении. И так же мысленно заранее представлять последующее действие — удар. Если тело готовится к нему, оно выплескивает сгусток энергии, который берёт на себя этот удар, и на теле даже при большой его силе не остаются синяки. Замахи руками, а также щипки, как в предыдущем упражнении, можно делать, не касаясь тела руками, и в подобном случае тоже будет ощущаться поток энергии.

Упражнение 6:

— стать прямо, поднять как можно выше согнутую в колене и расслабленную левую ногу; медленно провести прижатыми ладонями по щиколотке, боковым её сторонам, постепенно опуская ногу до распрямления. Повторить несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу нажатия ладоней, как бы переходя к бегу на месте или быстро «натягивая брюки».

Во время вращения сосредоточить внимание сначала на запястьях, затем на середине ладоней, кончиках пальцев; пройти последовательно по этим зонам, но уже с ощущением ударов пульса. При этом весьма значима концентрация внимания: она повышает эффективность упражнений, расширяет возможности само-регуляции, повышает энергетику как суставов, так и мышечных групп. Направление вращения кистей надо менять: навстречу одна другой, в противоположную сторону и т. п.

Упражнение 7:

— стать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Вначале нужно создать мысли-образ упражнения: представить, что руки медленно вращаются в области локтевых суставов. После этого выполнить само движение. Создать следующую мысли-форму — предплечье. Повторить 2—3 раза.

Упражнение 8:

(из арсенала тибетского самомассажа):

— большим и указательным пальцами правой руки с силой обхватить кончик большого пальца левой руки (ноги) по боковым краям ногтя и как бы выдернуть палец, делая звучный щипок. То же проделать со всеми пальцами рук и ног. Повторить по 7 раз. Затем выполнять щипки, обхватывая пальцы сверху и снизу, также по 7 раз.

Упражнение 9:

— большие пальцы рук согнуть в суставах и помассировать их друг о друга до появления теплоты; провести суставами посередине головы от межбровья до затылка; повторить 7 раз. Снова потереть суставы больших пальцев друг о друга, поочередно провести ими несколько раз над бровями, по голове, начиная от межбровья и далее по диагонали. Помассировать круговыми движениями точку между бровями (зона аджна-чакра), внешние и внутренние уголки глаз, место над верхней губой, а также другие биологически активные точки. Таковыми могут служить также точки» долголетия»:

— цзу-сан-ли («точка 100 болезней»), расположенная книзу от наружного края коленной чашечки;

— хэ-гу, которая находится на тыльной стороне кисти руки на стыке основания большого пальца и края ладони (для её обнаружения нужно прижать большой палец к указательному, на вершине образовавшегося мышечного бугра и находится искомая точка).

СУСТАВНАЯ ГИМНАСТИКА. Она завершала подготовку тела, души и настраивала организм на возможности медитативного бега. Вот несколько упражнений из её цикла, например:

Упражнение 1:

— руки вытянуть перед собой, кисти на ширине плеч. Медленно и плавно вращать кисти рук, постепенно увеличивая амплитуду движения кисти. Они вращаются в обратном направлении, нужно реализовать её. Затем представить, что обе руки вращаются в одном направлении, и выполнить эту программу. Вращать руки (с предварительным созданием соответствующего мысли-образа) в разных плоскостях — вертикальной, горизонтальной, наклонной, одна рука в левую сторону, другая в правую и т. п.

Упражнение 2:

— промыслив последующие действия, вращать в плечевом суставе прямую правую руку по кругу (снизу-вперёдвверх-назад). Затем внести вариации: вращать руки — поочередно одну за другой в одном направлении — сначала назад, потом вперёд; выполнять махи рук в противоположном направлении: правая вперёд, левая назад и наоборот и т. д. При выполнении движений концентрировать внимание на области плечевого сустава, кистях, пальцах рук, пульсе; можно и на кончике языка или носа активных точках.

Упражнение 3:

— плавно наклонить голову вперёд до касания подбородком ярёмной ямки (между ключицами); поднять голову, запрокинув её; рот всё время закрыт. Выполнить различные вариации:

— наклонять голову в обе стороны, касаясь ухом плеча;

— поворачивать голову вправо-влево, как бы стремясь увидеть, что происходит позади;

— обхватить голову ладонями сзади, прижать её к груди. Удерживать внимание при вдохе на солнечном сплетении, при выдохе — на шейных позвонках. Можно также выполнить полевой массаж шеи (промассировать её, не касаясь руками, на некотором расстоянии).

Упражнение 4:

— пошевелить всеми пальцами правой ноги, раздвинуть их, насколько позволяет обувь, поднять и опустить поочередно все пальцы; то же самое проделать с левой ногой.

Стать на левую ногу, поднять прямую правую ногу; мысленно прочувствовать вращение стопы вокруг голеностопного сустава вправо с постепенным нарастанием амплитуды и скорости, реализовать эту программу; концентрировать внимание на линии пятка — большой палец правой ноги. Выполнить то же упражнение, но вращая стопу влево. Затем поменять ноги (обязательно думать в это время о чем-либо отвлеченном и приятном. Не забыть представлять, что данные упражнения естественны для вас);

— присесть на левой ноге, вытянуть правую вперёд. Потянуть несколько раз носок правой ноги к себе, затем от себя. Проделать то же самое, стоя на правой ноге. Отклонить правую (левую) стопу до предела вправо, затем влево. Концентрировать внимание на голеностопных суставах:

— тщательно массировать коленные суставы сначала пальцами, затем всей ладонью в разных направлениях;

— стоя прямо, поднять правое бедро до горизонтального положения с концентрацией внимания на коленном суставе. Постепенно увеличивая амплитуду и скорость, вращать стопу и голень по кругу вправо, затем влево. Повторить упражнение, поменяв положение ног;

— стоя на левой ноге, поднять прямую правую ногу и плавно вращать её вокруг тазобедренного сустава, наращивая амплитуду и скорость движения; сосредоточивать внимание на суставе. Не прекращая вращения, отвести ногу вправо, затем назад. Затем выполнить «восьмерку» в противоположном направлении. Повторить упражнение, поменяв положение ног.

Упражнение 5:

— вращать корпус тела влево, затем вправо со смещающейся вверх-вниз максимальной амплитудой отклонений; внимание сосредоточить на наиболее напряжённой зоне позвонков;

— стать прямо, ноги вместе, пальцы рук расположены на плечевых суставах. Вращать позвоночник в разные стороны при неподвижном плечевом поясе;

— стоя, выполнять наклоны вперёд-назад, влево-вправо, стараясь задействовать все позвонки; на выдохе — наклон и концентрация внимания на позвонках, на вдохе — возвращение в и. п. с концентрацией внимания на солнечном сплетении;

— стоя, выполнять повороты (скручивания) туловища вправо-влево, начиная с нижнего позвонка и кончая верхним.

Суставная гимнастика завершает разминку. После неё можно сделать несколько поз восточной гимнастики, рекомендуется лёгкий бег на месте с созданием положительных мысли-образов — вспоминаются забавные случаи и т.д. После небольшого перерыва можно перейти на медитативный бег с использованием ауто-программ.

Ауто-программы — это ряд простых и усложнённых вариантов углубленного настроя своего организма (по типу самогипноза Эристона) или аутотренинга, например:

— расслабление и напряжение полное — затем расслабление и напряжение определённых частей тела и систем организма;

— чувство тепла и холода общее — чувство тепла и прохлады в определённых точках и органах;

— ощущение тяжести, невесомости общее — тяжесть, давление, невесомость определённых участков тела и органов;

— ускорение (замедление) ритма сердечной деятельности — ощущение пульса в любой точке, органе;

— ускорение (замедление) ритма дыхания — дыхание с мысленной концентрацией на определённой точке, органе со сменой точек сосредоточения при вдохе и выдохе;

— снятие боли или недомогания общего — снятие боли

(недомогания) в точке, органе, системах тела;

— движение общее — движение элементов тела (конечности, мышечной группы);

— чувство вкуса (осязания, обоняния) общее — вкус составных элементов или на расстоянии (осязание в точке, на участке кожи, на поверхности, внутри органов), запах составных элементов в точке, на расстоянии, обеими или каждой ноздрей;

— слуховые образы общие — акустическая дифференциация, вне, внутри, на расстоянии;

— спокойствие общее — спокойствие, дифференцированное по уровням для отдельных собеседников;

— внимание общее — внимание одностороннее (частичное); концентрация внимания на теле — сосредоточение на любой точке, органе;

— эмоции (регуляция общего уровня) — частные эмоции (радость, гнев, печаль и др.), изменение их уровня — снятие по собственной программе.

После освоения простых и усложнённых ауто-программ наступает черёд сложных. Но на первом этапе, при регулярном ежедневном занятии, вполне возможно самостоятельное освоение возможности саморегуляции На втором этапе без руководителя-инструктора освоение сложных ауто-программ не обойтись, во всяком случае, очень немногие способны добиться успеха в одиночку.

Вот пример некоторых сложных ауто-программ:

— расслабление и программирование работы отдельных органов, физиологических систем, групп мышц;

— мысленная имитация уровней регулирования и взаимодействия органов, систем, мышц;

— мысленное созерцание (перемещение) объектов, мысленное наложение объектов друг на друга;

— видение объекта через сосредоточения на нём;

— концентрация на параметрах, характеристиках объекта;

— мысленное перевоплощение в другой образ, объект;

— регулирование настроения (общего, направленного);

— мысленное воздействие на точки акупунктуры;

— регулирование работоспособности (общей, направленной);

— создание и регулирование состояний творчества, интуиции и др.;

— изменение уровней взаимодействия с людьми и защита от посторонних мысленных воздействий;

— создание положительного поля;

— развитие новых способностей (физических, умственных, психологических), регулирование параметров организма.

В заключении важно подчеркнуть, пришло время стремительного развития космонавтики, которое, как никогда, требует смелых, сильных духом и телом людей с высокими нравственными идеалами. Система комплексного само-программировании Я. И. Колтунова с целью сохранения духовного и физического здоровья, принимавшего более 30 лет активное участие в разработке ракетной индустрии нашей страны, насчитывает тысячи последователей на просторах нашей необъятной страны, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Ян Иванович в своём докладе на конференции мирового сообщества по развитию Духовной Культуры человечества (Астана, 1911 г.) от имени представляемых им обществ (отделений и участников клубов Космического само-программирования и саморазвития (КСП, ВДКС «Космос») международной Академии Духовного Единства народов Мира, а также от имени:

— Международной Академии наук, искусств, образования и культуры,

— Международной Академии наук о развитии нравственности, творчества и безопасности,

— Академии «Авиценна»,

— участников Российской Академии космонавтики имени К. Э. Циолковского,

— Ассоциации ветеранов ракетно-космической науки, техники и космонавтики при Комиссии по использованию и развитию творческого наследия пионеров освоения космического пространства),

обратился с просьбой к участникам, донести до представляемых ими глав государств, резолюцию конференции с рекомендациями по формированию Единой Духовной Культуры человечества. Так как положения резолюции способствуют гармоническому духовно-нравственному самовоспитанию, саморазвитию и само-программированию направленных на оздоровление, пробуждение самосознания и реализацию творческих возможностей каждого человека.

Система КСП была также рекомендована для её освоения как в средних, так и в высших учебных заведениях ещё в 1990-х годах. Систематическое использование её в течении 35 лет в условиях работы и занятий оздоровительного клуба КСП «Космос» помогало сохранять здоровье и способствовала активному творческому и нравственному становлению личности каждого занимающегося и нашло отражение в книге памяти «Космос ученого и просветителя Я.И. Колтунова».

Это один из подходов, отвечающий задачам сегодняшнего информационно-интеллектуального времени и развития нашего современника, помогая каждому человеку не только программировать, но и управлять своим здоровьем. Способствуя реализации творческого потенциала каждого человека, использовать современные научно-технические ресурсы для развития высоконравственной и устремленной в Космос Цивилизации в условиях наступившей Эры космонавтики.

И, как многие передовые ученые мира, Ян Иванович Колтунов считал, что уровень научно-технического прогресса способен содействовать успешному решению поставленных перед человечеством задач, прежде всего его нравственного и физического здоровья, при объединении усилий и действий в условиях мирного сотворчества всего земного сообщества.

Галина Ергазина–Галеррос

Фото к статье с сайта Яна Ивановича Колтунова

На фото: Ян Иванович Колтунов на встрече в головном НИИ Министерства в 1969 г. рассказывает лётчику — космонавту Георгию Тимофеевичу Береговому (летал в космос 26 — 30.10.1968 г. на «Союзе — 3») о своих новых изобретениях и теоретических разработках, связанных с обоснованием и созданием нового класса ракетно-космических аппаратов, движущихся по квазикеплеровым орбитам с гипер- или гипокосмическими скоростями, т.е. большими или меньшими первой космической скорости, с использованием новых способов выведения и обеспечения движения таких аппаратов по необходимым орбитам (авторское свидетельство №60524 от 27.03.1969 г.) Георгий Тимофеевич рассказывал об это изобретении друзьям — космонавтам.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ